Мимические и пантомимические игры и упражнения для детей
материал (старшая группа)

Помигуева Валентина Сергеевна

Формирование навыков невербального общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neverbalnye_sredstva_obshcheniya.docx47.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мимические и пантомимические игры и упражнения для детей

Как говорят части тела Цель: учить невербальным способам общения.

Ход. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Остальные дети должны отгадать. Какие задания давал воспитатель.

 “Здороваемся  без  слов Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Ход. Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.)

Затем пары по очереди демонстрируют способ приветствия.

“Прочитай письмо”  Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход. «Почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что он прочитал в своем письме.

“Сделай подарок” Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Ход. Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

“День наступает, все оживает…” Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ход. Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

“Облака” Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.  

“Люблю – не люблю” Цель: развитие  воображения и мимических движений.

Ход. Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту.

 “Большой – маленький” Цель: развитие  наблюдательности,  выразительности движений.

Ход.  Дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого  животного.

“Магазин зеркал” Цель: развивать способности понимать невербальные средства общения.

Ход. Ребенку предлагается представить, что он вошел в магазин зеркал. Все стоящие вокруг дети – это зеркала. Ребенок показывает разные движения, (страх, удивление, грусть, гнев), а все дети должны их повторить.

Пойми меня” Цель: понимание мимики и жестов.

Ход. Дети становятся в круг. Воспитатель движением сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

 “Бездомный заяц” Цель: развитие реакции, навыков невербального взаимодействия.

Ход. Каждый игрок, заяц,  становится в середину обруча, или чертит мелом вокруг себя круг.  Расстояние между игроками – 1 – 2 метра. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять домик, оставшийся на время без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

“Жизнь в лесу” Цель: учить невербальным способам общения. 

Ход. Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает).

Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко».

Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

“Добрые эльфы” Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Ход. Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку: «Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями.

“Птенцы“Цель: развитие навыков невербального взаимодействия.

Ход. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? — спрашивает воспитатель. — Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.

“Волны” Цель: развитие умения детей изображать эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики.

Ход. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

“Муравьи” Цель: развитие невербального взаимодействия, выразительности  движений и мимики.

Ход. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми ложится на пол и спит, затем просыпается: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.

“Театр теней” Цель: развитие  воображения и мимических движений.

Ход. «У каждого из вас есть тень, — объясняет взрослый. — Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, молча пообщаемся, а потом вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Делать все мы будем стараться делать это тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше.

“Ожившие игрушки”  Цель: развитие  воображения и выразительности мим

В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение.

 Психологи Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и другие убедительно показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь у ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает гово рящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассмат ривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности чело века. Соответственно использование детьми разнообраз ных средств выразительности речи — важнейшее усло вие своевременного интеллектуального, речевого, лите ратурного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста; от непроизвольной эмоциональ ной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по зволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

   В данном случаи мы остановимся на невербальных средствах. Первой формойЧерез невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

Что же подразумевается под невербальным общением?Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или “околоречевая” подсистема, включающая:- вокальные качества голоса,

- его диапазон, - тональность,- тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:- темп речи, - паузы,- смех и т.д.

 Для достижения эффективности речи необходимо учитывать использование вербальных и невербальных средств общения.

Таким образом, можно выделитьтри основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения):

  • фонационные
  • Кинетические
  • Графические 

        К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).

 К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются  в письменной речи.

Мимика – это выразительные движения лицевых мышц. Мимика и жесты как элементы экспрессивного пове дения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появ ление у ребенка без специального обучения понятных жестов и выра жений лица указывает на то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически. Развитие и совершенствование мимики идет вместе с развитием пси хики, начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, со храняя черты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Мимика бывает разная:

   Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей.          

   Малоподвижная мимика. Указывает на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

    Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Жесты – значимые движения тела. Жесты подразделяются на:

  • номинативные – заменяющие, дополняющие или дублирующие вербальные сигналы (большой палец к губам);
  • эмоционально-оценочные – выражающие оценку чего-либо в ходе сообщения (кулак, отмашка);
  •  указательные – ориентирующие в пространстве или выделяющие предмет (указание пальцем, ладонью);
  • риторические – имеющие усилительный характер (взмах рукой, движение ладонью к аудитории);
  • игровые – шуточные (“нос”);
  • вспомогательные – используемые в качестве физической помощи себе или собеседнику;
  • магические – используемые в суеверных магических целях.

. Различают также: произвольные   и  непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными. Владение произвольными жестами не является врожденным навыком и зависит от социальных и национальных особенностей.

         Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом. Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкно венной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Разви тие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому впол не естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.

Результаты методики дают возможность выделить два параметра: общее количество вербальных обозначений эмоциональных состояний и адекватность идентификации положительных, отрицательных и нейтральных эмоций.

Обработка результатов:

А. Эталоны невербального поведения в состоянии радости:

1. улыбка, глаза сияют, подвижный.

2. рот растянут, взгляд весёлый, многословен.

3. желание помочь другому, смешливый.

4. движения лёгкие, глаза прищурены.

5. глаза широко открыты, брови приподняты.

6. движения энергичные, жестикулирует.

Б. Эталоны невербального поведения в состоянии удивления:

1. рот приоткрыт, на лбу морщинки, глаза широко открыты.

2. поза застывшая, растерянность.

3. интонации восклицательные, всплёскивает руками.

4. взгляд вопросительный, лицо застывшее.

5. уголки губ опущены.

6. растерянность.

В. Эталоны невербального поведения в состоянии презрения:

1. глаза сужены, брови нахмурены, кривая улыбка.

2. взгляд холодный, уголки рта опущены.

3. губы плотно сжаты, голова поднята вверх.

4. брови нахмурены, не разговаривает.

5. взгляд холодный, раздражительный.

6. недоброжелательное отношение.

Г. Эталоны невербального поведения в состоянии страдания:

1. губы опущены, глаза печальные.

2. брови сдвинуты к переносице, на лбу морщины.

3. молчание, движения медленные.

4. губы сжаты, глаза прикрыты.

5. рот в болезненной гримасе, плачет.

6. замкнутый, не желает общаться.

Д. Эталоны невербального поведения в состоянии страха:

1. крик, брови приподняты, лицо искажено.

2. глаза расширены, бледный.

3. рот приоткрыт, смятение.

4. тело дрожит, движения резкие.

5. дрожь, взгляд бегающий.

6. голос дрожит, пот.

Е. Эталоны невербального поведения в состоянии гнева:

1. глаза расширяются, ноздри вздрагивают.

2. лицо искажено, глаза блестят.

3. губы и зубы плотно сжаты, брови резко сведены.

4. кричит, жестикулирует, мечется.

5. на переносице вертикальные складки.

6. глаза превращены в щели, кулаки сжаты.

Посмотри что на этой картинке изображено??? какой мальчик??? Как ты догадался???? Да мальчик у нас удивился!!!! Смотри как у него широко открыт рот, глаза!! молодец!

А теперь попробуй изобразить на своём лице чувство удивления. Молодец!!! Как ты думаешь, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?

- Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показ пиктограммы)

- Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями? (поднятые вверх). С глазами? (широко открыты). С губами? (они растянуты и похожи на букву «о»).

Вот молодец передвигаем собачку, скоро они у нас встретятся!!!!

Этюд «Круглые глаза»

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: « Я шёл из школы. Я зашёл в подъезд и увидел что, бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». То –то удивился мальчик,

Покажи , а как бы ты удивился!!! Покажи ,какие круглые глаза были у мальчика, круглый рот, когда он увидел живую тряпку. Молодец!

 Да, эта девочка радостная. А как ты догадался? Да правильно, когда человек радостный он улыбается! а на этой картинке какой мальчик? Как ты догадался?! Да мальчик злой смотри, как у него нахмурены брови, опущен вниз рот, молодец!!!! И на этой? мальчик удивился смотри, как он широко открыл рот, глаза, Молодец!!! а теперь попробуем вместе с тобой изобразить радость на своём лице, а теперь злость, а теперь удивление. Молодец!!!!!

«Что мы делали – покажем»: выдается картинка с изображением определенного действия , ты должен не говоря изобразить его!

Где мы были, мы не скажем. А что делали – покажем! Молодец!!!! Прикладываем 3 лепесток, мы скоро поможем нашему цветку собрать все его лепестки!!!

«Угадай эмоцию»: 

А сейчас немного отдохнем: Игра «Море волнуется».

А теперь встань свободно мы с тобой поиграем, тебе нужно будет изобразить фигуру удивления и не двигаться!!! начинаем игру.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – 2,

Море волнуется – 3!

Фигура удивления, замри!!!! А теперь попробуем еще раз, но ты уже должен показать другую фигуру удивления!!!

Молодец!!!!!!

 Здравствуй,…Сегодня на занятие вместе со мной пришел Мишутка. Мы очень рады видеть тебя!

Улыбнись и ты мишутке!!!

-Мишутка хочет поделиться с нами одним секретом. Ты его никому не расскажешь?

- Тогда послушай, что говорит Мишутка:

Я откровенно признаюсь, что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить и поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно и занавешено окно

Я очень этого боюсь, и страха своего стыжусь!

Знакомство с эмоцией страха и ее мимическим проявлением:

- Что же за секрет раскрыл тебе Мишутка? Чего он боится?

- А когда еще человеку бывает страшно? Вспомни, когда и почему тебе было страшно?

- Как можно определить по лицу, что человек боится?

/предъявляются картинки с отдельными элементами эмоции/

- посмотри какие брови, глаза, А какие губы у человека который боится?

/предъявляет картинки с различными эмоциями/

игра «Найди»

Найди на картинках зверей, которым страшно

Молодец всех нашел!!!

- А давай мы с тобой тоже покажем мишутке как мы с тобой боимся!!! Сблизь и приподними брови, немного сморщи лоб, широко раскрой глаза, открой рот. Посмотри в зеркало, какой ты испуганный! Запомнил? Потрогай свое испуганное личико руками.

Игра «подбери карточку»

- Посмотри, на этой карточке нарисованы только глаза и нос. Подбери к ним такие брови и рот, чтобы получилось испуганное лицо.

Этюд «Страх одиночества»:

- давай представим вместе с, Мишуткой, что вы одни дома, в комнате темно. Вдруг вы слышите какое-то шуршание. А, может, в другой комнате кто-то притаился?

А это шуршала мышка посмотрите прибежала мышка!!!!вот кто шуршал и вас пугал!!!!!

- Что ты чувствовал? Испугался??

Рисование на тему «Мне страшно»:

- Нарисуй, пожалуйста, себя, когда ты чувствуешь страх. Вспомни, какие у тебя в это время глаза, рот, брови., рассказывает о картинке.

Вот Саша мы помогли нашему мишутке не бояться когда он остается дома один!!!

Игра «подбери карточку»

- Посмотри, на этой карточке нарисованы только глаза и нос. Подбери к ним такие брови и рот, чтобы получилось испуганное лицо.

Упражнение « зеркало»

Сейчас мы попытаемся с тобой изобразить страх на своих лицах. Посмотри в зеркало и пока как ты пугаешься, молодец, у тебя хорошо получается. А теперь расскажи чего ты боишься!!!!(рассказывает)

Рисование на тему «Мне страшно»:

- Нарисуй, пожалуйста, себя, когда ты чувствуешь страх. Вспомни, какие у тебя в это время глаза, рот, брови., рассказывает о картинке.

Молодец Саша справился со всеми заданиями, их столько было много, но ты не побоялся и все выполнил.

Занятие № 8 (групповое)

Тема: «Радость»

Цель: : расширять представления детей об эмоции «радость»,учить детей понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Сегодня я пришла к вам не одна /картинка с изображением королевы/. Как вы думаете, кто это?

Да правильно,. Это – королева страны Общения и сегодня она приглашает нас отправиться в небольшое путешествие по этой стране!

Начинаем наше путешествие!!!

Ребята послушайте стихотворение,

Стихотворение про пана Трулялинского читаю!!

Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?? Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой девочки) Какое настроение у этой девочки?

Да правильно, радостное, а теперь попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать??? , а вот как можно нарисовать схему изображения радости, (показываю).Послушайте, как отвечали на вопрос «что такое радость?» ваши ровесники:

  • Радость- это когда праздник,
  • Когда ни кто не плачет и др.

А что такое «радость» для вас??? Как вы понимаете это слово!

А сейчас немного отдохнем: Игра «Море волнуется».

А теперь встаньте свободно мы с вами поиграем, вам нужно будет изобразить фигуру радости и не двигаться!!! начинаем игру.

Море волнуется – раз,

Море волнуется – 2,

Море волнуется – 3!

Фигура радости, замри. Ой какие все фигуры разные, необычные, радостные.

игра «выбери такое же настроение»

Даю картинку, где нарисована пиктограмма, нужно найти животного с такой же эмоцией, как на пиктограмме.

Отдохнем немного:

Мимическая гимнастика:

Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с тобой будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы веселые и радостные.

Молодец!

«Угадай эмоцию»: На столе, картинкой вниз, разложены карточки с эмоциями. Каждый ребенок по очереди берет карточку, и изображает нарисованную эмоцию с помощью мимики.

- молодцы!!!! Со всеми заданиями справились!!!

Игра «Зеркало»: Давайте поиграем. Сейчас я буду показывать какое-то настроение с помощью лица, ничего не говоря, вы будете моим «зеркалам» и должны изобразить точно такое же настроение на своем лице. Давай попробуем /изображаю настроение/, , молодцы!

А теперь следующее задание,

«Ромашка с настроением»: Каждому ребенку выдается серединка от цветка со схематичным изображением мимики эмоции. Задача ребенка – выбрать из всех лепестков те, на которых мимика соответствует середине цветка, и собрать весь цветок.

Молодцы ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами художники и каждый нарисует свою радость!!!! Скажем спасибо королеве, что она пригласила нас с вами в такое интересное путешествие!

А. Эталоны невербального поведения в состоянии радости:

1. улыбка, глаза сияют, подвижный. 2. рот растянут, взгляд весёлый, многословен.

3. желание помочь другому, смешливый.4. движения лёгкие, глаза прищурены.

5. глаза широко открыты, брови приподняты.6. движения энергичные, жестикулирует.

Б. Эталоны невербального поведения в состоянии удивления:

1. рот приоткрыт, на лбу морщинки, глаза широко открыты.2. поза застывшая, растерянность.

3. интонации восклицательные, всплёскивает руками.4. взгляд вопросительный, лицо застывшее.

5. уголки губ опущены.6. растерянность.

В. Эталоны невербального поведения в состоянии презрения:

1. глаза сужены, брови нахмурены, кривая улыбка.2. взгляд холодный, уголки рта опущены.

3. губы плотно сжаты, голова поднята вверх.4. брови нахмурены, не разговаривает.

5. взгляд холодный, раздражительный.6. недоброжелательное отношение.

Г. Эталоны невербального поведения в состоянии страдания:

1. губы опущены, глаза печальные.2. брови сдвинуты к переносице, на лбу морщины.

3. молчание, движения медленные.4. губы сжаты, глаза прикрыты.

5. рот в болезненной гримасе, плачет.6. замкнутый, не желает общаться.

Д. Эталоны невербального поведения в состоянии страха:

1. крик, брови приподняты, лицо искажено.2. глаза расширены, бледный.

3. рот приоткрыт, смятение.4. тело дрожит, движения резкие.

5. дрожь, взгляд бегающий.6. голос дрожит, пот.

Е. Эталоны невербального поведения в состоянии гнева:

1. глаза расширяются, ноздри вздрагивают.2. лицо искажено, глаза блестят.

3. губы и зубы плотно сжаты, брови резко сведены.4. кричит, жестикулирует, мечется.

5. на переносице вертикальные складки.6. глаза превращены в щели, кулаки сжаты.

Посмотри что на этой картинке изображено??? какой мальчик??? Как ты догадался???? Да мальчик у нас удивился!!!! Смотри как у него широко открыт рот, глаза!! молодец!А теперь попробуй изобразить на своём лице чувство удивления. Молодец!!! Как ты думаешь, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?- Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показ пиктограммы)

- Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями? (поднятые вверх). С глазами? (широко открыты). С губами? (они растянуты и похожи на букву «о»).

Вот молодец передвигаем собачку, скоро они у нас встретятся!!!!

Этюд «Круглые глаза»

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: « Я шёл из школы. Я зашёл в подъезд и увидел что, бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок». То –то удивился мальчик,Покажи , а как бы ты удивился!!! Покажи ,какие круглые глаза были у мальчика, круглый рот, когда он увидел живую тряпку. Молодец!

 Да, эта девочка радостная. А как ты догадался? Да правильно, когда человек радостный он улыбается! а на этой картинке какой мальчик? Как ты догадался?! Да мальчик злой смотри, как у него нахмурены брови, опущен вниз рот, молодец!!!! И на этой? мальчик удивился смотри, как он широко открыл рот, глаза, Молодец!!! а теперь попробуем вместе с тобой изобразить радость на своём лице, а теперь злость, а теперь удивление. Молодец!!!!!

«Что мы делали – покажем»: выдается картинка с изображением определенного действия , ты должен не говоря изобразить его!Где мы были, мы не скажем. А что делали – покажем! Молодец!!!! Прикладываем 3 лепесток, мы скоро поможем нашему цветку собрать все его лепестки!!!

«Угадай эмоцию»: 

А сейчас немного отдохнем: Игра «Море волнуется».

А теперь встань свободно мы с тобой поиграем, тебе нужно будет изобразить фигуру удивления и не двигаться!!! начинаем игру.

Море волнуется – раз,Море волнуется – 2,Море волнуется – 3!Фигура удивления, замри!!!! А теперь попробуем еще раз, но ты уже должен показать другую фигуру удивления!!!Молодец!!!!!!

-Мишутка хочет поделиться с нами одним секретом. Ты его никому не расскажешь?- Тогда послушай, что говорит Мишутка:

 Страх Я откровенно признаюсь, что в темноте я спать боюсь. Мне так и хочется вскочить и поскорее свет включить, Когда вокруг меня темно и занавешено окно Я очень этого боюсь, и страха своего стыжусь!

Знакомство с эмоцией страха и ее мимическим проявлением:- Что же за секрет раскрыл тебе Мишутка? Чего он боится?- А когда еще человеку бывает страшно? Вспомни, когда и почему тебе было страшно?- Как можно определить по лицу, что человек боится?/предъявляются картинки с отдельными элементами эмоции/- посмотри какие брови, глаза, А какие губы у человека который боится?/предъявляет картинки с различными эмоциями/

игра «Найди»Найди на картинках зверей, которым страшно .- А давай мы с тобой тоже покажем мишутке как мы с тобой боимся!!! Сблизь и приподними брови, немного сморщи лоб, широко раскрой глаза, открой рот. Посмотри в зеркало, какой ты испуганный! Запомнил? Потрогай свое испуганное личико руками.

Игра «подбери карточку»

- Посмотри, на этой карточке нарисованы только глаза и нос. Подбери к ним такие брови и рот, чтобы получилось испуганное лицо.

Этюд «Страх одиночества»:- давай представим вместе с, Мишуткой, что вы одни дома, в комнате темно. Вдруг вы слышите какое-то шуршание. А, может, в другой комнате кто-то притаился?А это шуршала мышка посмотрите прибежала мышка!!!!вот кто шуршал и вас пугал!!!!!- Что ты чувствовал? Испугался??

Рисование на тему «Мне страшно»:- Нарисуй, пожалуйста, себя, когда ты чувствуешь страх. Вспомни, какие у тебя в это время глаза, рот, брови., рассказывает о картинке.Вот Саша мы помогли нашему мишутке не бояться когда он остается дома один!!!

Игра «подбери карточку»- Посмотри, на этой карточке нарисованы только глаза и нос. Подбери к ним такие брови и рот, чтобы получилось испуганное лицо.

Упражнение « зеркало»Сейчас мы попытаемся с тобой изобразить страх на своих лицах. Посмотри в зеркало и пока как ты пугаешься, молодец, у тебя хорошо получается. А теперь расскажи чего ты боишься!!!!(рассказывает)

Рисование на тему «Мне страшно»:

- Нарисуй, пожалуйста, себя, когда ты чувствуешь страх. Вспомни, какие у тебя в это время глаза, рот, брови., рассказывает о картинке.

Занятие № 8 (групповое)

Тема: «Радость»Цель: : расширять представления детей об эмоции «радость»,учить детей понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.Ход занятия:- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Сегодня я пришла к вам не одна /картинка с изображением королевы/. Как вы думаете, кто это?

Да правильно,. Это – королева страны Общения и сегодня она приглашает нас отправиться в небольшое путешествие по этой стране! Начинаем наше путешествие!!! Ребята послушайте стихотворение, Стихотворение про пана Трулялинского читаю!!Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?? Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой девочки) Какое настроение у этой девочки? Да правильно, радостное, а теперь попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать??? , а вот как можно нарисовать схему изображения радости, (показываю).Послушайте, как отвечали на вопрос «что такое радость?» ваши ровесники:

  • Радость- это когда праздник, Когда ни кто не плачет и др.А что такое «радость» для вас??? Как вы понимаете это слово!

А сейчас немного отдохнем: Игра «Море волнуется».А теперь встаньте свободно мы с вами поиграем, вам нужно будет изобразить фигуру радости и не двигаться!!! начинаем игру.

Море волнуется – раз,Море волнуется – 2,Море волнуется – 3!

Фигура радости, замри. Ой какие все фигуры разные, необычные, радостные.

игра «выбери такое же настроение» Даю картинку, где нарисована пиктограмма, нужно найти животного с такой же эмоцией, как на пиктограмме.:

Мимическая гимнастика:Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с тобой будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы веселые и радостные.

«Угадай эмоцию»: На столе, картинкой вниз, разложены карточки с эмоциями. Каждый ребенок по очереди берет карточку, и изображает нарисованную эмоцию с помощью мимики.

Игра «Зеркало»: Давайте поиграем. Сейчас я буду показывать какое-то настроение с помощью лица, ничего не говоря, вы будете моим «зеркалам» и должны изобразить точно такое же настроение на своем лице. Давай попробуем /изображаю настроение/, , молодцы!

 «Ромашка с настроением»: Каждому ребенку выдается серединка от цветка со схематичным изображением мимики эмоции. Задача ребенка – выбрать из всех лепестков те, на которых мимика соответствует середине цветка, и собрать весь цветок.

Молодцы ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами художники и каждый нарисует свою радость!!!! Скажем спасибо королеве, что она пригласила нас с вами в такое интересное путешествие!

Скука в дом вошла без стука.
Поселилась в доме скука.
Через час она сбежала.
Е
       

       Жесты, движения и мимика трактуются, как неречевые средства выразительности.

Они выполняют в речи две функции:

1) восполняют языковой эллипс, когда можно «сказать» без слов;

2) способствуют достижению однозначности коммуникации, точности и выразительности речи.

       Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду,  анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.  Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...

Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки

Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИГРАЯ ДОМА . Игры и упражнения для детей 5-7 лет

Воображение - это психический процесс позволяющий создавать новые образы, представления на основе собственного опыта... Развитие воображения ребенка требует  особого внимания. Воображение формиру...