Проект "Ложка расписная, да звонкая такая" 19.11.2021
проект (подготовительная группа)

Симирякова Евгения Борисовна

Проект "Ложка расписная, да звонкая такая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lozhki_raspisnye_da_zvonkie_takie.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрация муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конкурс  совместного проекта детей (старшего дошкольного возраст)

и педагогов ДОО

« Мир, в котором мы живём»

Познавательно- творческий  проект

«Ложка расписная, да звонкая такая»

                                                                     

                                                                   

                                                                                            Автор работы: Халиуллин Карим

                                                                                    воспитанник подготовительной к школе                                                   группы

                                                                     Куратор: Симирякова Е.Б.

Туймазы, 2021

Направленность: приобщение к народному творчеству    

Предпосылки: подвести к пониманию, как и когда деревянные ложки стали ударными музыкальными инструментами

Проблема:  

Звучание каждого инструмента неповторимо, но детей заинтересовали деревянные ложки: как и когда они стали музыкальными и возможно ли их изготовить в домашних условиях.

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность: в век интернета мы все чаще окунаемся в виртуальный мир компьютеров и все реже интересуемся народным творчеством и народной культурой. Знакомство детей с народным искусством вызывает желание у детей участвовать в творческой деятельности и позволяет привить ребенку элементы музыкальной культуры. Ложки – самый доступный вид народных музыкальных инструментов. Поэтому проект «Ложка расписная, да звонкая такая» актуален в наши дни.

Объект исследования: деревянные ложки

Предмет исследования: изготовление ложек в домашних условиях

Участники: ребенок подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители ребенка.

По характеру контактов: взаимодействие между детским садом и родителя-ми.

Цель: обогащение знаний у детей о деревянной ложке, как о музыкальном, ударном инструменте через знакомство с историей возникновения и способом изготовления в домашних условиях.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с историей возникновения ложек, их изготовлением, как и когда они стали музыкальным ударным инструментом

-обучить новым приемам игры на музыкальных ударных инструментах: деревянные ложки

-продолжать приобщать детей к музыкальной культуре

Развивающие:

-развивать интерес к продуктивной деятельности при изготовлении ложки

-развивать музыкальные способности (чувство ритма, слуховое восприятие, музыкальную память, самостоятельную творческую деятельность детей)

-развивать наблюдательность, координацию движений, быстроту реакций, мелкую моторику

Воспитательные:

-воспитывать художественный вкус

-воспитывать интерес к народному творчеству

-воспитывать желание проявлять творческую инициативу в достижении цели

Формы совместной деятельности с ребенком и семьей

-познавательная: просмотр видеофильмов: «Процесс изготовления деревянной ложки» «Выступление ансамбля ложкарей»; развивающего мультфильма «Деревенские ложки»; презентации «Как мастер баклуши бил»

-социально -коммуникативная: беседы на тему «Знакомство с русской ложкой»

-художественно – эстетическая: продуктивная - изготовление и роспись деревянных ложек, разучивание новых приемов игры на ложках, создание альбома «Путешествие в прошлое ложки», презентации проекта «Ложка расписная, да звонкая такая»; фотографии поэтапного изготовления ложек в домашних условиях; подбор музыкального материала; создание семейного трио ложкарей

-речевая: - обогащение словаря: кастаньеты, чурбак, баклуши, рубанок, ножовка, стамеска, отшлифовали

Ожидаемый результат:

-сформированы знания об истории возникновения, технологии изготовления деревянной ложки в домашних условиях и их росписи

-проявил интерес к народному творчеству

-обогатился словарь ребенка по теме проекта

-обучился новым приемам игры на ложках

-появилось желание играть на ложках не только на музыкальных занятиях, но и дома

-проявил самостоятельность в творческой деятельности

-совместное изготовление деревянных ложек с родителями

Материальная база: слайды, видеофильмы, компьютер, фотоаппарат, техническое оснащение, материал для продуктивной деятельности (деревянный баклуши, инструменты, подсолнечное масло, краски)

Организация проекта.

План мероприятий в рамках реализации проекта «Ложка расписная, да звонкая такая»

Мероприятия

ответственные

I этап подготовительный  

1

Разработка плана реализации проекта «Ложка расписная, да звонкая такая»

Музыкальный руководитель

2

Подбор видеофильмов, презентации, мультфильма

Музыкальный руководитель

3

Консультация для родителей «Музыкальные игры с ложками»                                        ( Приложение №1)

Музыкальный руководитель

Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству

Ребенок

родители

II этап основной    

1

Познавательная беседа на тему: «Знакомство с русской ложкой»                                            ( Приложение №2)

Музыкальный руководитель

2

Чтение статьи «Ложки ударные» из  «Энциклопедия музыкальных инструментов»         ( Приложение №3)

Ребенок родители

3

Просмотр слайд - презентации «Как мастер баклуши бил»

Ребенок, родители

4

Просмотр видеофильмов: «Процесс изготовления деревянной ложки» «Выступление ансамбля ложкарей»

Ребенок, родители

5

Просмотр развивающего мультфильма «Деревенские ложки»

Ребенок родители

6

Создание альбома «Путешествие в прошлое ложки»

Ребенок родители

7

Изготовление  и роспись деревянной ложки  в домашних условиях

Ребенок родители

8

Разучивание новых приемов и последовательности игры на ложках под мелодию башкирской народной песни «Любизар»                                  (Приложение №4)

Музыкальный руководитель,

III этап заключительный      

1

Выступление в семейном кругу

Ребенок

родители

2

Создание презентации для проекта «Ложка расписная, да звонкая такая»

Музыкальный руководитель

 

Итог проекта «Ложка расписная, да звонкая такая»

Проект получился интересным, познавательным, творческим. При сборе информации ребенок соприкоснулся с историей возникновения деревянной ложки, технологией изготовления в домашних условиях. Проявил творчество в выборе орнамента и росписи. Освоил новые приемы игры, обучил своих родных. Удивил и порадовал своим выступлением в семейном кругу.

Цель проекта достигнута. Знакомство с народным музыкальным ударным инструментом -деревянные ложки расширило кругозор ребенка и способствовало развитию творческой инициативы.

Приложение №1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для родителей

Тема: «Искусство игры на ложках»

                                                                                          Составил музыкальный руководитель

                                                                                         Симирякова Е.Б.                                                                            

2021 г

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под влиянием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая» -такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливались и продолжают изготавливать из березы, осины, липы, а также украшали резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.

Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы; сейчас широко используются в исполнительской практике также ложки-веера. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности детей и импровизации.

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (или на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.

             

Приложение №2

Беседа на тему: «Знакомство с русской ложкой»

Цель: пробудить интерес к русским народным музыкальным инструментам «ложки»

Задачи:

Образовательная: сформировать знания о деревянных ложках, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление; из чего состоит,  приёмах игры на ложках)

Развивающие: развивать чувство ритма, координацию рук

Воспитательная:  прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Оборудование:  деревянные ложки.

Сегодня мы поговорим о самых популярных народных музыкальных инструментах в России.  Каких, вы узнаете, отгадав загадку.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

(Ложка)

Правильно! Ложки расписные - красивые, резные!

- Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.

На Руси даже существовал день когда рубили дерево на выделку ложек. Это было 7 мая - Пелагея.

А  теперь  2 апреля стал Международный день ложки.

Неокрашенные ложки использовались ежедневно.

Расписные ложки – праздничные. Они расписаны сказочными цветами и травами.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Сейчас мы дружно поиграем на ложках.

Игра на ложках

Приложение №3

Статья «Ложки - ударные»  из «Энциклопедия музыкальных инструментов»

Основные сведения

Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Происхождение и история

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет.

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Игра на ложках, техника игры

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Приложение №4

Приемы игры на ложках

1.  «Игра двумя ложками» Черенки ложек находятся в обеих руках. Черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существуют две разновидности этого приема:

1) черпачки двигаются навстречу друг другу

2) одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой сверху.

2. «Скользящие удары ложки о ложку» Ударяют тыльными сторонами о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

3. «Игра двумя ложками в одной руке» Ложки держат в правой руке, Между черенками ложек находится указательный палец. Большой палец сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу. Расстояние между ними один, два сантиметра. Определяют места удара: ладонь, бедро правой ноги чуть выше колена, бедро левой ноги, удар по плечу. Все эти  ударные точки могут чередоваться между собой.

4. «Солнышко» ударяют  тыльными сторонами  о тыльную сторону другой ложки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг)

 

Здравствуйте. Меня зовут Халиуллин Карим. Мне 6 лет. Я – воспитанник детского сада №6 города Туймазы.
Тема моего проекта: «Ложка расписная, да звонкая такая»

Цели и задачи читайте на экране.

Объект исследования: ложки

Предмет исследования: изготовление ложек в домашних условиях

На музыкальных занятиях мы играем на различных музыкальных инструментах. Звучание каждого инструмента неповторимо, но меня заинтересовали деревянные ложки: как и когда они стали музыкальными и возможно ли их изготовить в домашних условиях. Захотелось самому поучаствовать в их изготовлении и познакомиться с новыми приемами игры на них. Вы скажете: «Ложки можно купить в магазине!». А я вам отвечу: «Что в ложки, сделанные своими руками я вложу частицу своего старания и тепло своих рук». Именно поэтому был разработан проект «Ложка расписная, да звонкая такая»

Из энциклопедии музыкальных инструментов я узнал, что родина деревянной ложки – Египет. Сначала ложки делали из камня. Они были тяжёлые и очень неудобные. Позже ложки стали делать из дерева.  Использовалась древесина яблони, липы, сосны и других деревьев

Как и когда они превратились в музыкальный инструмент неизвестно. Но на картинах, относящихся к 18 веку ложки, украшенные бубенцами, изображены в руках скоморохов.

Существует предположение, что в России на ложках стали играть, подражая испанским кастаньетам. Ложки были и остаются наиболее популярными у русского народа ударными инструментами.

Из интернета мы узнали про этапы изготовления деревянных ложек в домашних условиях, своими руками. Мы поняли, что это трудная, но выполнимая задача.

Приготовленный чурбак, разбили топором на баклуши. Одну сторону обработали рубанком для того, чтобы нанести рисунок ложки. Ножовкой выпилили по контуру.  Обрезали канцелярским ножом. Стамеской вырезали внутри. Отшлифовали наждачной бумагой. Пропитали прокаленным подсолнечным маслом.  После высушивания приступил к росписи. Самый известный вид росписи в России – Хохлома. Для расписывания изделия используется либо черно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. Но мне захотелось расписать по своему. Для росписи я выбрал башкирский орнамент.  И вот какие нарядные они у меня получились. Проверим звучат ли мои ложки. Ух, ты! Звучат! Сбылась моя мечта! Я подумал, что мои братья тоже захотят научиться играть на ложках. На занятии вокального кружка я поделился своей радостью с Евгенией Борисовной. Она предложила для начала использовать мелодию башкирской народной песни «Любизар» и показала новые приемы игры на ложках.  

Я показал эти приемы своим братьям. Мы немножко потренировались и устроили концерт в семейном кругу.

Проект получился интересным, познавательным, творческим. При сборе информации я соприкоснулся с народным творчеством. Я понял, что ложки можно изготовить в домашних условиях. Разучить новые приемы игры, заинтересовать своих родных. Удивить и порадовать их своим выступлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"

Методическая разработка с презентацией по изобразительному искусству "Лес точно терем расписной"Для того, чтобы у нас подольше сохранились воспоминания о красоте осени, воспитатель предлагает детям за...

"В тереме расписном я живу"

конспект занятия в музее "Русская изба" для детей старшего возраста....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Открытое занятие "Ложки расписные, да звонкие такие"

Занятие разработано с учетом возрастных особенностей воспитанников подготовительной к школе группы детского сада.  Занятие по своим задачам и материал соответствовало возрасту детей. По про...

Организованная образовательная деятельность "Мой весёлый звонкий мяч "Мой весёлый звонкий мяч"

Воспитывать дружеские взаимоотношения, ловкость, самостоятельность, взаимопомощь....