семинар для педагогов ДОУ
материал

Швыдкова Надежда Владимировна

данный материал предназначен педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_na_sayt.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по теме:

     «Музыкальное воспитание дошкольников»

для воспитателей и специалистов детского сада.

Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия специалистов и воспитателей МКДОУ  в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач музыкального воспитания, в том числе, и в самостоятельной музыкальной
    деятельности, и в режимных моментах дня;
  2. Уточнить и расширить знания о роли музыкального восприятия в
    интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.

Оборудование: аудиозапись произведения М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (фортепьянное исполнение - Святослав Рихтер и оркестровое исполнение симфонический оркестр под управлением Светланова); диск «Танцевальная ритмика» № 3, Т. Суворовой, трек № 2; дидактическое пособие (цветные карточки) на ассоциативное восприятие музыки.

Лекция.

Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. /В. Г. Белинский/

Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки...Музыкальные способности любого ребенка могут развиться, если его воспитывают с самого

раннего возраста подходящим способом.

/Дьюлане Михайи./

I. Теоретическая часть.

В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир.

Музыкальное восприятие представляет собой сложный, многосоставной процесс. По словам Ю. Н. Рагса, «это работа представления, памяти, мышления, это активное включение предыдущего опыта (не только музыкального), это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание». Композиторы осознанно или неосознанно используют особенности музыкального восприятия и тем самым активизируют все названные психические функции находили отклика даже в среде просвещенной публики - ныне это одно из самых популярных произведений классического репертуара.

Наиболее логичным представляется мнение об адекватности восприятия В. Медушевского: «Адекватное восприятие - это идеал, эталон восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей предыдущей культуры». То есть говорить об адекватности музыкального восприятия можно только в том случае, если слушатель является человеком музыкально образованным, знакомым с основными достижениями музыкальной культуры. (Медушевский В., 1980. С. 143.) «Чтобы реальное восприятие могло быть названо адекватным, слушатель должен на основе владения музыкальным языком, жанрово-стилистическими представлениями, системой художественных ценностей при помощи своего художественного мышления понять произведение и найти в нем глубокий личный смысл.» (Там же. С. 155.)

Значительная роль в воспитании слушательского восприятия принадлежит Л. Бетховену. Когда он выступал, то требовал, чтобы к искусству относились серьезно, не взирая на титулы. Бетховен мог поставить на место любого, кто позволял себе какие-либо вольности во время звучания музыки.

Только в XIX - XX веках восприятие слушателя начинает приобретать главенствующее значение, моделирующее композиторскую и исполнительскую деятельность. Оно становится сложным, самостоятельным мыслительным процессом, так как одна их исторических функций музыкального восприятия заключается в выработке и установке художественных критериев.

II. Практическая часть.

Муз. руководитель: предлагаю послушать пьесу композитора                    М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Определить характер музыки и средства музыкальной выразительности и, может быть, изобразительности, а также форму произведения. Сравнить пьесу с произведением другого композитора П. И. Чайковского «Баба-яга»

Краткая историческая справка о композиторе.

Мусоргский Модест Петрович (21 III 1839 в Псковской губернии - 28 III 1881, Петербург) - русский композитор, пианист. В раннем детстве обучался дома игре на фортепьяно, после переезда в Петербург продолжал занятия с пианистом А. Герке, поощрявшим его первые шаги сочинения музыки. В дальнейшем изучал музыку под руководством М. Балакирева. В 1952 поступил в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой (1856) 2 года служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка. Мусоргский стал участником творческого содружества «Могучая кучка». Характерные черты его композиторского стиля - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности и изобразительности, психологическая проницательность. Вершина творчества Мусоргского - его оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Сочинял пьесы для фортепьяно, в том числе сюита «Картинки с выставки» (1874), 67 романсов и песен.

Муз. руководитель: как изображается Баба-яга у М. Мусоргского?

Слушатели: она злющая, свирепая.

Муз. руководитель: да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, беснующейся, лютой ведьмы.

Муз. руководитель:   с помощью каких выразительных средств композитор достигает подобного впечатления?

Слушатели: за счет динамики (музыка громкая), в ней слышны резкие, внезапные, жесткие акценты и даже паузы звучат как-то устрашающе.

Муз. руководитель: а что можно сказать о темпе, какую роль он играет в создании музыкального образа?

Слушатели: музыка все время ускоряется, мчится - грозная, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс, даже с оттенком злобного торжества.

Муз. руководитель:   что вы можете сказать о форме музыкального произведения, его строении?

Слушатели: в пьесе Мусоргского три части. В середине все внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки.

Муз. руководитель: уточните роль регистра?

Слушатели: в средней части мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба-яга задумала что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится...

Муз. руководитель: Если сравнить пьесу «Баба-яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского и пьесу М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках», в какой из них Баба-яга вам показалась наиболее злой?

Слушатели: В пьесе Чайковского можно найти и черты юмора, комизма, а у Мусоргского Баба-яга очень страшная.

Муз. руководитель: Да, я согласна с этим утверждением. А что общего в характере этих пьес?

Слушатели: В обоих произведениях явственно слышен элемент суетности, поспешности, какой-то возни.

Муз. руководитель. Предлагает одному из слушателей подойти к столу, на котором разложены цветные карточки и выбрать ту, цветовая гамма которой, по его мнению, соответствует (ассоциативно) характеру прослушанного произведения.

Музыкальный руководитель благодарит всех

за внимание и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...