Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
статья

Клочкова Светлана Васильевна

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 о деятельности МБДОУ «Детский сад № 26» по выявлению, профилактике и устранению семейного неблагополучия

        Деятельность МБДОУ д/с № 26 по работе с семьями с признаками неблагополучия строится на основании «Порядка деятельности МБДОУ д/с № 26» по постановке и снятию с внутреннего учета семей, находящихся в социально-опасном положении» утвержденного приказом ДОУ № 122 от 31.08.2020 г.

        В соответствии с данным порядком работа с такими семьями проводится в несколько этапов.

        На первом этапе происходит выявление семей, с признаками неблагополучия. Выявление таких семей осуществляется в учреждении при приеме, в течение образовательного процесса, на протяжении всего времени нахождения детей в ДОУ.

        Выявление неблагополучия в семьях связано с   выявлением факторов социального риска, которыми являются:

  • отсутствие условий для воспитания и содержания детей (отсутствие источника дохода у законных представителей, места проживания, несоответствующие установленным требованиям жилищные условия и т.д.);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий и т.п.);
  • отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с Учреждением, невнимание родителей к развитию ребенка и посещаемости);
  • наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей (злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотических средств без назначения врача);
  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психического, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей);
  • кризисная ситуация в семье вследствие ухода отца/матери из семьи, развод родителей;
  • постоянные конфликтные ситуации совместно проживающих с ребенком родственников, с детьми и родителями;
  • возвращение родителей из мест лишения свободы;
  • иные ситуации, при которых ребенок находится в социально-опасном положении.

        Ежегодно в начале учебного года создается банк данных семей детей, посещающих МБДОУ д/с № 26.

         Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

        С семьями воспитанников на этом этапе используются такие формы взаимодействия, как наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

        На 01.10.2021 в МБДОУ д/с № 26 всего 138 детей в 132 семьях. Из них16 семей являются многодетными, 15 неполных семей, из которых 8 семей в разводе и 8 матерей, воспитывающих детей в одиночку. Доу посещают 2 ребенка инвалида. На данный момент опекаемые дети детский сад не посещают. Одна семья состоит на внутреннем учете ДОУ.

        На втором этапе в случае выявления неблагополучия в семье или социально-опасного положения, семья ставится на внутренний учет ДОУ:

  • заведующий издает приказ об утверждении состава комиссии МБДОУ д/с № 26 по постановке и снятию с внутреннего учета семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • проводится заседание комиссии, оформляется протокол заседания комиссии по постановке и снятию с внутреннего учета семей, находящихся в СОП;
  • при положительном решении комиссии делается запись в журнал по постановке и снятию с внутреннего учета семей, находящихся в СОП;
  • проводится обследование жилищных условий семьи и составляется акт обследования;
  • разрабатывается план индивидуальной работы с семьей в соответствии с выявленными факторами социального неблагополучия.

        На третьем этапе происходит реализация плана индивидуального сопровождения семьи. План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В нем прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

        Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.

Как показывает практика, семьи нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи   ребенку);
  • правовой (повышение правовой компетентности родителей);
  • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных   привычек у родителей).

        Психолого-педагогическое сопровождение семей с признаками неблагополучия предполагает комплексное   взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса (с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при участии всех сторон.

        Работа воспитателей с семьями группы риска и социально неблагополучными семьями включает в себя:

1. Контроль и ведение документации группы:

  • журнал приема воспитанников (кто привел/забрал воспитанника (с учетом письменных доверенностей от родителей);
  • план взаимодействия с семьями воспитанников;
  • табель посещаемости;

2. Ежедневный контроль внешнего вида и здоровья воспитанника (физического и психологического)

3. Педагогическое консультирование;

4. Вовлечение в деятельность ДОО;

5. Составление педагогической характеристики воспитанника, характеристики семьи;

6. Посещение и составление акта посещения семьи (ежемесячно);

7. Составление и реализация плана индивидуальной работы с семьей.

        Вовлечение семей с признаками неблагополучия в образовательный процесс через активные формы взаимодействия:

  • Праздники, досуги, развлечения, спортивные мероприятия, выставки совместных работ детей и родителей.
  • Повышение педагогической грамотности родителей: лектории, индивидуальные и коллективные консультации, круглые столы, приглашение специалистов, беседы, памятки, буклеты, информирование и др.
  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе и на участке.
  • Вовлечение родительской общественности для работы с семьями, требующими помощи (при необходимости).

        На следующем этапе проводится анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внутренний учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.

Далее происходит снятие семьи с внутреннего учета.

Основанием для снятия с учета является:

  1. Улучшение положения в семье.
  2. Выбывание из детского сада.

        Важно помнить, что семейное неблагополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

        В данный момент на внутреннем учете ДОУ стоит одна семья (семья Анисимовых). Семья была поставлена на межведомственный учет и внутренний учет ДОУ 06.10.2020 года. Постановление № 481-20 Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Мать Анисимова Вера Сергеевна была замечена в употреблении спиртных напитков в присутствии своего несовершеннолетнего ребенка, за что понесла административное наказание в виде штрафа.

        С данной семьей велась профилактическая и коррекционная работа в соответствии с планом индивидуальной профилактической работы:

  • были обследованы и находились под постоянным контролем педагогов ДОУ жилищные и материальные условия семьи;
  • под постоянным контролем находилась посещаемость ребенка (пропуски были только по болезни);
  • проводился ежедневный визуальный осмотр ребенка и ежедневные беседы с родителями при приеме и уходе ребенка;
  • для родителей были проведены индивидуальные консультации по темам: «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Ребенок имеет право…», «Формирование нравственных привычек поведения в семье», «Забота родителей о здоровье детей», «Последствия ненадлежащего исполнения родительских обязанностей». «Мы в ответе за свой поступки»;
  • семья активно вовлекалась в образовательный процесс. Приняли участие в выставках детского творчества: «Что нам осень подарила», «Мастерская Деда Мороза»; фотовыставках «Моя мамочка лучшая на свете…», «Папа может…»;
  • Семья Анисимовых активно принимала участие в субботниках по благоустройству прогулочного участка и обогащению предметно-развивающей среды в группе.

        Важным моментом в работе с семьей было установление доверительных отношений между родителями воспитанника и педагогами, администрацией детского сада.

        В результате профилактической работы, постоянного контроля семья была снята с межведомственного учета 09.02.2021 года. Но находится под контролем ДОУ и состоит на внутреннем учете

         Налаженная работа всех субъектов профилактики позволяет оказывать эффективную помощь детям и их семьям, в которой они нуждаются. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги ДОУ   реализуют систему оказания комплексной помощи семье в профилактике семейного неблагополучия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...

«Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Консультация для воспитателей: «Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)»...

ПЛАН профилактической работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении/трудной жизненной ситуации на 2019 - 2020 учебный год

Цель: формирование комплексной системы социально-психолого-педагогической поддержки семьи, находящейся в социально-опасном положении/трудной жизненной ситуации.Задачи:Совершенствовать деятел...

Алгоритм работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Под «здоровой семьей» подразумевается семья, не подверженная  деструктивному психическому, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.  ...