О ФГОС ДО
статья

Шолохова Александра Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности введения

ФГОС ДО в детские сады РФ.

Ключевые слова: ФГОС, образование, ООП, педагог, ребенок.

Внедрение ФГОС ДО связано с тем, что появилась необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, каждый ребенок имел равные возможности для успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sholokhova.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013.2                                                                             А. С. Шолохова

О ФГОС ДО

В данной статье рассматриваются особенности введения

ФГОС ДО в детские сады РФ.

Ключевые слова: ФГОС, образование, ООП, педагог, ребенок.

Внедрение ФГОС ДО связано с тем, что появилась необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, каждый ребенок имел равные возможности для успешного обучения в школе.

Однако в стандарте дошкольного образования не прописаны жесткие требования к детям дошкольного возраста.

Специфика детей дошкольного возраста заключается не в сумме конкретных знаний, умений и навыков, а в совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует предметность обучения. Развитие ребенка осуществляется посредством игры, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут предъявлены жесткие требования к результатам освоения программы, аналогичные тем, что есть в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных и метапредметных знаний, умений и навыков. Если образовательный процесс в ДО будет выстраиваться по подобию школьного урока, то это будет противоречить специфике развития детей дошкольного возраста.

Именно поэтому, в стандарте дошкольного образования были определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре ООП дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Руководствуясь программой, педагог помогает ребенку овладеть базовым уровнем дошкольного образования, обеспечивает ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе.

В контексте ФГОС ДО мы не встретим  слово «занятие», но это не означает, что воспитание дошкольников становится свободным. Педагоги не перестанут заниматься с детьми в ДО. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Стандарт ДО нацелен на индивидуальный подход к ребенку и на игру, где происходит сохранение  ценности дошкольного детства, и где сохраняется сама природа дошкольника.

В отличии от ФГТ, в котором было 10 образовательных областей, в ФГОС мы насчитываем только 5: физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое.

Каждой образовательной области ФГОС ДО соответствуют определенные формы работы с детьми.

Необходимо отметить, что содержание дошкольного образования обязательно должно соответствовать заявленным в ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования;

- принцип необходимости и достаточности;

-принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематический принцип;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

- взаимодействие с родителями (ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и всестороннего развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности). Родители должны быть активными участниками образовательного процесса.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимосвязь образовательных областей обеспечивает формирование у ребенка целостной картины мира. В условиях реализации ФГОС значительно возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов( логопед, психолог, дефектолог и др.), воспитателей и родителей.

Так же важно отметить, что ООП ДО обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. Таким образом, с введением ФГОС ДО, дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного общего образования в РФ.

Библиографический список:

1. ФГОС ДО [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.firo.ru/ 

 (Дата обращения: 11.11.2017)

2. «О ФГОС Дошкольного образования» статья. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://infourok.ru/statya-o-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-1280674.html   (Дата обращения: 11.11.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

Презентация ФГОС дошкольного образования. Сравнительный анализ принципов традиционной программы и ФГОС.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Из-за того, что курсы по по ФГОС прослушали пока не все воспитатели, а знакомиться с ...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...