Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия, типы неблагополучных семей
материал

Иващенко Ольга Александровна

Сообщение по теме "Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия,типы неблагополучных семей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

«Изучение характера проблемы (причины) семейного неблагополучия,

 типы неблагополучных семей»

      Социальная ситуация в наше время характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.  Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях.

Весьма разнообразны причины, вызывающие семейное неблагополучие, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако невозможно назвать всех причин, которые могут «толкнуть» семью к неблагополучию, но можно выделить четыре основные группы:

  1. Экономические предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи.
  2. Демографические характеризуют состав семьи, наличие либо отсутствие супругов и детей.
  3. Социально-психологические предполагают  качества функционирования семьи, психологический комфорт  во внутрисемейных отношениях.
  4. Социально-педагогические предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам. 

 Семья «группы риска»

      Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные. Они справляются с задачами воспитания ребенка с некоторым напряжением своих сил, поэтому специалистам необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь. К данному типу семей можно отнести:

-  неполные семьи;

-  многодетные семьи,

-  молодые семьи;

-  малообеспеченные семьи;

-  семьи с ребенком-инвалидом;

- семьи, где один или оба родителя являются инвалидами;

-  семья «маленькая мама» (несовершеннолетние матери);

-  семьи выпускников интернатных учреждений;

-  семьи мигрантов, беженцев, переселенцев;

-  замещающие семьи (опекунов, усыновителей, приемные семьи).

Неблагополучные семьи

Характеристика неблагополучных семей, где ребенку плохо, очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают, не создают условий для нормального развития и т. д.

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

с явной (открытой) формой неблагополучия;

-  со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

    Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения.

Семейные конфликты провоцируют у ребенка проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей:

-  недостаточная забота;

-  неправильный уход и питание;

-  физическое и сексуальное насилие;

-  игнорирование душевного мира и переживаний

        Внутренне неблагополучные (со скрытой формой неблагополучия) представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. 

     Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами  хорошо видны окружающим, то  в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.

Следовательно, неблагополучная семья  оказывает отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения. 

       К жестокому обращению с детьми относится:

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой для ребенка.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка, в результате чего он теряет доверие к взрослым, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

     Каждая семья уникальна, и для нее может сыграть злую шутку любая из перечисленных причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитатние детей в семье:особенности, проблемы, психология семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие...

Социально неблагополучная семья. Помощь семье со стороны дошкольного учреждения.

В статье анализируются потребности семей, в которых нарушены нормы совместной жизнедеятельности и нормы взаимодействия с социумом, а также предлагаются варианты оказания необходимой помощи дошкольным ...

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ...

Статья "Проблемы семейного воспитания в современной семье"

Статья "Проблемы семейного воспитания в современной семье"Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемы...

Родительское собрание педагога - психолога в ДОУ с родителями детей с неблагополучных семей «Семья глазами детей»

Конспект родительского собрания с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.Содержит беседы и задания для родителей....

Состояние проблемы изучения особенностей развития детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи.

Специфические условия жизни детей в закрытых учреждениях часто обусловливают отставание в психическом развитии по ряду существенных параметров. Г.А. Волкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Т.М. Землянух...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...