Краеведческая деятельность – основа патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Знакомясь с малой Родиной – местом, где родился человек, начинается любовь к Отчизне. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя. На наш взгляд, наиболее эффективным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение. Краеведческая деятельность позволяет детям познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческая деятельность – основа патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Знакомясь с малой Родиной – местом, где родился человек, начинается любовь к Отчизне. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя. На наш взгляд, наиболее эффективным средством воспитания будущего гражданина — патриота является   краеведение.  Краеведческая деятельность позволяет детям познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Изучение своей малой родины способствует осознанию  важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

 Мы пришли к выводу, изучив тщательно педагогическую литературу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  • приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
  • создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  • практические действия с предметами;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Работу строим с учетом преемственности образовательного процесса в группе; краеведческий подход способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого – к сложному. При таком расположении материала детям легко усвоить предлагаемый материал. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала.

Воспитательная работа в нашей группе «Белоснежка» построена по следующим направлениям: моя семья,  окружающие меня люди,  мой город, природа родного края, мое Отечество.

В нашей группе создан краеведческий уголок, посвященный белгородской символике. Здесь дети знакомятся с картой России и Белгородской области, стендами «Старый и современный микрорайон», «Гербы города Губкина и Белгородской области», альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш Губкин». Многочисленные буклеты, наборы открыток о подвигах воинов в ВОВ; о народных костюмах. Содержит большое количество краеведческой литературы и дидактических игр.

Для знакомства детей с истоками народной культуры, мудрости, красоты, мы в группе оформили мини-музей «Куклы наших бабушек», где изготовили коллекцию народных кукол. Основные задачи работы мини-музея «Куклы наших бабушек»: формирование этнографической культуры у дошкольников; изучение национальных традиций, устного народного творчества, предметов материальной культуры; развитие художественного восприятия; воспитание в детях чувства любви к родному краю. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Сейчас, когда большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, мы считаем, что такой музей просто необходим. Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры.

 Краеведческая деятельность в нашей группе «Белоснежка» – это активный, целенаправленный процесс, формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. 

Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний о родном крае, о России.

Таким образом, в условиях современного общества важная роль отводится формированию патриотического направления в воспитании подрастающего поколения посредством краеведения.

Список литературы

  1. Островская, Л.В. Искусство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника  – М., «АСТ», 2008.- 78с
  2. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности  - М.: Владос, 2010. - 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско-краеведческая деятельность как комплексное средство развития и воспитания дошкольников

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность комплексно решать воспитательные, оздоровительные задачи, развивая ребенка в целом: интеллектуально, морально, физически, духовно....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

«Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста».

Цель:          Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране,  активизировать работу п...

Опыт работы авторского коллектива "Использование метода проектов как средства гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста" на конкурс "Элита Российского образования"

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, которая опр...

Семинар для воспитателей по теме "Рабочая программа воспитания: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направления, конкурс "Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ"

Презентация для воспитателей содержит информацию о таком документе, как "Рабочая программа воспитания", ее разделы, которые относятся к теме семинара, также есть ответы на такие вопросы, как...

«Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....

Памятка для педагогов "Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Буклет-памятка для педагогов " Формы и методы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников"...