Методическая разработка педагогического опыта воспитателя ГБДОУ д/с № 119 «Незнайка» Исаченко В. Н. «Развитие воображения у дошкольников посредством игры».
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Исаченко Виктория Николаевна

Методическая разработка педагогического опыта воспитателя ГБДОУ д/с № 119 «Незнайка» Исаченко В. Н.

«Развитие воображения у дошкольников посредством игры».

Воображение – это психический процесс создания нового в форме

образа, представления, или идеи. Это способность сознания создавать

образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в

следующих психических процессах: моделирование, планирование,

творчество, игра. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в

образах» является воображением. Оно тесно связано с мышлением, так как

образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует

предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

 

Воображение играет значимую роль в развитии ребенка.

По утверждению Е.Е.Кравцовой, воображение, как самостоятельная психическая

функция ребенка является основой игровой деятельности.

 

Значимость развития у дошкольников воображения, как одного из

целевых ориентиров, предполагающих формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, раскрывается в ФГОС дошкольного образования.

 

Развитое воображение реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. К сожалению, в настоящее время, как отмечают ученые, игра перестала носить творческий характер, у детей воображение слабо развито. А посредством игры мы, педагоги, можем формировать у детей основные психические процессы, в том числе и воображение.

 

Именно теорию Кравцовой я и взяла для более глубокого изучения и внедрения в практику.

Хочется отметить, что вопросами развития воображения занимались многие ученые, психологи, педагоги, в том числе А.В.Запорожец, Е.Е. Кравцова, М.М. Кольцова. Анализируя литературу можно выделить стадии развития воображения, этапы работы в данном направлении.

 

Выделяют 2 основные стадии формирования воображения:

- воссоздающее воображение – воссоздание действительности такой, какая она есть. Когда детям свойственно создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах. Это младший и средний дошкольный возраст;

- активное творческое продуктивное воображение – направленное на

создание образов в соответствии с описанием, и создание совершенно новых образов без опоры на образец. Это старший дошкольный возраст. Его основа – сюжетно-ролевая и режиссерская игра.

 В младшем возрасте (2,5 – 3 года) ребенок может преобразовывать

воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой.

 В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и

"эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями

возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от

действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми

действиями и предметами, а в случае невозможности этого - обращение к

предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного "я",

переживание своей отделенности от окружающего мира.

           Воображение связано с самого начала с использованием символов.

Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не

осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти

символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а

затем создаются самостоятельно  (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

          В возрасте 4 -5 лет ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и

образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут,

как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен

следовать.

Затем воображение находит отражение в игровых перевоплощениях, ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

         Рождаясь в игре, активное воображение переносится и на другие виды

деятельности - рисование, конструирование, сочинительство.

        Работу с детьми по развитию воображения необходимо строить поэтапно, начиная с младшего дошкольного возраста.

На первом этапе педагог формирует у детей способность преобразовывать воспринимаемые предметы. Например, кубик можно превратить в слона, в машину и т.д.

На следующем этапе воображение ребенка проявляется в одушевлении

игрушек. Это переход к сюжетно-ролевой игре, когда ребенок представляет в игрушке живого партнера по игре. На этом этапе необходимо учить ребенка принимать на себя роль, уделяя особое внимание игровым перевоплощениям.

Детей постарше можно привлекать к играм и игровым упражнениям на создание воображаемой ситуации: «Садовник», «Магазин игрушек», «Где мы были – мы не скажем…», где одни дети – изображают одушевленные и неодушевленные предметы, а другие отгадывают, что показано.

                  С целью формирования умения объединять предметы в один сюжет, создавать воображаемую ситуацию исходя из своего замысла, можно применять игры «Колдун», «Помирились» и др.

Сначала ребенок объединяет в один сюжет 2-3 картинки, при этом испытывает трудности. После систематических занятий число  картинок увеличивается и дети уже легко объединяют 15 – 20 картинок. Важно, чтоб свои действия ребенок сопровождал речью.

Следующий этап работы обучение старших дошкольников играм с правилами, где дети учатся создавать воображаемую ситуацию на словах и в играх с правилами.

Учатся соблюдать правила в играх, придумывать новые. Педагогу важно создать определенные условия в среде. Это ширмы, макеты и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка педагогического опыта воспитателя ГБДОУ д/с № 119 «Незнайка» Исаченко В. Н.

«Развитие воображения у дошкольников посредством игры».

Воображение – это психический процесс создания нового в форме

образа, представления, или идеи. Это способность сознания создавать

образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в

следующих психических процессах: моделирование, планирование,

творчество, игра. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в

образах» является воображением. Оно тесно связано с мышлением, так как

образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует

предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

Воображение играет значимую роль в развитии ребенка.

По утверждению Е.Е.Кравцовой, воображение, как самостоятельная психическая

функция ребенка является основой игровой деятельности.

Значимость развития у дошкольников воображения, как одного из

целевых ориентиров, предполагающих формирование предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, раскрывается в ФГОС дошкольного образования.

Развитое воображение реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. К сожалению, в настоящее время, как отмечают ученые, игра перестала носить творческий характер, у детей воображение слабо развито. А посредством игры мы, педагоги, можем формировать у детей основные психические процессы, в том числе и воображение.

Именно теорию Кравцовой я и взяла для более глубокого изучения и внедрения в практику.

Хочется отметить, что вопросами развития воображения занимались многие ученые, психологи, педагоги, в том числе А.В.Запорожец, Е.Е. Кравцова, М.М. Кольцова. Анализируя литературу можно выделить стадии развития воображения, этапы работы в данном направлении.

Выделяют 2 основные стадии формирования воображения:

- воссоздающее воображение – воссоздание действительности такой, какая она есть. Когда детям свойственно создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах. Это младший и средний дошкольный возраст;

- активное творческое продуктивное воображение – направленное на

создание образов в соответствии с описанием, и создание совершенно новых образов без опоры на образец. Это старший дошкольный возраст. Его основа – сюжетно-ролевая и режиссерская игра.

 В младшем возрасте (2,5 – 3 года) ребенок может преобразовывать

воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой.

 В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и

"эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями

возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от

действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми

действиями и предметами, а в случае невозможности этого - обращение к

предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного "я",

переживание своей отделенности от окружающего мира.

           Воображение связано с самого начала с использованием символов.

Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не

осознаются ребенком и выражаются символически. Первоначально эти

символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а

затем создаются самостоятельно  (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

          В возрасте 4 -5 лет ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и

образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут,

как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен

следовать.

Затем воображение находит отражение в игровых перевоплощениях, ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.

         Рождаясь в игре, активное воображение переносится и на другие виды

деятельности - рисование, конструирование, сочинительство.

        Работу с детьми по развитию воображения необходимо строить поэтапно, начиная с младшего дошкольного возраста.

На первом этапе педагог формирует у детей способность преобразовывать воспринимаемые предметы. Например, кубик можно превратить в слона, в машину и т.д.

На следующем этапе воображение ребенка проявляется в одушевлении

игрушек. Это переход к сюжетно-ролевой игре, когда ребенок представляет в игрушке живого партнера по игре. На этом этапе необходимо учить ребенка принимать на себя роль, уделяя особое внимание игровым перевоплощениям.

Детей постарше можно привлекать к играм и игровым упражнениям на создание воображаемой ситуации: «Садовник», «Магазин игрушек», «Где мы были – мы не скажем…», где одни дети – изображают одушевленные и неодушевленные предметы, а другие отгадывают, что показано.

                  С целью формирования умения объединять предметы в один сюжет, создавать воображаемую ситуацию исходя из своего замысла, можно применять игры «Колдун», «Помирились» и др.

Сначала ребенок объединяет в один сюжет 2-3 картинки, при этом испытывает трудности. После систематических занятий число  картинок увеличивается и дети уже легко объединяют 15 – 20 картинок. Важно, чтоб свои действия ребенок сопровождал речью.

Следующий этап работы обучение старших дошкольников играм с правилами, где дети учатся создавать воображаемую ситуацию на словах и в играх с правилами.

Учатся соблюдать правила в играх, придумывать новые. Педагогу важно создать определенные условия в среде. Это ширмы, макеты и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический совет "Здоровьсберегающая деятельность в ДОУ. Прогулка, как приоритетное средство развития дошкольников"

Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогич...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному и социально-коммуникативному развитию с элементами сюжетно-ролевой игры, для детей старшего дошкольного возраста «Звери заболели».

Данная методическая разработка поможет в игровой форме закрепить у детей представления о животном мире Африки, о профессии "Ветеринар", её значении, трудовых операциях и медицинских инструме...

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»

Обобщение педагогического опыта воспитателя ДОУ по теме: «Активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством камешков Марблс»...

Методическая разработка"Развитие воображения у дошкольников посредством игры"

laquo;Развитие воображения у дошкольников посредством игры».Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления, или идеи. Это способность сознания с...

«Развитие воображения у дошкольников посредством игры».

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления, или идеи. Это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключеву...

«Развитие воображения у дошкольников посредством игры».

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления, или идеи. Это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключеву...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...