Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Елена Викторовна Бондарева

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

Вырасти в действительно здоровой семье –

вот настоящая удача из удач.

Робин Скиннер

В настоящее время процесс трансформации современной семьи как социального института сопровождается тревожными проявлениями ее дезорганизации – увеличением количества разводов, семейно-бытовых нарушений, послаблением воспитательного потенциала семьи. Эти проявления дают повод утверждать, что положение современной семьи переживает тяжелый кризис.

Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семья стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

Экономический кризис, проявляющийся в росте цен, нестабильности с заработной платой, безработице приводит к ухудшению положения детей в семье. Многие семьи оказываются не в состоянии прокормить своих детей, купить все необходимое для развития ребенка. В то же время усиливается психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию своих детей. Суровая реальность подталкивает слабые социально незащищенные семьи к правонарушениям, алкоголю. Актуальной социальной психолого-педагогической проблемой является предупреждение и коррекция семейной дезорганизации.

На основании всех факторов в дошкольном учреждении созданы такие формы работы с семьей, которые помогают родителям в выполнении ими воспитательных функций, привлекают внимание родителей к ребенку.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо», где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Главная цель в нашей работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» – это тесное взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

На базе детского сада активно проводится работа с семьями «группы риска» и неблагополучными семьями.

Главными целями работы с неблагополучными семьями и «семьями группы риска» являются:

• Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.

• Коррекция детско-родительских отношений.

• Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей.

Специалистами дошкольного учреждения были поставлены основные задачи в работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска»:

• Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

• Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

• Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

• Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

Основными направлениями в нашей работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» являются:

• Формирование базы данных неблагополучных семей.

• Постановка на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН, инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) ;

• Составление программы взаимодействия педагога и родителей.

• Методическая разработка индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.

• Посещение семьи ребенка.

• Родительские собрания.

• Беседы и консультации.

• Конференции родителей.

• Анкетирование родителей.

• Круглые столы.

• Организация деловых игр.

• Проведение занятий с элементами тренинга.

• Наглядная пропаганда.

Для выявления уровня педагогической культуры, степени участия родителей в воспитании детей, уровня психологической защищенности ребенка в семье и степени его эмоционального благополучия с детьми используются следующие методы:

• Индивидуальные беседы с детьми.

• Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».

• Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей.

• Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

• Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка специалистами ДОУ и ПМПК.

За время работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» была четко выстроена модель взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с социумом.

Это постоянное взаимодействие в работе специалистами ДОУ и Центром диагностики и консультирования города Губкина:

• Совместная работа с социальным педагогом Центра диагностики и консультирования, руководителем социально-педагогической службы.

• Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности, разработка образовательных маршрутов.

• Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (ПМПк) .

Для работы с неблагополучной семьей очень важно взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях. Важнейшим залогом успеха в работе педагогического коллектива нашего детского сада с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» является тесная взаимосвязь с Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН, с отделом опеки и попечительства города Губкина в Белгородской области, инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН, Центра диагностики и консультирования в городе Губкине Белгородской области, ПМПК.

На сегодняшний день достижением и положительным результатом коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в дошкольном учреждении стала положительная динамика активности родителей в обсуждении педагогических вопросов, а также положительные изменения в семейном воспитании.

Проведя анализ психолого-педагогической деятельности по работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска», были сделаны выводы, что отношения в семьях были изменены, а самое главное практически во всех семьях была сформирована новая позитивная стратегия и тактика поведения в семейных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

Коррекционно –развивающее занятие по теме: «Песочный дворик» (дети 5 – 6 лет из семей группы «риска»)

оказание помощи детям из семей группы «риска» в  снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности....

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

Консультация – презентация "Психологический аспект работы с неблагополучными семьями и семьями СОП "

В данном выступлении-презентации раскрываются вопросы о работе с неблагополучными семьями и семьями СОП, даются критерии, с помощью которых можно определить данную семью, указываются эффективные меру ...