Конспект НОД по познавательному развитию «Мои права»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нурмухаметова Алсу Валерьевна

Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_pravam.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Мои права»

Возрастная группа: подготовительная 

Тема НОД«Мои права»

Цель: создание условий для развития основ правового сознания у дошкольников.

Задачи: Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картинок, отгадывание загадок, чтение стихотворений, физминутка, игра

Предварительная работа: Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.

Материалы и оборудование: Международная Конвенция ООН о правах ребенка, цветок счастья, картинки, школьные принадлежности, конверт с посланием.

Ход НОД:

Организационный момент:

Игра «Я – это я».

- У каждого из вас на столе лежит чистый лист бумаги, возьмите его и покажите. Положите его перед собой и сложите, еще раз. Оторвите от сложенного листа кусочек на свое усмотрение. Сложите еще раз и опять оторвите. Разверните то, что у вас осталось в руках.

- Мы видим, что все листочки разные. Вот такие разные и вы, но одно у нас главное - это наши права и обязанности. И мы все в равной степени должны их выполнять.

Мини – лекция «Конвенция о твоих правах».

- Какой сейчас месяц?

- Декабрь месяц богат событиями, которые очень важны для страны для всех ее жителей. В этом месяце появились все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека «Всеобщая Декларация прав человека»«Конституция Российской Федерации».

- Ребята, а знаете ли вы, в каком специальном документе записаны все права детей всего мира? «Конвенция о правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН. Дети даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это соглашение. Это значит, что все, государства которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

- Какие же права есть у всех детей мира? (ответы детей)

- Ребята, я подготовила к занятию цветок счастья с вашими правами (открываю конверт).

- Ой! А где же лепестки, осталась только серединка и какое -то послание. (показываю конверт, читаю).

- Ха-ха-ха! Ваши лепестки разлетелись по группе и чтобы их найти, нужно разгадать загадки – подсказки или выполнить задание.

- Это какой – то злой волшебник не хотел, чтобы вы узнали свои права. Но мы не сдадимся, найдем лепестки!

Основная часть:

(Достаю из конверта карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещаю ее на магнитной доске)

- Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено? (Право на имя).

Имя – это социальный знак каждого из нас. Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других.

У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении».

В этот документ записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдан такой документ.

(Обратить внимание на символику России в патриотическом уголке).

- Что здесь изображено? (герб).

- Ребята, как называется страна, в которой вы живете? (Ответы детей).

Ребенок читает: Вероника Ш.

Над полями, над лугами

Песня льется в синеву.

Нет земли родней, желанней,

Ведь в России я живу.

- А сейчас я вам расскажу, почему нашу страну так называют – Россия.

- За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

- Ребята, раз вы живете в России, значит вы? (Россияне).

- Значит, какое право вы все имеете, живя в России? (Право на гражданство).

- Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации.

- А вот и первая подсказка –загадка:

Вот так дом - одно окно, каждый день в окне кино. (телевизор)

- Лепесток находится возле телевизора.

(ребенок находит первый лепесток, прикрепляю его на магнитную доску).

Вывод: каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство.

На магнитную доску крепится ребус «7Я»

- Какое право зашифровано в этом ребусе? (Право на семью).

Ребенок: Арсений Л.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

- Как вы думаете, что такое семья? Ответы детей.

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают,

сочувствуют, относятся друг к другу уважительно.

Все семьи разные. Чем же отличается одна семья от другой? (Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, разные профессии и увлечения. Семья может объединять разное количество людей. А чем похожи семьи?

В семье любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали).

- Вот вы и заработали еще одну подсказку.

(Достаю подсказку,читает«второй лепесток находится на подоконнике рядом со снеговиком»).

Лепесток крепится на доску.

Вывод: дети имеют право на семью.

- Ребята, посмотрите какие красивые картинки я принесла (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни). Что на этих картинках изображено?

- Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)

- А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)

- Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)

-Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.

Если вдруг я заболел, Женя Ш.

Побегу скорей в больницу.

Вылечи меня скорей,

Мне здоровье пригодится.

-Получается, что вы имеете право на … (лечение)

- Если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни. А что для этого нужно? (Необходимо одеваться по погоде, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку).

(Достаю подсказку,читаю«третий лепесток находится рядом с доктором Айболитом»).

Крепим лепесток на магнитную доску.

Вывод: дети имеют право на медицину.

Релаксация «На берегу моря».

Дети принимают удобную позу, закрывают глаза и под тихую музыку и слова воспитателя расслабляются.

-Ребята, а что мы сейчас делали? (отдыхали)

-Значит, на что ещё вы имеете право? (право на отдых)

Ребенок должен быть красивым, Альбина В.

Веселым, сильным и счастливым.

Поэтому хочу сказать:

Ребенок должен отдыхать!

- А как вы ещё отдыхаете? (ответы детей)

- Давайте отдохнём вместе?

ФИЗМИНУТКА.

(Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения).

-Осенью, весною, летом и зимою,

Мы во двор выходим дружною семьёю.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо, влево,

Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

Загадка –подсказка:

Прыг-скок, прыг-скок

Я, хотя и невысок,

Но зато прыгучий.

И со страшной кручи

Покачусь я вскачь!

Я ведь круглый мяч.

- Ищите лепесток там, где находятся мячи…

Дети находят четвёртый лепесток, который крепится на доску.

Вывод: дети имеют право на отдых, игры и развлечения.

Показываю картинку, на которой мальчик обижает малыша.

- Ребята, что вы видите? (ответы детей).

- Правильно ли он поступает?

Показываю вторую картинку, где мальчика ругает взрослый, а малыша жалеет.

- Что вы видите? (ответы детей)

Следующая подсказка«Пятый лепесток находится на подоконнике»

Крепят синий лепесток.

Вывод: Дети имеют право на защиту.

Игра «Кто быстрее?»

-А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать то, что необходимо школьнику.

-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим пойдёте? (в школу)

В школу скоро мы пойдём,

Там друзей себе найдём.

-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)

-Значит, на что вы имеете право? (право на учёбу, на образование)

Всех детей учить должны, Катя Р.

Детям знания нужны.

Это знать должны все дети

И все люди на планете.

А вот и новая подсказка «Шестой лепесток находится под жёлтым кубиком».

Вывод: дети имеют право на образование.

Загадка:

Я все знаю, всех учу, но всегда сама молчу. (Книга)

- А теперь подойдите к книжному уголку, возьмите в руки книги, журналы.

- Для чего нам нужна разная литература? (Ответы детей).

- Подойдите, пожалуйста, к телевизору.

- Для чего он нам необходим? (Посмотреть картинки к занятиям, презентации, фотографии, мультфильмы).

А вот и последняя подсказка «Лепесток находится у воспитателя вашей группы».

Вывод: Из разных источников мы получаем информацию.

-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья.

- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе? (В конвенции о правах ребенка).

Педагог показывает детям брошюрку.

Воспитатель:

- Для чего же нужны вам эти права? (Ответы детей).

(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок)

Заключительная часть:

-Вот как много у вас всяких прав. Давайте мы с вами вспомним всё, на что вы имеете право (в ходе повторения собираем цветок – в серединке нарисован ребёнок, а на лепестках – права ребёнка).

Ребенок имеет право на счастье,

А также в доме укрыться в ненастье

Ребенок имеет право гулять

И воздухом чистым всей грудью дышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Правила личной гигиены"

1. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования.2. Довести до сознания детей важность соб...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию: «Школьные правила»

Тема: «Школьные правила».Цель: формирование адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- формирование представлений о школе.- развитие самоконтроля и произвольности.- развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Правила вежливости в лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме:«Правила вежливости в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе.Программные задачи:Обучающие: познако...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект НОД по познавательному развитию. Правила пожарной безопасности: «Правила для Незнайки» для детей старшего возраста

Цель:      Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.Задачи:1.     Упражнять детей  в умении правильно вызывать пожарную службу по теле...

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста. Полезен в работе воспитателям....

Конспект ООД по познавательному развитию "Страна правил дорожного движения"

Безопасность детей в наших руках. И мы просто обязаны научить их правилам поведения на улицах города......