ДОО программа "Шашки", возраст 5-7 лет
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Зарбашева Светлана Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шашки", старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДООП "Шашки"267.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\Pictures\2021-08-09\001.jpg

Структура дополнительной общеразвивающей программы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:…………………стр.3

− пояснительная записка;

− цель и задачи программы;

− содержание программы;

− планируемые результаты.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»…………….стр.12

− календарный учебный график;

− условия реализации программы;

− формы аттестации и оценочные материалы;

− методические материалы;

− список литературы.

Приложение 1. Рабочая программа………………………………………………стр.15

Комплекс основных характеристик программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с01.08.2020);

− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

− Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации о 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»; Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края;

− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Устав МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» утверждён постановлением администрации г. Назарово № 1097-П от 22.08.2018г; 

-Порядок предоставления платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад № 26 № Теремок» утверждён приказом заведующего № 32 от 30.08.2020 г.

Направленность программы. Направленность программы –социально-гуманитарная,  по форме организации — кружковая; по времени реализации — годичной.      

Новизна программы.  Новизна программы состоит в том, в нашем дошкольном учреждении представлено новое направление в дополнительном образовании - обучение детей шашкам.

      Актуальность.   Все чаще родители дошкольников задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?! Актуальность программы вызвана запросами со стороны родителей и интересом детей.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка детей дошкольного возраста.       Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей в обучении шашечных игр, начинающих с «нуля».

       Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.

    Отличительная особенность. Программа построена на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу

    Адресат программы. Данная программа разработана для всех желающих детей дошкольного возраста (5- 7лет) без особой подготовки и способностей нашего детского сада с нормальным психическим и физическим развитием.  Количество детей в группе 6.

     Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов 36 в год, 1 академический час в неделю, длительность 30 минут.

  Форма обучения – очная.

   Режим занятий. Кружок проводится по вторникам: 1 группа 15.40-16.05, вторая группа 16.10-16-50.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы. 

Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности дошкольника в процессе обучения игре в шашки.

Задачи: 

Предметные задачи:

- обучить основам шашечной игры;

-  научить простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

- обучить общим принципам разыгрывания партий.

Межпредметные задачи: 

- способствовать развитию логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.

-формировать навыки самоконтроля, самооценки в разных видах деятельности.

 Личностные задачи:

- способствовать проявлению у детей положительных качества личности;

- способствовать участию детей в шашечных турнирах, мероприятиях разного уровня и занимать призовые места.

Содержание программы

Учебный план 

Учебный план состоит из двух модулей, каждый из которых имеет свои задачи, планируемые результаты и предусмотренные формы контроля.

Учебный план для детей 5-7 лет составляет 36 часов, включая  итоговые и отчётные мероприятия.

Наименование раздела

    Количество часов в год

Форма аттестации/контроля

Всего

 Теория

Практика

                                Модуль 1 «Введение в «королевство» шашек »

Знакомство с шашками

      4

    1,5

2,5

Беседа, опрос, наблюдение

Шашечные дороги

      4

        1

          3

Итоговое занятие

Итого

     8

       2,5

         5,5

                                         

Модуль 2. «Основы шашечной игры»

Шашечные поля

     3

     1

2

 Итоговое занятие

Там на невиданных дорожках

2

    0,5

1,5

 Итоговое занятие

Лесная школа умного зайца

    16

   6

10

 Итоговое занятие (игра)

Шашечные игры

    7

     1

6

Шашечный турнир

итого                  

28

  8,5

19,5

Всего за год

36

     11

25

Содержание учебного плана

1 МОДУЛЬ

«Введение в «королевство» шашек » (8 часов)

Цель: Ознакомление детей с жителями шашечной страны.

Задачи: Познакомить  детей с  общими понятиями: шашечная доска и шашки, вертикаль и горизонталь, расстановка и ход шашек.

РАЗДЕЛ 1.  Знакомство с шашками (4 часа)

Теория 1,5 час, практика 2,5 часа.

Тема 1.1. «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Знакомство детей с педагогом. Инструктаж по технике безопасности, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Знакомство с легендой о возникновении шашек.

Тема 1.2. Сказка начинается «Королевство шашек».

Дети знакомятся с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Тема 1.3. «Путешествие  по сказочному королевству»

Дети знакомятся с общими понятиями: шашечная доска и шашки, расстановкой шашек. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

Тема 1.4. «Путешествие продолжается» (повторение)

РАЗДЕЛ 2. Шашечные дороги (4 часа)

Теория 1 час, практика 3 часа.

Тема 2.1.  «Волшебные ниточки сказочного королевства»

Дети знакомятся с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске. Д/задание «расставь шашки по вертикали».

Тема 2.2. «Задания умной совы»

Дети знакомятся с понятием «горизонталь».  Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Д/задание «расставь шашки по горизонтали».

Тема 2.3. Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки».

Дети знакомятся с понятиями: ходы шашек, тихий ход, ударный ход. Виды боя (взятия).  

Тема 2.4.  «Королевство шашек».

 Художественно-продуктивная деятельность: Выставка детских работ.

Результаты обучения 1 модуля: 

Дети познакомились с  общими понятиями: шашечная доска и шашки, вертикаль и горизонталь, расстановка и ход шашек.

2 МОДУЛЬ «Основы шашечной игры»  (28 часов)

Цель: формирование у детей основ шашечной игры.

Задачи:  Познакомить детей с основными понятиями шашечной игры: диагональ, фланг, бортовые и дамочные поля. Научить основным приемам и простым комбинациям в шашечной игре. Познакомить с правильным передвижением шашек. Учить соблюдать правила при игре в шашки.

РАЗДЕЛ 1. Шашечные поля (3 часа)

Теория 1 час, практика 2 часа.

Тема 1.1 «Путешествие в мир открытий»

Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Дети называют все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали.

Тема 1.2. «В гостях у знатока шашек – Зайки»

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 1.3. «В гостях у знатока шашек – Зайки» (закрепление) 

Выполнение тренировочных упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

РАЗДЕЛ 2. Там на невиданных дорожках (2 часа)

Теория 0,5 часа, практика 1,5 часа.

Тема 2.1 Диагональ

Дети знакомятся с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Тема 2.2. Диагональ (продолжение)

 Дети знакомятся с самой важной шашечной диагональю – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

РАЗДЕЛ 3. Лесная школа умного зайца (16 часов)

Теория 6 часов, практика 10 часов.

Тема 3.1. Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске

Тема 3.2. Основы шашечной игры: сила флангов

Практическое закрепление материала. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.3. Центр

Дети знакомятся с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4. Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.4. Центр (закрепление)

Дети выполняют практическое задание на закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.5. Бортовые поля

Дети знакомятся с полями первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.6.  Бортовые поля (закрепление)
 Дети выполняют практическое задание на закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.7. Дамочные поля 

Дети знакомятся с «Дамкой». Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Тема 3.8. Дамочные поля (закрепление)

Дети выполняют практическое задание на закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Выполнение тренировочных упражнений по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.9. «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

Дети знакомятся с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Упражнения на выполнение ходов пешками.

Тема 3.10. «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

Дети закрепляют правила: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!  Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.11. Основные правила шашечной игры

Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.

Тема 3.12. Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.13.  Основы шашечной игры: ловушка и короткие партии

Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.14. Основные приёмы борьбы на шашечной доске

Дети знакомятся с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена. Если вновь возникает такая же ситуация, но действие продолжается уже с разворотом на другую диагональ, то все шашки должны быть срублены, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. Упражнения на выполнение ходов.

Тема 3.15.  Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Тема 3.16. Основы шашечной игры: как пройти в дамки

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Дети повторяют правила и отрабатывают  с помощью тренировочных упражнений.

РАЗДЕЛ 4. Шашечные игры (7 часов)

Теория 1 час, практика 6 часов.

Тема 4.1. «Этикет игрока»

Дети знакомятся с правилами поведения во время игры Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодаря друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой. Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру. Правило 2: Взялся – ходи! Правило 3: Если Ваша шашка стоит неаккуратно (на 2 поля или на 4 поля) и ее нужно поправить, Вы говорите «поправляю» и уже потом поправляете шашку. Правило 4: Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требуется помощь судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью. Правило 5: Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями

Тема 4.2. «Как справится с задачей?»

Дети повторяют правила поведения во время игры. Чтение худ. литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 4.3. «Веселый бой»

Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 4.4. Викторина «Королевство шашек» 

Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Тема 4.5. «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ»

Практическое закрепление материала.

Тема 4.6.  «Лесной турнир» 

Практическое закрепление материала.

Тема 4.7. «Шашечные игры» 

Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры.

Результаты обучения 2 модуля: 

 Дети знакомы с основными понятиями шашечной игры: диагональ, фланг, бортовые и дамочные поля. Знают основные приемы и простые комбинации в шашечной игре. Соблюдать правила при игре в шашки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года обучения дети должны выйти на следующие результаты: 

Предметные:

-  дети овладели основами шашечной игры;

-  знают простые комбинации, теорию и практику шашечной игры, общие принципы разыгрывания партий.

Межпредметные: 

- у детей  развито  логическое мышление, смекалка, наблюдательность, внимание, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.

- -у детей сформированы навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, они самостоятельно выбирают приёмы и тактику в процессе игры.

 Личностные:

-  дети умеют проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях (радоваться успехам других, не огорчаться, если что-то не получилось, контролировать свои эмоции, доводить начатое до конца).

 -дети активно принимают участие в шашечных турнирах, мероприятиях разного уровня и занимают призовые места.

Комплекс организационно-педагогических условий

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Год

обучения

Дата

Нач.

занятий

Дата

Оконч. занятий

Кол-во

Учеб.

недель

Кол-во

Учеб.

дней

Режим занятий

Сроки проведения аттестации/ контроля

1

2021-2022

01.09.

2021

31.05.

2022

36

36

25 -30мин

сентябрь, май

Диагностика

Декабрь промежуточная аттестация в форме открытого занятия для родителей

Май - Итоговое занятие, диагностика

Ежемесячно контроль в форме наблюдений и тестовых заданий

                                 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки  детей старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля»  и рассчитана на 36 часов (1 час в неделю). Для обучения по дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей рабочей программе принимаются все желающие, без предварительного отбора. Продолжительность занятий - 1 академический час (30 мин.), 1 раз в неделю. Программа направлена на формирование общей культуры детей, развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности. Работа проводится фронтально в группах от 6 до 8 человек, с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме тем самым превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний. Программа рассчитана на один год

Информационно-методическое обеспечение программы

Оборудование:

- мебель (столы, стулья);

- магнитная демонстрационная доска;

- объёмное игровое оборудование;

- шахматные доски, набор шашечных фигур;

- мультимедийное оборудование.

Наглядные пособия:

- картинки, иллюстрации;

- раздаточные материалы:

- схемы карточки-задания.

Компьютерное обеспечение:

- Ноутбук

- Экран

- Проектор

Кадровое обеспечение.

Программа реализуется воспитателем, имеющим стаж работы с дошкольниками 10 лет.

Образование средне-специальное педагогическое, высшая квалификационная категория.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы отслеживания и фиксации результатов для детей дошкольного возраста:

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Устный опрос
  • Тестовые задания
  • Открытое занятие
  • Шашечные турниры, встречи, соревнования.
  • Журнал посещаемости

Педагогическая диагностика для детей 5-7 лет

           

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки (Давыдова Т.Г., АтаянГ.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8 август 2011)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя

ребенка

Расставляет

шашки на

поле

Начало

игры

Ход

шашек

Бой шашек

соперника

Решение

диаграмм

Дамка

Доводит игру

до конца

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки

соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога

В начале первого года обучения проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка навыкам выполнения задания.

В конце первого года обучения проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

« Шашки» (см. Приложение 1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ    МАТЕРИАЛЫ

Форма организации образовательного процесса: очная.

Методы обучения и воспитания:

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок и задач, соревнования, работа над ошибками.

Формы организации образовательного процесса: Очная подгрупповая,

групповая.

Формы организации учебного занятия:

 Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.

Занятие включает в себя: организационный момент, разминку, закрепление предыдущего материала, введение нового материала (теория). Затем, как правило, следует игровая часть занятия, то есть непосредственно сама шашечная игра (практика), и подведение итогов - озвучивание результатов и другое. Обучение происходит в увлекательной, преимущественно игровой форме, в виде практических занятий, на которых обучающиеся играют, анализируют, выполняют различные логические задачи, решают задания на память, внимание. Особенностью методики проведения занятия является разнообразие активных видов детской деятельности, а именно формы тренировочных занятий должны быть многообразными, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Тренировки следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов: решение заданий, матчи, конкурсы, турниры, анализ партий. Главнейшая задача - избегать утомительного однообразия, поддерживать у детей интерес.

Этапы реализации программы: 

 Познакомить с доской, научить правильно её класть (горизонтальные ряды имеют номер, а вертикальные обозначаются буквами латинского алфавита). Продолжая знакомить с доской, дать основные понятия: дамочное ряды, дамочные поля, берты, бортовые поля.

 Познакомить с правильным передвижением шашек.

 Показать цепочки-диагонали. Познакомить со всеми диагоналями. Познакомить с диагоналями, обозначенными волнистой линией. Они образуют косяк.

  Научить расставлять шашки. Познакомить с белыми и чёрными (у белых преимущество), с простыми шашками и дамками (у дамок преимущество).

 Научить ходить шашками. Существует два вида ходов: тихий и ударный, которые осуществляются по диагонали (преимущество за ударным ходом).

Педагогические технологии:

Технология модульного обучения, технология группового обучения, технология индивидуального обучения, здоровьесберегающая технология, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения.

Дидактические материалы: игры, демонстрационный материал, дидактический материал, видеозаписи и презентации в основном всё находится в электронном виде и осуществляется через показ или прослушивание на экране.

Рекомендуемая литература для педагога:

1. Абдулин. В. И. Начало в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965; - 72 с.

2. Барский. Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске – Л.: Ленинздат, 1969, -

128 с.

3. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров я, 1985, - 88 с.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Росто н/Д: Феникс, 2007, - 160 с.

5.        Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.

6.        Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

7.        Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

8.https://razvitie vospitanie.ru/intellect/pravila_igir_v_shashki_dlya_nachinaushih_detei.html

9. https://o-krohe.ru/kak-nauchit/shashki/

10. https://www.youtube.com/watch?v=zby30EWqa1o

Рекомендуемая литература для родителей и детей.

https://www.youtube.com/watch?v=Bil-ekQlLwY

https://www.youtube.com/watch?v=V98B_CySJdI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...