Консультация для начинающих воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

                                                          Составила:

                                                          воспитатель Налейкина Н.А.

      Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

     Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия.

       Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Также организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

Этапы реализации метода проектов:

  1. Определение цели
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

   Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

  1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную)

ситуацию.

  1. Формулирует задачу (нежёстко).
  1. Вхождение        в        проблему.
  2. Вживание        в        игровую        ситуацию.
  3. Принятие        задачи.
  4. Дополнение задач проекта.
  1. этап
  1. Помогает         в        решении        задачи.
  2. Помогает спланировать деятельность
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.
  1. этап
  1. Практическая        помощь        (по необходимости).
  2. Направляет        и        контролирует осуществление проекта.

1 . Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

1.        Подготовка        к        презентации.

2. Презентация.

  1.   1. Продукт        деятельности        готовят        к презентации.
  2.    2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду нужно помнить, что:

  • Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
  • Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Ребенок должен проявить  инициативу и самостоятельную активность.
  • Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ.

Интересен предлагаемый зарубежными коллегами способ разработки тематических проектов, связанный с использованием так называемой модели «трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.

Затем воспитатель задает второй вопрос: Что мы хотим узнать? Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы?

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен сделать выводы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

      Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

  • Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
  • Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
  • Какое из занятий понравилось вам больше всего?
  • Что нужно изменить в организации следующего проекта?

          Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить                      организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

     

     Типы проектной деятельности в ДОУ

      Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие,        игровые,        приключенческие,      практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка      и      рукотворный      мир,      ребенка,      общество      и      культуру.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник        от        зарождения        идеи         до        получения        результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями  культуры,  общественными  организациями  (открытый  проект)
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

      Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

  1. исследовательско-творческие:        их своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Дети        экспериментируют,        а        затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
  3. информационно-практико-ориентированные:        дети        собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
  4. творческие состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт.
  5. нормативные (описан Н.Е. и А.Н. Веракса). 

         Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением     в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Нормативная проектная деятельность. Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

        Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова –

М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"

ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Консультация :"Советы начинающим воспитателям"

Игры(Из опыта работы)      Новое – это хорошо забытое старое –так говорится в народе. Вот я и хочу рассказать начинающим воспитателям об играх, которые  использую в свое...

Консультация "Советы начинающим пловцам"

Помощь  ребёнку начинающему плавать....

Консультация для начинающих педагогов ДОУ "Применение игровых приёмов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"

quot;Применение игровых приемов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"...

Консультация для начинающих педагогов «Организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Достижение положительных результатов образовательной деятельности зависит от правильной организации учебного процесса....