Работа с кейсами в рамках учебного процесса.
статья

Сальникова Евгения Юрьевна

Главное ее предназначение кейс - технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_keysami._statya.odt29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с кейсами в рамках учебного процесса.

Работа с кейсами в рамках учебного процесса известна в мире с 1908 г.
           В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

        Название кейс-технология произошло от латинского «casus» (казус) - запутанный, необычный случай, а также от английского «case» (кейс) - портфель, чемоданчик.

        Кейс-технология это - запутанный и необычный случай в чемоданчике.

        Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

        Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации.

 Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

 Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Кейс – метод развивает: 

  1.  умственные, сенсорные и речевые способности.
  2.  аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  3.  формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  4.  практические умения.
  5.  социальные умения (оценивать поведение  детей, умение слушать,     поддерживать чужое мнение).

В дошкольном образовании используют следующие виды кейс-технологии:  

В ДОУ:

        - игровое проектирование-

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. эту технологию мы используем в разных вариантах.

метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;

        - метод ситуационного анализа.

Для дошкольников чаще всего используют:

- метод анализа конкретных ситуаций - кейс –стади;

- кейс- иллюстрации .

- фото-кейсы .

Чтобы создать сами кейсы, нужно:

1. Определение темы и вопроса исследования  (они должны быть интересны детям).

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Этапы работы с кейсом разных видов следующие:

  • Первый этап: подготовительный.

Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

  •  На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
  • Третий этап: (анализ принятия решения), воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
  • На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Рассмотрим некоторые методы кейс-технологии подробнее на примерах.

1.Технология кейс – стадии.

Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Рассмотрите технологическую карту деятельности по технологии кейс-стади.  Мы видим в ней все этапы технологии.

На слайде представлена технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

ТЕКСТ Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

- Юру позовите.

- Юры нет дома. А с кем я говорю?

- Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

  • Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
  • Почему?
  • Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
  • О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
  • Предложите свой вариант разговора по телефону.

  1. Кейс-иллюстрация

        Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед.задачи.

        Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема.  Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

 Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

  1. Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
  2. Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему.
  3. Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
  4. Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса..

Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес

  • 3. Часто  в работе с детьми  применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото –кейс» входит:

  1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
  2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
  3.  Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Пример фото-кейс «Дети обедают»: Цель: создать мотивацию необходимости кушать суп.

Кейс состоит :

  1.    Фото « Дети  обедают» 
  2.  Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дежурные накрыли на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

  1.   Вопросы: Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на месте Егора?

Можно дополнить кейс фото повара на кухне – готовит суп, фото ребенка с пустой уже тарелкой, виды супов – кто какой суп любит, из чего готовят и т.д.

Этапы работы с фото-кейсом те же.

Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. На собственном примере могу сказать, что  если мы используем для создания кейса фото детей группы, то длительный интерес и масса эмоций уже обеспечена!. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

4. Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение дошкольников принять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»

  • Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
  • Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
  • Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
  • Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Навык положительного отношения к миру.

Практическая часть.

 Я приготовила для вас кейс ситуационно-ролевая игра  «Настоящие друзья»

Ситуация: « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

Обсуждение ситуации: что произошло?

Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары:  один  ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.  Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.

Воспитателям  обыгрывают ситуации.

В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

Список литературы

  1. 1. Алексеева, М.М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
  2. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.
  3. 2. Богуш, А.М. Речевая подготовка детей к школе / А.М. Богуш. – К.: Рад.школа,
  4. 1984. – 175 с.
  5. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
  8. ШимутинаЕ.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
  9. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm    Педагогические технологии и инновации
  10. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html   Развивающие педагогические технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году

Справка о предоставлении опыта работы в рамках учебной практики студентов в 2019-2020 учебном году...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

ПРИКАЗ от 27.09.2021. № 179-ОД. О проведении детского конкурса творчества "Осенние фантазии" совместно с родителями в рамках единого тематического планирования в соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год.

ПРИКАЗ от 27.09.2021 .№ 170-ОД. О проведении детского конкурса творчества  "Осенние фантазии" совместно с родителями в рамках единого тематического планирования в соответствии с планом ...

ПРИКАЗ №11-ОД от 18.01.2021. О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая". В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с целью активизации деятельности по формированию экологического мышления у ребенка.

ПРИКАЗ №11-ОД от 18.01.2021.О проведении экологического конкурса "Чудо-кормушка" в рамках "Птичья столовая". В соответствии с планом работы ДОУ на 2021-2022 учебный год с целью акт...

Описание работы над созданием кейса - книги и методики работы по кейсу

Участие в Международном сетивом проекте "Сказкотека: Сказки народов России - детям. России и рускоязычного мира ", проект был направлен на создание кейса - книги по работе с текстом по долга...

План работы с семьёй в рамках клуба «Здоровая семья», за 2023-2024 учебный год

Цель – формировать физическое и психическое  здоровье детей, посредством включения различные  виды деятельности, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни,...