Мастер- класс "Игровая кукла "Зайчик на пальчик" своими руками"
материал

Вдовенко Валентина Викторовна

Мастер- класс "Игровая кукла "Зайчик на пальчик" своими руками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_zaychik_na_palchik2016.docx631.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Мастер- класс для педагогов

Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками

               

                                                      Подготовила:

  Воспитатель Вдовенко В.В.

Зерноград, 2016

Назначение: игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег.

Целевая аудитория: воспитатели ДОО.

Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления игровой куклы «Зайчик».

Задачи:

· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.

· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;

· создание игровой куклы по традиционной технологии.

· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.

Ход мастер класса:

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!

   Тема нашего мастер-класса: «Изготовление тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»»

   «Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». Н.Д.Бартрам

   Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Но в наше время, изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения.

   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.

   Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.

   Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое».

   В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.

   В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими тряпичными куклами.

   Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Изготовление игрушек вместе с детьми создают особую атмосферу доверительности.

   Самой любимой игрушкой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Пусть в ней будет безукоризненно симметричных линий, но в этом творении рук чувствуется, то, что мы называем душой. Игрушка является хорошим средством самовыражением для чрезмерно застенчивых детей. Они являются заменителем реального друга, который все понимает и не помнит зла.

Мастер: Уважаемые, коллеги! Сегодня я предлагаю вам смастерить тряпичную куклу «Зайчик на пальчик».

   Зайчик на пальчик – это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме.  Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

Практическая часть

Изготовление традиционной игровой куклы «Зайчик на пальчик»

  1. Нам понадобится прямоугольный кусочек ткани, толстая нитка красного цвета и комочек ваты или синтепона
  2. Ткань нужно сложить вдвое по длине, лицевой стороной наружу. Со стороны сгиба одного края заложить угол ткани внутрь для формирования ушек.
  3. Примерно посередине наклонной линии, собираем ткань в пучок и туго перевязываем концом нити. У нас получились ушки. Другой конец нити нам пригодится в дальнейшем.
  4. Теперь очередь за головой. Внутрь мордочки кладем немного синтепона, чтобы мордочка была круглой.
  5. Перевязываем той же нитью под головой, убирая неровные края внутрь (Слайд № 14)
  6. Оставшийся свободный край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута. И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади. Это будут лапки.
  7. Под лапками ткань немного прижимаем, и, оставшимся концом нити привязываем их к туловищу, накручиваем нить крест на крест.
  8. В конце работы на поясе зайчика завязываем последнюю нитку. Если нить еще осталась ее можно спрятать внутрь ткани.

   Оденем зайчика на пальчик и познакомимся с новым другом. Вот такую простую народную игрушку можно сделать быстро и без иголки. И не беда, что ваша первая игрушка может быть немного не складной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение, и оно принесет свои результаты. Творческий процесс очень интересен. Творите!!!

   Пусть эта игрушка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому! А подвести итог нашей встречи мне хотелось бы притчей.

Притча «О мудреце и хитреце».

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

   Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

   Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! И задача педагогов, донести её до детей, родителей, привлекая их к совместным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе, ребёнка, способствовать развитию творчества и лежать в основе его личности.

   Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления от мастера - класса, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить бантиком своего Зайчика. Бантик розового цвета – понравилось всё, синий - хочу узнать больше, зеленый - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.

(В конце мастер класса проводится общая выставка работ и обсуждение).

Вопросы для обсуждения.

  1. Понравилось ли вам работать вместе?
  2. Понравились ли вам поделки, которые вы сделали своими руками?
  3. Понравился ли вам наш мастер-класс?

http://ped-kopilka.ru/images/ris2(6).jpg        http://ped-kopilka.ru/images/ris3(5).jpg

http://ped-kopilka.ru/images/ris4(4).jpg           http://ped-kopilka.ru/images/ris5(1).jpg http://ped-kopilka.ru/images/ris6.jpg.         http://ped-kopilka.ru/images/ris7(1).jpg http://ped-kopilka.ru/images/ris8(1).jpg         http://ped-kopilka.ru/images/ris9(1).jpg http://ped-kopilka.ru/images/ris10.jpg         http://ped-kopilka.ru/images/ris11.jpg http://ped-kopilka.ru/images/ris12.jpg 1      http://ped-kopilka.ru/images/ris13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Мастер-класс для учителей-логопедов "Руки помогаю говорить"

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

МАСТЕР - КЛАСС "Новогодняя ёлочка своими руками"

Многие из  нас в детстве создавали поделки своими руками. Давайте сейчас вспомним, как это делалось и украсим свой дом праздничной новогодней ёлочкой....

Мастер-класс "Кукольный театр своими руками"

Театральгая деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. Я научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов....