Главные вкладки

    Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ
    консультация по коррекционной педагогике на тему

    Шубина Елена Викторовна

    Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Актуальность коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в ДОУ

    Вырасти в действительно здоровой семье –

    вот настоящая удача из удач.

    Робин Скиннер

    В настоящее время процесс трансформации современной семьи как социального института сопровождается тревожными проявлениями ее дезорганизации – увеличением количества разводов, семейно-бытовых нарушений, послаблением воспитательного потенциала семьи. Эти проявления дают повод утверждать, что положение современной семьи переживает тяжелый кризис.

    Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семья стали более нестабильными и деградируют, фактически бросая своих детей на произвол судьбы.

    Экономический кризис, проявляющийся в росте цен, нестабильности с заработной платой, безработице приводит к ухудшению положения детей в семье. Многие семьи оказываются не в состоянии прокормить своих детей, купить все необходимое для развития ребенка. В то же время усиливается психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию своих детей. Суровая реальность подталкивает слабые социально незащищенные семьи к правонарушениям, алкоголю. Актуальной социальной психолого-педагогической проблемой является предупреждение и коррекция семейной дезорганизации.

    На основании всех факторов в дошкольном учреждении созданы такие формы работы с семьей, которые помогают родителям в выполнении ими воспитательных функций, привлекают внимание родителей к ребенку.

    Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо», где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

    Под семьей «группы риска» мы понимаем наличие в семье нарушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психическое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и разные характеристики осложненного поведения членов семьи, которые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

    Главная цель в нашей работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» – это тесное взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

    На базе детского сада активно проводится работа с семьями «группы риска» и неблагополучными семьями.

    Главными целями работы с неблагополучными семьями и «семьями группы риска» являются:

    • Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей.

    • Коррекция детско-родительских отношений.

    • Профилактика и просвещение родителей по вопросам особенностей возрастного развития детей.

    Специалистами дошкольного учреждения были поставлены основные задачи в работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска»:

    • Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

    • Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.

    • Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

    • Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

    Основными направлениями в нашей работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» являются:

    • Формирование базы данных неблагополучных семей.

    • Постановка на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН, инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) ;

    • Составление программы взаимодействия педагога и родителей.

    • Методическая разработка индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.

    • Посещение семьи ребенка.

    • Родительские собрания.

    • Беседы и консультации.

    • Конференции родителей.

    • Анкетирование родителей.

    • Круглые столы.

    • Организация деловых игр.

    • Проведение занятий с элементами тренинга.

    • Наглядная пропаганда.

    Для выявления уровня педагогической культуры, степени участия родителей в воспитании детей, уровня психологической защищенности ребенка в семье и степени его эмоционального благополучия с детьми используются следующие методы:

    • Индивидуальные беседы с детьми.

    • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».

    • Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей.

    • Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

    • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка специалистами ДОУ и ПМПК.

    За время работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» была четко выстроена модель взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с социумом.

    Это постоянное взаимодействие в работе специалистами ДОУ и Центром диагностики и консультирования города Губкина:

    • Совместная работа с социальным педагогом Центра диагностики и консультирования, руководителем социально-педагогической службы.

    • Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности, разработка образовательных маршрутов.

    • Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (ПМПк) .

    Для работы с неблагополучной семьей очень важно взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях. Важнейшим залогом успеха в работе педагогического коллектива нашего детского сада с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» является тесная взаимосвязь с Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН, с отделом опеки и попечительства города Губкина в Белгородской области, инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН, Центра диагностики и консультирования в городе Губкине Белгородской области, ПМПК.

    На сегодняшний день достижением и положительным результатом коррекционно-развивающей работы с неблагополучными семьями и семьями «группы риска» в дошкольном учреждении стала положительная динамика активности родителей в обсуждении педагогических вопросов, а также положительные изменения в семейном воспитании.

    Проведя анализ психолого-педагогической деятельности по работе с неблагополучными семьями и семьями «группы риска», были сделаны выводы, что отношения в семьях были изменены, а самое главное практически во всех семьях была сформирована новая позитивная стратегия и тактика поведения в семейных отношениях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    Программы «Коррекционно – развивающая программа по развитию эмоционально – личностной сферы у детей из семей группы «риска» «Ладонь в ладонь»

    Разработана для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми по формированию эмоционально – личностной сферы у дошкольников...

    Коррекционно –развивающее занятие по теме: «Песочный дворик» (дети 5 – 6 лет из семей группы «риска»)

    оказание помощи детям из семей группы «риска» в  снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности....

    Работа с семьями "группы риска" в дошкольном учреждении.

    Основы работы с семьями группы-риска....

    «Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

             Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...