Экспериментирование с объектами неживой природы с детьми 3-4 лет
статья (младшая группа)

Дегтярёва Александра Сергеевна

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Использование электронного лэпбука в ДОО является отличным способом закрепить определенную тему в образовательной деятельности с детьми, осмыслить содержание темы, провести экспериментальную деятельность, в процессе которой дети младшего дошкольного возраста участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются, чтобы поиграть, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Экспериментирование с объектами неживой природы как средство развития мышления детей младшего дошкольного возраста»

На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению исследователя Н.Н. Поддъякова, оказалось детское экспериментирование, которое не задается взрослым, а строится самим ребенком [5, с.125]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность, наряду с общением и игрой, в качестве сквозных механизмов развития ребенка, и выделяет «исследования объектов окружающего мира и экспериментирование» в числе одного из девяти видов деятельности детей младшего дошкольного возраста, посредством которых реализуются задачи и содержание образовательной программы (п. 2.7) [1].

На сегодня методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и - что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

Изучив требования ФГОС ДО к интеллектуальному развитию дошкольников, посвященных развитию интеллекта детей, не обнаружено исследований, посвященных развитию мышления посредством экспериментальной деятельности с объектами неживой природы детей младшего дошкольного возраста.

Анализ современных программных документов («Детство», «Мир открытий», «Наш дом – природа», «Познаю мир», «Ребенок в мире поиска» и др.) и методической литературы (О.В. Дыбиной, О.Л. Князевой, Л.М. Маневцевой, З.А. Михайловой, А.Н. Поддьякова, О.Б. Чехониной и др.), свидетельствует о том, что авторы раскрывают содержательные и процессуальные аспекты педагогического содействия формированию экспериментирования преимущественно в отношении детей старшего дошкольного возраста, тогда как особенности работы с детьми в период младшего дошкольного возраста представлены недостаточно.

Кроме того, анализ представленных авторами методических разработок в рассматриваемой области свидетельствует о том, что в качестве ведущего метода обучения детей младшего возраста используется показ, предусматривающий совершение ими обследовательских действий по подражанию педагогу, что не способствует осознанию воспитанниками причинно-следственных связей между свойствами объектов и результатами их действий, не позволяет им совершать целостную деятельность экспериментирования [3,4; с.28-33].

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов [7, с.126].

Экспериментирование развивает мышление, воображение, творчество и многое другое. Оно существенно продвигает понимание различий живого и неживого, явлений, предметов, принципов социального взаимодействия, устройства мира и т.д.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Известно, что им присуще наглядно-действенное, а со временем наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира [2, с. 191].

Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие причинно–следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?» В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи [8, с.188].

Дети в младшем дошкольном возрасте осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень и др. Эксперименты проводятся в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

- бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. 

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

- вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

- воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Благодаря экспериментам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные эксперименты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство развития детей, разработанное американскими педагогами, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под российскую систему обучения детей Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми в ДОО.

«Лэпбук» – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная  папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы, поэтому лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности, т.е. экспериментирования.

Лэпбук:

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами (несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников[10].

Чем привлекательна данная форма работы?

  1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.
  2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
  3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать  информацию.
  4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку с учетом индивидуальных возможностей.
  5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Лэпбук также является наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [9].


Заключение

Использование электронного лэпбука в ДОО является отличным способом закрепить определенную тему в образовательной деятельности с детьми, осмыслить содержание темы, провести экспериментальную деятельность, в процессе которой дети младшего дошкольного возраста участвуют в поиске, анализе и сортировке информации. Такая необычная подача материала всегда привлекает внимание детей, и они ещё не раз возвращаются, чтобы поиграть, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.


Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Венгер Л. С., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. Воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
  3. Глуховеря Д.Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности//Дошкольное воспитание. - 1976. - № 11. - С. 28-33.
  4. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28-32.
  5. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -С. 128-132.
  6. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника /Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.
  7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. -  с.208.
  8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  9.  https://open-lesson.net/6150/
  10. https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-lepbuk-kak-innovacionniy-podhod-v-rabote-s-detmistarshaya-gruppa-2826305.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Цель моей работы: развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...

Конспект занятия на тему: Экспериментирование с объектами неживой природы.

Формировать навыки поисково-познавательной деятельности детей путём экспериментирования....

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Развитие познавательного интереса у детей  в процессе экспериментирования с объектами неживой природы...