Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"
проект (средняя группа)

Мусифуллина Ильнара Ильмировна

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":

Пояснительная записка

Проект

Презентация к проекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Тема: « Народное искусство и культурное наследие»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: среднесрочный (8 недель)

Время проведения: 1 раз в неделю.

Возраст детей: средняя группа

Участники проекта: педагоги, родители, дети

Актуальность: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В наше сложное время – время социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизионные экраны. Поэтому, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Задачи:

1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.

2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

3. Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России.

4. Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.

5. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.

6.  Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Ожидаемые результаты: 

1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

2.Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта.

3.Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся  понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции.

4.Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

5. Будет организована выставка  « Народные промыслы».

Полученные результаты:

1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода.

2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть.

3.Пополнили словарный запас названиями предметов русского быта.

4. Приобрели практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов.

5.Организовали выставку « Народные промыслы».



Предварительный просмотр:

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, составили план работы.

Перед началом работы по проекту мы с детьми рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративно-прикладному искусству, презентации об истории появления и создания  разных видов росписи. Пополнили и обогатили  развивающую предметно-пространственную среду  в группе наглядными пособиями, подобрали художественную литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили  дидактические и настольно-печатные игры.

2 этап - основной

Содержание проекта.    

Познавательное развитие:

Познавательно – исследовательская деятельность: отгадывание загадок, конструирование персонажей народных игрушек, сказок из конструктора.

Образовательная деятельность «Быт и культура русского народа», «Русь-матушка».

Коммуникативная деятельность: беседы «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Дымковская игрушка»,  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре».

Знакомство с пословицами, поговорками,  потешками,  закличками.

Восприятие художественной литературы и фольклора: «Народные промыслы» , Н.Лесков «Левша», К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Я.Маршак «Ванька-Встанька», русская народная сказка «Сивка-Бурка», заучивание стихотворения Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Задачи: Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка. Обогащать словарный запас детей.

Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных промыслов», «К нам гости пришли», «Живые куклы».

Дидактическая игра: «Угадай и расскажи», «Весёлая хохлома», «Угадай, какая роспись», «Русские узоры», «Собери фигуру по образцу», «Городецкие узоры».

Задачи: уточнять и закреплять знания детей о промысле; развивать интерес по изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через фольклор. Развивать умение составлять рассказ об игрушке и рассказ по картинке; развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.

Художественно – эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность : песенки:  «Осень пришла…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Инсценировка русской народной сказки «Пых».

Образовательная деятельность: «Русские народные музыкальные инструменты»

Изобразительная деятельность: «Русская народная игрушка-матрешка»; «Роспись деревянной ложки».

Лепка: «Узор на разделочной доске».

Задачи: Закрепить умение выполнять элементы хохломской росписи, знакомство с русской народной игрушкой – матрёшка. Развивать образное восприятие песен. Познакомить с народными музыкальными инструментами, обучать игре на этих инструментах. Способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров; закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги и лепки; воспитывать интерес к народной культуре.

Физическое развитие: двигательная активность, хороводные игры, подвижные игры: «Горелки», «Гори, гори ясно», « У медведя во бору»

Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

           Взаимодействие с родителями:

1.Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»

2. Консультации: «Фольклор и  дети», «Читаем детям сказки».

Задачи: Поддерживать педагогов в реализации проекта. Повысить уровень родительской компетенции в работе по развитию речи своих детей через использование детского фольклора.

3 этап - Заключительный этап

1.  Выставка « Народные промыслы»

2. Презентация проекта «Народное искусство и культурное наследие»

3. Систематизация материалов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация проекта «Народное искусство и культурное наследие» Познавательно-творческий. Возраст: 4-5 лет. Подготовила: воспитатель МБДОУ « Матвеевский детский сад « Березка» Мусифуллина И.И.

Слайд 2

Президент России Владимир Путин объявил 2022-й год годом народного искусства и культурного наследия

Слайд 3

Актуальность : «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев) .

Слайд 4

Цель: приобщение детей к народной культуре посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Слайд 5

Задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину. 2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. 3.Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, культурными ценностями народов России. 4.Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов. 5.Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием. 6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Слайд 6

Ожидаемые результаты: 1. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. 2.Обогатится словарный запас названиями предметов русского быта. 3.Дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, научатся понимать и принимать народные игры, обычаи, традиции. 4.Получат знания, характерные для каждого вида росписи и умения самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму. 5. Будет организована выставка « Народные промыслы». Полученные результаты: 1.Дети познакомились со старинными предметами русского быта, домашнего обихода. 2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть. 3.Пополнили словарный запас названиями предметов русского быта. 4. Приобрели практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов. 5.Организовали выставку « Народные промыслы».

Слайд 7

Этапы: 1 этап – подготовительный На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, сформулировали задачи, составили план работы. Перед началом работы по проекту мы с детьми рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративно-прикладному искусству, презентации об истории появления и создания разных видов росписи. Пополнили и обогатили развивающую предметно-пространственную среду в группе наглядными пособиями, подобрали художественную литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические и настольно-печатные игры.

Слайд 8

2 этап - основной Содержание проекта. Познавательное развитие: Познавательно – исследовательская деятельность: отгадывание загадок, конструирование персонажей народных игрушек, сказок из конструктора. Образовательная деятельность «Быт и культура русского народа», «Русь- матушка». Коммуникативная деятельность: беседы «Знакомство с гжелью», «Весёлая хохлома», «Дымковская игрушка», «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре». Знакомство с пословицами, поговорками, потешками , закличками . Восприятие художественной литературы и фольклора: «Народные промыслы» , Н.Лесков «Левша», К.И.Чуковский « Федорино горе», С.Я.Маршак «Ванька- Встанька », русская народная сказка «Сивка-Бурка», заучивание стихотворения Д.Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Слайд 9

Социально – коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевая игра: «Магазин народных промыслов», «К нам гости пришли», «Живые куклы». Дидактическая игра: «Угадай и расскажи», «Весёлая хохлома», «Угадай, какая роспись», «Русские узоры», «Собери фигуру по образцу», «Городецкие узоры». Художественно – эстетическое развитие: Музыкальная деятельность : песенки: «Осень пришла…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…». Инсценировка русской народной сказки «Пых». Образовательная деятельность: «Русские народные музыкальные инструменты» Изобразительная деятельность: «Русская народная игрушка-матрешка»; «Роспись деревянной ложки». Лепка: «Узор на разделочной доске».

Слайд 10

Физическое развитие : двигательная активность, хороводные игры, подвижные игры: «Горелки», «Гори, гори ясно», « У медведя во бору» Взаимодействие с родителями: 1.Анкетирование «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» 2. Консультации: «Фольклор и дети», «Читаем детям сказки»

Слайд 11

Песенка « Осень пришла…»

Слайд 12

Инсценировка русской народной сказки « Пых»

Слайд 13

Образовательная деятельность « Русские народные музыкальные инструменты»

Слайд 14

« Русская народная игрушка-матрешка»

Слайд 15

« Роспись деревянной ложки»

Слайд 16

«Узор на разделочной доске»

Слайд 17

«Дымковская барыня»

Слайд 18

3 этап - Заключительный этап Выставка «Народные промыслы»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Конкурсное занятие , презентация к занятию...

Занятие к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Конспект занятия, презентация к занятию...

Педагогический дебют-2022_Вольнова Татьяна Николаевна

Представлены материалы для участи в конкурсе "Педагогический дебют-2022", в номинации "Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций"...

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Представление заявителя на региональный этап Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Заявка участника регионального этапа Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Согласие на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...