Программа кружковой работы "Юный патриот"
рабочая программа (старшая группа)

Гусарова Юлия Владимировна

России нужны преданные делу, патриотически настроенные люди. Потому необходима работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность данной темы прописана в ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный патриот»

Направленность –

социально-педагогическая

Возраст обучающихся – 5-6 лет

Срок реализации программы –

1года обучения

Составитель –  Гусарова Ю.В.,

Воспитатель I кв.к.

Пояснительная записка

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Старший дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлѐнных каждым ребѐнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребѐнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретѐт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребѐнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы дети стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей  Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историкообществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займѐт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальность темы. 

России нужны преданные делу, патриотически настроенные люди. Потому необходима работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность данной темы прописана в ФГОС.

«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):

 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. …»

                                Сроки реализации программы

 Реализация программы представляет собой три содержательные линии. - «Мой дом, моя семья». - «Моя малая Родина». - «Моя Родина – Россия». Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения (области), памятные места. Практическая направленность программы позволяет воспитанникам усваивать материал в деятельности. Рассчитана программа на 36 часов (1 час в неделю).

Цель программы: - формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины.

Задачи программы: - воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;

 - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - развитие интереса к русским традициям; - расширения представлений о России;

- знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;

 - формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

- совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т.п.; Отношения, формируемые в результате общения и деятельности • Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность; • осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»; • понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Планируемые результаты.

Реализация данной программы предполагает: - систему краеведческих знаний, - устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; - любовь и бережное отношение к родной природе; - посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; - инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; - честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 Содержание программного материала 1 блок - «Мой дом, моя семья»

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имѐн и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, еѐ истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребѐнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Задачи: 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям. 2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине. 3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п.

 Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются воспитателем и затем воспроизводятся детьми. Им соответствуют такие приемы, как рассказ воспитателя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу.

2 блок – «Моя малая Родина» Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребѐнком сопричастности к истории своего города, познакомить с традициями города, рассказать о жителях родного города, воспитание гордости за свою Малую Родину. Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живѐшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее; 2. Развитие творческой активности. 3. Ознакомление детей с «малой» родиной, еѐ историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями. Содержание программного материала: Волгоградская область, город Камышин. Архитектурные и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей Малой Родины; интересные люди: герои войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи и т.п. Формы занятий: конкурсы, беседы,экскурсии в краеведческий музей, конкурс рисунков «Мой город», «Моя родная улица», просмотр компьютерных презентаций.

3 блок – «Моя Родина – Россия»

Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.

Задачи: 1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России. 2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений. 3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты. Государственная символика России. Герои нашей страны. Формы занятий: экскурсии в музей, беседы, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.

Используемая литература: 1. В.И.Петрова ― Нравственное воспитание в детском саду‖ Программа и методические рекомендации; М.Мозайка – Синтез, 2005г.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ―От рождения до школы ‖ под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой , М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006. 3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: 4. «Сфера», 2005. 5. Л.А. Кондыркинская., Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.-М.: «Сфера», 2010 6. Н.Г. Зеленова., Л.Е. Осипова Мы живем е России. М.: 2016 7. Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003. 8. http://www.moi-detsad.ru 9. http://doshvosrast.ru 10.http://detsadd narod.ru

Календарно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Беседы с детьми,

игры, наблюдение

за

взаимоотношениями

детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о

Родине.

Октябрь

Игра  «Знакомство». Кто я такой?

Кто, кто в моем доме живет? Рисование «Моя семья»

Моя семья и родственники. Аппликация «Дом в котором я живу»

Вот он какой мой папа дорогой. Папин портрет.

Сплочение группы для преодоления личностных барьеров и раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка. Формировать умение детей осознавать себя как личность.

 Формировать у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе. Совершенствовать умение детей изображать группу людей- семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи.

Познакомить детей с понятием «родословная» и «генеалогическое древо» Формировать умение создавать несложную композицию; по разному располагать на пространстве листа изображение своего дома и дополнительных предметов.

Совершенствовать умение детей составлять рассказы о папе. Формировать умение детей рисовать портрет папы по памяти.

Ноябрь

Моя мама, лучше всех. Рисуем милой мамочки портрет. Изготовление подарка ко Дню Матери.

Развлечение посвященное «Дню матери»

Мужчина и женщина в семье.

Герб моей семьи. Рисование «герба семьи».

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к матери, стремление помогать ей. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика. Развивать умение детей выполнять работу по образцу, используя нетрадиционные техники работы с бумагой.

Создать праздничное настроение у детей и мам.

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

Познакомить детей с историей происхождения семейного герба. Формировать умение детей изображать герб семьи.

Декабрь

Профессия моих родителей. Рисование «Профессия моих родителей».

Семейные ценности.

Моя Родина. Моя малая родина.

История моего города. Онлайн экскурсия в музей.  Наши улицы.  По городу мы идем.

Формировать представления детей о трудовой деятельности и ее цели. изобразительное творчество. Развивать умение детей рисовать людей в движении.

Расширять представления о традиции семьи.

Знакомить детей с малой родиной, воспитывать любовь к ней. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – город Камышин.

Формировать патриотическое воспитание детей, через представлений о малой Родине. Познакомить детей поближе с улицами города.

Январь

«Накануне Рождества…»

Вот эта улица, вот этот дом.

Уточнить представления детей о смысле проведения традиционных народных праздников (Рождество, Святки)

Расширять знания детей об архитектурных сооружениях своего села, через изобразительную деятельность

Февраль

«Город будущего»

Рассказово- моя малая Родина!

3анятие – экскурсия.

Мои известные земляки. Конкурс знатоков «Знатоки родного края»

Создание интересных архитектурных сооружений: домов-символов, домов-образов; закрепление интереса к изобретательству.

Познакомить с гербом города расширять знания детей о родном городе, продолжать знакомить их с историческим прошлым родного города.

Познакомить детей с памятными местами и достопримечательностями родного города.

Познакомить детей с героями родного города. Обо6щить знания детей о родном крае, развивая умение применятъ полученные знания в игре

Март

Моя большая и малая Родина.

«С чего начинается Родина?»

Наша страна – Россия.

Как жили наши предки славяне Богатыри земли русской

Формировать патриотическое воспитание детей через формирование представлений о России и Волгоградской области как о большой и малой Родине.

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране.

Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова предки, понимание того, Россия – страна с большой многовековой историей. Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями.

Апрель

Знакомство с государственными символами России: Флаг, Гимн. Главный город нашей страны.

Что значит быть гражданином. Права и обязанности гражданина России.

Какие народы живут в России?

«Разноцветные люди»

Уточнять и систематизировать знания детей о столицы России – Москве.

Уточнять представления детей о России как о родной стране, объяснить детям понятие «гражданство»

Познакомить детей с многонациональным составом населения России.

Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей.

Май

Рисование « Вечный огонь»

Государственные праздники России. День Победы.

Диагностика

Воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства.

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Выявить уровень знаний детей

Июнь

Экскурсия к памятнику воинам – погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Викторина «Мы патриоты»

Рисование «Флаг и герб нашей страны»

Беседа «Столица нашей родины-Москва»

Расширять представления детей о воинах-защитниках, воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Обобщить и систематизировать знания детей о России.

Уточнять представления детей о России как о родной стране,через изодеятельность.

Расширять знания о сталице России.

Июль

Рисование «Мой родной город-Камышин»

Рассматривание альбомов с фотографиями о Камышине

Знакомство с растительным миром Камышина

Выставка «Путешествие по городу»

Закреплять интерес к изодеятельности. Расширять знания о городе .

Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций, развивать любознательность, воспитывать любовь к родному городу.

Формировать представления о растительной и животной среде родного края.

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Август

Беседа «Мой любимый детский сад»

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Беседа «В нашем садике родном очень дружно мы живём»

Рисование «Мой любимый детский сад»

 Закреплять представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду, что они делают.

Закрепить знания детей о необходимости и значении труда взрослых людей.

Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.

Воспитывать уважение и любовь к детскому саду и к коллективу сада, вызвать желание доступными средствами выразить в рисунке своё отношение к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Растим патриотами"

Развитие познавательного интереса к своей Родине, любознательности, эмоциональной отзывчивости к  культурно – историческому наследию, воспитание  патриотических чувств: любви к родным ...

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» подготовительгная группа

Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природ...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...