Консультация для начинающих воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация (старшая группа)
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Составила:
воспитатель Налейкина Н.А.
Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия.
Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. Также организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Этапы реализации метода проектов:
- Определение цели
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап |
ситуацию.
|
|
|
|
|
|
| 1 . Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 1. Подготовка к презентации. 2. Презентация. |
|
При организации проектной деятельности в детском саду нужно помнить, что:
- Проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.
- Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Ребенок должен проявить инициативу и самостоятельную активность.
- Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ.
Интересен предлагаемый зарубежными коллегами способ разработки тематических проектов, связанный с использованием так называемой модели «трех вопросов». Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении.
Затем воспитатель задает второй вопрос: Что мы хотим узнать? Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.
Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен сделать выводы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:
- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего?
- Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.
Типы проектной деятельности в ДОУ
Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
- По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие: их своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
- творческие состоит в том, что в ее ходе создается новый, творческий продукт.
- нормативные (описан Н.Е. и А.Н. Веракса).
Проект по созданию норм является чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку он развивает позитивную социализацию детей. Нормативная проектная деятельность. Такие проекты являются очень важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова –
М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83264.jpg)
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-96388-1421469418.jpg)
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/10/picture-460270-1668077928.jpg)
Консультация :"Советы начинающим воспитателям"
Игры(Из опыта работы) Новое – это хорошо забытое старое –так говорится в народе. Вот я и хочу рассказать начинающим воспитателям об играх, которые использую в свое...
Консультация "Советы начинающим пловцам"
Помощь ребёнку начинающему плавать....
Консультация для начинающих педагогов ДОУ "Применение игровых приёмов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"
quot;Применение игровых приемов в продуктивных видах деятельности как средство развития внимания у младших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-1499687-1707927245.jpg)
Консультация для начинающих педагогов «Организация непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Достижение положительных результатов образовательной деятельности зависит от правильной организации учебного процесса....