Консультация для воспитателей ДОУ «Использование театрализованных игр для развития выразительности речи.»
консультация

Юрова Елена Владимировна

Речь, во всѐм еѐ многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в ―театр‖, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

 -психофизические способности (мимика, пантомимика),

-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),

-речь (монолог, диалог),

 -творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatr._igr.odt15.26 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                  141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                   тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

                                     

                            Консультация для воспитателей ДОУ

                 «Использование театрализованных игр

       для развития выразительности речи.»

                                                                                 подготовила и провела

                                 воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                                                Юрова Е.В

                                                       г. Клин,

                                             Московская область

                                                    15.11. 2018 г.

                               Использование театрализованных игр

                             для развития выразительности речи.

Речь, во всѐм еѐ многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в ―театр‖, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

 -психофизические способности (мимика, пантомимика),

-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память),

-речь (монолог, диалог),

 -творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

 словаря;

 грамматического строя;

  диалогической и монологической речи;

 совершенствованию звуковой стороны речи.

В играх драматизациях решаются следующие задачи:

  • Воспитательно-образовательные:
  • -обогащение знаниями, умениями, навыками;
  • -развитие интереса к литературе и театру;
  • -развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления); -развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
  • -формирование норм поведения;
  • -воспитание морально-волевых качеств личности.
  •  2. Коррекционные: -закрепление навыков правильной речи;
  •  -усвоение богатства родного языка;
  • -усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации); -активизация и пополнение словаря;
  • -совершенствование грамматического строя речи;
  •  -развитие тонкой моторики рук.
  • Цель коррекционной работы – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи надо широко использовать речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. А с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи.
  • Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
  •  Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание.
  • Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
  • Виды театрализованных игр:
  • 1. Настольные театрализованные игры, куда входят:  настольный театр игрушек;  настольный театр рисунков;
  • 2. Стендовые театрализованные игры:  стенд – книжка;  фланелеграф;  теневой театр.
  • 3. Игры – драматизации, включающие:  пальчиковый театр;  театр би – ба – бо;  кукольный театр;  игра – драматизация с шапочками на голове;  импровизация.
  • Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
  • Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день (во второй половине дня, или на прогулке): это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении необходимо проводить начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра ―Назови мне свое имя‖,инсценирование потешек А. Барто «Бычок», «Мишка», «Зайка»). Нам, воспитателям надо стараться учить детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки ―Теремок‖, где обращалось внимание В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение ―Сеня в лесу встретил лису‖). Например: говорить предложение побудительно, восклицательно, вопросительно. Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры). Например: апельсин, гости, горшок, дом. Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение ―Лиса и журавль‖). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра ―Угадай чей голос»). Например: ребенок закрывает глаза, воспитатель предлагает другому ребенку закричать голосом животного (кукареку). Угадывающий ребенок должен назвать животное и имя ребенка кто говорил. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью . В старших и подготовительных группах важно уделять большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: например постановка спектакля «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок». Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. Например: Ехал грека через реку. Видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека - цап! Волк вальсировал с волчицей: "Нам волчиться не годится". Голубь в голубой горжетке Голубику ел на ветке. Ёжик желтой сыроежке Рад, как белочка орешкам. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию грамматической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:  единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;  насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;  постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;  наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей). Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1.Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

3. Игра играет особую роль в психическом развитии ( развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

ЛИТЕРАТУРА.

 1.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

2.Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

3. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

4.Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

5. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

8. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

8. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

10. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"

Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

Конспект консультации- практимума на тему: «Использование упражнений на развитие координации речи с движением в различных видах деятельности»

целевая аудитория: педагоги дошкольных учрежденийСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вст...