проект
проект
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_firsova.docx | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект «Колокольный звон России»
Подготовил
Музыкальный руководитель:
Фирсова А.И.
Проект «Колокольный звон России»
Вот уже пятый год мы работаем над темой самообразования по приобщению детей к истокам русской народной культуры. А колокольчик – удивительный предмет, музыкальный инструмент, который является неотъемлемой частью народной культуры. Колокольчик – безусловно , предмет очень символичный и многогранный: это и колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный; это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, по которым мчится русская тройка, звеня поддужными колокольчиками; это и колокольчики просто украшающие наш быт.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в проблеме формирования у детей дошкольного возраста чувства причастности к жизни своего народа, желания быть продолжателями русских традиций.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы «Колокольный звон России», так как колокольный звон является символом Православной духовности и имеет огромное значение для культурного наследия России. Колокольный звон, идущий из глубин веков, имеет великую силу и помогает ощутить себя частью Отечества.
Для детей дошкольного возраста очень часто обычные вещи приобретают необыкновенный интерес и способствуют развитию познавательного интереса и активности.
А началось все с того, что как-то в группу София принесла колокольчик. Ребята стали рассматривать колокольчик, у детей возникли вопросы: Откуда идет звук? Почему у колокольчика в группе звук другой? От чего это зависит? И почему они не похожи друг на друга? А Матвей сказал, что у него дома есть другой колокольчик и некоторые дети его поддержали. Вот так и появилась идея создать проект о колокольчике как о старинном русском музыкальном инструменте и как о необходимом предмете быта.
Но дошкольники еще не были подготовлены к восприятию сложного языка символов, поэтому открытие и изучение мы начали с малого, простого и доступного – с работы с вещью, с таким еще совершенно обыкновенным для ребенка предметом – колокольчиком, ведь мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям.
Работу мы начали с бесед с детьми и выяснили, что большинство детей имеют представление о колокольчиках, многие ребята слышали колокольный звон, который произвел на них сильное впечатление.
По ходу проекта мы находили ответы на вопросы:
Какие виды колокольчиков бывают? В какие игры можно играть с колокольчиком? А еще для чего колокольчик в жизни необходим? Каких размеров бывают колокольчики? Что такое колокол? Как их отливают? И строение у них как у человека. И имена у некоторых колоколов есть, даже очень смешные. Узнали, чем колокольчик отличается от бубенчика.
Тип проекта: практико - информационно – ориентированный, творческий.
Срок реализации проекта: 3 месяца /среднесрочный/
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: формирование у детей духовно-нравственных ценностей через приобщение к русской народной культуре.
Задачи проекта:
Дети:
- сформировать знания о видах колоколов и колокольных звонах на Руси;
- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания;
- обогащать и расширять словарный запас детей;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине;
- развивать творческий потенциал.
Родители:
- создать в семье благоприятные условия для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
- способствовать развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
- вызвать желание семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- В рамках реализации проекта дети имеют представление о различных видах колоколов, их создании, строении и особенностях звучания.
- Познакомились с историческим прошлым и настоящим колоколов и колокольчиков;
- Расширили знания детей о народных подвижных , музыкальных, хороводных играх с колокольчиками и научились в них играть;
- Сформировали эмоциональную отзывчивость на звуки колокольного звона;
- Обогатили и расширили словарный запас детей;
- Способствовали развитию у детей интереса к продуктивной, творческой деятельности, русскому фольклору, народным традициям и обычаям;
- Продолжили сотрудничество и взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе реализации проекта, в дальнейшем развитии личности ребенка.
Продукты проектной деятельности:
- Мини-музей колокольчиков.
- Презентация «Колокольчики России».
- Картотека игр с колокольчиками.
- Фотоальбом «Колокола России»
- Конспект НОД «Такие разные колокольчики»
- Творческие работы детей: рисунки, поделки.
- Видеотека виртуальных экскурсий в музеи колокольчиков г. Касимова и г. Валдая и обучающих мультфильмов из серии «Шишкин лес».
- Аудиозаписи различных колокольных звонов, звуков колокольчиков.
Методы и приемы:
- Организация развивающей среды;
- Совместные игры воспитателя с детьми;
- Чтение, просмотр, прослушивание и совместное обсуждение с детьми произведений художественной литературы, презентаций, виртуальных экскурсий, музыкальных произведений;
- Продуктивная творческая деятельность;
- Коллекционирование;
- Беседы и рассказывание;
- Рассматривание фотографий и иллюстраций.
Формы работы с родителями:
- Создание в семье благоприятных условий для развития познавательного интереса ребенка с учетом опыта, приобретенного в детском саду;
- Способствование развитию совместного познавательного интереса родителей и детей;
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Цель:
- формулировка проблемы, цели и темы проекта;
- сбор информации;
- анализ литературы;
- создание перспективного плана работы проекта «Колокольный звон России»;
- определение продукта проекта;
- опрос родителей.
- Практический этап.
Цель:
- реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
- Обобщающий этап.
Цель:
- подведение итогов;
-организация презентации проекта.
Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
Отсутствие интереса у детей темой проекта. Малая активность детей и родителей в участии в совместных мероприятиях в ходе реализации проекта. Недостаточное количество наглядно- демонстрационного материала, экспонатов для мини – музея.
Пути преодоления рисков:
Заинтересованность детей через НОД, беседы, дидактические, подвижные, музыкальные игры, мастер-классы, виртуальные экскурсии в краеведческие музеи городов Валдай и Касимов.
Создать дидактические, наглядно-демонстрационный материал силами педагогов и родителей, используя ресурсы интеренета.
Только в тандеме «родители + педагоги + дети» мы сможем получить положительный результат бережного отношения детей к наследию русского народа.
Для ознакомления с русскими колоколами и колокольным звоном разработали тематический план совместной деятельности.
Основной формой знакомства с колокольчиками были беседы, наблюдение, рассматривание, слушание. Рассматривая колокольчики и беседуя об их назначении и функциях, дети узнали о колокольчиках для домашних животных, их необычном названии – ботало; о применении их на морских просторах (рында), о том, что раньше не было пожарной охраны, а для оповещения людей о пожаре в деревнях и селах использовали пожарную колокольню.
Постепенно, от простого к более сложному, мы с детьми подошли к самым главным российским колоколам – церковным. Так они узнали о Царь Колоколе, Новгородском колоколе. Побывали с детьми на виртуальных экскурсиях в музеях колоколов города Валдая и города Касимова. Узнали, как проходит процесс изготовления колокольчиков, о том, что у колоколов, как и у людей, есть свои имена («Медведь», «Козел», «Лебедь», «Баран» и другие в зависимости от звучания) и о многом другом.
Дошкольники и родители с большим интересом окунулись в мир исследований и открытий. Каждый день в нашей группе появлялись все новые колокольчики. Ребята уже самостоятельно размышляли о материалах, из которых сделаны колокольчики, об особенностях их звучания, применение и т.д. силами родителей в группе был организован мини-музей колокольчиков. Собраны колокольчики разных размеров и изготовленные из разных материалов.
Рассматривая и играя в колокольчики, дети восхищались разнообразием представленных колокольчиков, их неповторимостью, особенностью звучания.
Поддерживать познавательный интерес детей к данной теме помогли разработанные нами дидактические игры, такие как: «Собери колокольчик», «Я слышу колокольный звон», «Где встречается колокольчик», «Я – звонарь» и другие.
Игры «Жмурки с колокольчиком», «Тихо – громко», «Определи, у кого звенит колокольчик» способствовали развитию эмоциональности, умению определять на слух характер колокольного звона (радостный, грустный, тревожный, торжественный и другие), закреплению знаний о применении и назначении разнообразных колокольчиков.
В ходе проекта нами был реализован интерактивный принцип работы. Дети могли не только рассматривать предмет, но и трогать его, играть с ним, вступать в диалог, придумывать о нем истории и сказки, показывать друг другу и т.д. Полнота восприятия дошкольника увеличивается, когда он дотрагивается до вещи, играет с ней, приобретая при этом опыт личного соприкосновения с культурой через предметный мир..
Познакомившись с колоколами, дети отразили полученные знания в своих творческих работах:
- Обрывная аппликация «Новогодние колокольчики»;
- Рисование новогодних колокольчиков;
- Лепка колокольчика из пластилина;
- Лепка колокольчиков из глины и роспись их дымковскими и филимоновскими узорами;
Также мы познакомились с народной тряпичной обереговой куклой – колокольчиком. Дети узнали, зачем нашим предкам была необходима эта тряпичная кукла: она защищала дом от злых духов. В мастер – классе дети узнали последовательность создания куклы. Наши куклы получились неплохие.
Итоговым мероприятием было развлечение «Звени, мой колокольчик», где главным атрибутом были колокольчики. Дети играли в музыкальные и подвижные игры, пели, музицировали, отвечали на вопросы несложной викторины.
Результаты проектной деятельности:
- Активное участие в проекте семей группы.
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей:
- дети узнали об истории колоколов на Руси, их предназначении, технологии изготовления;
- узнали о разновидностях колоколов, колокольчиков и колоколен через фотопрезентации и виртуальные экскурсии;
- углубили свои знания о разновидностях колокольного звона, о профессии звонаря на Руси;
- обогатили музыкальные представления о звучании колоколов через слушание музыкальных произведений, дидактические и подвижные игры;
- полученные знания дети воплотили и закрепили в творческой деятельности: нарисовали новогодние колокольчики, колокольчики – цветы, лепили из пластилина и глины, расписывали дымковскими и филимоновскими узорами, делали аппликацию, участвовали в мастер-классе по созданию куклы – колокольчик.
- Разработан дидактический комплекс по результатам проекта (наглядно-дидактический материал; картотека народных подвижных и хороводных игр; сценарий НОД, развлечение; папка-передвижка для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов), создан мини – музей колокольчиков;
- Будет обобщен опыт работы по реализации проекта и его распространению на педагогическом совете, педагогической районной конференции, в интернет-конкурсе «ИКТ – педагогам»
В ходе проекта появилась идея создания в ДОУ детского музыкального коллектива, играющего на диатонических колокольчиках по авторским методикам. Это очень необычно, красиво и ново.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...