«Моя педагогическая находка»
учебно-методический материал

Дьяконова Екатерина Анатольевна

Каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей работе начала использовать «шахматное поле» и элементы игры в шахматы, включая их в образовательный процесс и свободную игровую деятельность, что позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом непосредственной образовательной деятельности становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного шахматного материала, включение в занятия игровых ситуаций с «шахматным полем» и его элементами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_-_dyakonova_e.a.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

🕮

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 г. Челябинска»

(МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»)

454091, г. Челябинск, ул. Красная, 44, т. (3512) 265 – 11 – 11

C:\Users\Катя\Desktop\tFxufZHrj5o.jpg

        

Воспитатель: Дьяконова Екатерина Юрьевна,

стаж педагогической деятельности - 6 лет

Педагогическое кредо: «Научился сам – научи другого»

2021

Как педагог, ведущий секцию по дополнительному образованию по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы, но и воспитатель подготовительной к школе группы, я вижу свое предназначение не только в том, чтобы научить детей игре в шахматы, но, и в том, что через шахматную игру, благодаря активному общению с обучающимися, беседам, диалогам, индивидуальному подходу к обучению ребенка, взаимодействие которого строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей, можно эффективно влиять на интеллектуальное развитие ребенка и на его личностные качества. Ведь учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности старшего дошкольника с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей работе начала использовать «шахматное поле» и элементы игры в шахматы, включая их в образовательный процесс и свободную игровую деятельность, что позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом непосредственной образовательной деятельности становится деятельность самих дошкольников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного шахматного материала, включение в занятия игровых ситуаций с «шахматным полем» и его элементами.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и так далее. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в старших дошкольниках эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера, так необходимых в школьном обучении в последующем.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования элементов внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению элементов логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе, в которой нашим детям предстоит учиться, происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А. Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также, как и в жизни» Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

В центре современной концепции общего образования и требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

В основу педагогической находки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе. Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию, а изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

«Шахматное поле» в работе с детьми дошкольного возраста мультифункционально по своей природе, стоит только приложить фантазию. Оно предполагает множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими и придуманными детьми самостоятельно. В такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал. Игровые познавательные задания можно сочетать с лепкой, чтением стихов, обучением счёту, сочетая различные образовательные области и интегрируя их между собой. Работая с актуальной зоной ближайшего развития – левым полушарием, отвечающим за логику и мышление, с помощью игр и упражнений с «шахматным полем» (для развития межполушарных связей), ориентирования в пространстве и на листе бумаги (шахматной доске), мы делаем работу полушарий более слаженной, учим детей концентрировать внимание, и таким образом, облегчаем процесс освоения чтения и письма в школе.

Знакомство старших дошкольников с «шахматным полем и его элементами» позволяет мне в процессе моей педагогической деятельности интегрировать программу дополнительного образования и Основную образовательную программу дошкольного образования.

Образовательную область «Речевое развитие» можно отразить следующими дидактическими играми: «Составь слово по звуку», «Словодел», «Звуковые шашки».

Д/игра «Звуковые шашки»  - любимая игра наших детей.

Цель: Упражнять в правильном произношении и дифференциации звуков, подбирать слова с заданным звуком, развивать мышление и речь детей, пополнять словарный запас.

Оборудование: игровое поле в клетку (клетки раскрашиваем теми цветами, названия которых начинаются на нужный нам звук, например: синие и зелёные клетки - звуки С-З, чёрные - звук Ч' и т. д.), картинки, названия которых начинаются с заданных звуков, фишки или бумажные квадратики тех же цветов, названия которых начинаются на нужный звук.

Ход игры:

1 вариант:

Перед ребёнком разложено игровое поле в клетку и картинки, в названии которых есть заданный звук. Ребёнок чётко произносит название картинки и закрывает клетку этой картинкой. Например: "Ч'"-Часы, воланЧик, Чемодан, мяЧ. Игра заканчивается, когда все картинки будут выложены.

2 вариант:

Играют двое детей. Картинки выкладывают по очереди, чётко произнося звук. На синие клетки слова со звуками С-С', на зелёные - со звуками З-З'

3 вариант:

Играют двое детей. Перед детьми игровое поле и фишки-квадратики. Дети сами называют слова с заданным звуком и выкладывают фишку на поле. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит клетки своего цвета на поле.

4 вариант:

Играют более двух человек. Всем раздаются фишки поровну. Каждый по очереди называет слово с заданным звуком и выкладывает фишку. Если слово не называют, то пропускают ход. Выигрывает ребёнок, первый выложивший все фишки.

5 вариант:

Один ребёнок называет слова с твёрдым звуком, например: С, другой - с мягким С'.

Вариантов очень много! Самое главное, что придумывают варианты дети!

Д/игра «Словодел» по развитию речи в старшем дошкольном возрасте. Данная дидактическая игра дает возможность организовать различные формы взаимодействия воспитанников и воспитателя – самостоятельная, индивидуальная, групповая (коллективная) или командная с элементами соревнования. Способствует овладению речью как средством общения и культуры, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В основе игры лежит принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, а также принципы развития языкового чутья и формирования элементарного осознания явлений языка. Игра подходит для воспитанников, умеющих читать и представляет собой адаптированную версию американской игры «Скрабл», где необходимо подбирать слова и выкладывать их на специальном поле. «Шахматное поле» здесь изменено специальным образом, что позволяет воспитанникам подготовительной группы подбирать короткие слова.

        Образовательная область «Познавательное развитие» представлена широким спектром дидактических игр и головоломок: «Реши пример», «Что сначала, что потом», где ребёнку предлагается выложить на шахматном поле числовую последовательность; «Диагональ, вертикаль, горизонталь»; «Найди лишнюю фигуру», «Угадай, чьи следы?»; «Прятки», где перед воспитанниками предлагается логическая задача в форме «интерактивной» игры на шахматном поле; «Найди по адресу», в которой нужно соотнести предмет с цифрой и буквой в пространстве игрового поля; «Задачи на разрезание шахматного поля» во всех его вариациях; «Черное и белое», где воспитанникам предлагается выложить дорожку из черных и белых камешков на чёрные и белые клетки по очереди по типу игры «Крестики-нолики»; «Эмоджи», предполагающая игру с игровым кубиком и игру- ходилку с весёлыми смайликами из крышечек, «Займи своё место» на соотнесение координат и символов. Также особое место занимают различные дидактические игры экологического содержания: «Кто, где живёт?» с адаптированным шахматным полем и картинками животных, «Птичьи шашки», «Шашки-насекомые», направленные на закрепление представителей флоры и фауны.

Реализация образовательной области «Художественное развитие» подразумевает 2 направления: развитие зрительно-моторной координации (Дидактические игры «Раскрась шахматную доску», «Выложи по цвету», «Сыграй ритм») и развитие непосредственно творчества и фантазии детей, а также их родителей в таком творческом проекте как «Шахматный театр», где в процессе работы над проектом были подготовлены костюмы из бумаги в виде шахматных фигур, прошла выставка работ и настоящий показ мод, с которым МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска» получил Диплом I степени в городском фестивале-конкурсе «Хрустальная капель».

Образовательные области «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» представлены не менее ярко. Дошкольное учреждение ежегодно участвует в соревнованиях по шашкам на районном и городском уровнях, постоянно применяет игровые приёмы в рамках непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию и на зарядках в режимных моментах. Также с целью выявить степень развития пространственной ориентации старших дошкольников, распределения внимания, сосредоточенности на задачи, особенности наглядно-образного внимания широко применяются дидактические и подвижные игры: д/и «Летние и зимние виды спорта», «Пройди через лабиринт», «Ходилка»; «Графический диктант»;  «Кто быстрее и точнее» - расстановка шахматных фигур и общеразвивающие упражнения. Нравственное воспитание в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» отражает также игра с «шахматным полем» и символами-карточками «плохих» и «хороших» поступков по мотивам сказки В.В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» и серия «Поучительных шахматных сказок», придуманных совместно с детьми.

Подводя итоги проделанной многоплановой и достаточно трудоёмкой работы в этой области, для себя я определила, что «шахматное поле» и его элементы, внедрённые в практику обычной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания о шахматах и шашках, это полет фантазий, который предполагает положительные результаты в различных областях знаний.

Задача взрослого придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Попробуйте и убедитесь сами! Успехов всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...