Интегрированное занятие «Картинки с выставки М.П.Мусоргского» Для подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мешалкина Светлана Викторовна

форма занятия - урок - экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetea_tehnologicheskaya_karta_sveta2.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Картинки с выставки М.П.Мусоргского»

Для подготовительной группы

                                   

Тема раздела: «В концертном зале».

Тема занятия: «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

Тип занятия: занятие открытия новых знаний.

Форма занятия урок - экскурсия.

Цель занятия: формировать представление о выразительных  и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

Задачи занятия:

Образовательные:  

  • знакомить с творчеством русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана;
  • разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;
  • знакомство с музыкой

Развивающие:

  • развивать образное мышление детей, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и  художников, способствовать позитивному отношению к искусству.

Интеграция областей:

Художественно-эстетические

  • развитие   эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки.

Социально-коммуникативные

  • умение участвовать в коллективном пении и играх. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Речевые

  • учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное  искусство,  выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные

  • учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к  разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию.

Физическое развитие

Соотношение движение в соответствии с музыкой, координация движений, импровизация

Предварительная работа:

Знакомство с понятием «Сюита» -произведение состоящее из множества частей  с постоянно повторяющейся одной темой.

Знакомство  с понятием выставка и экскурсия.

Рассказ о создание цикла М.Мусоргский «Картинки с выставки»

Просмотр созданных картин     В.Гартмана

Знакомство с понятием натюрморт-пейзаж-портрет

Музыкальный материал: М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Прогулка», «Избушка на курьих ножках», «Балет не вылупившихся птенцов», «Богатырские ворота»; Г.Гладков «Песня о картинах».

Дополнительный материал: презентация.

Оборудование: ноутбук , компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки. листы бумаги клей

Ожидаемый результат

Интерес к музыке М.Мусоргского

Развитие музыкально-художественного воспитания

Обогащение музыкальной эрудиции

Осознании взаимосвязи музыки и живописи (аппликации).Получение эмоционального удовлетворения от творческой самореализации

Ход занятия.

               Этапы занятия

Деятельность муз руководителя

Деятельность воспитанников

Интеграция областей

1. Организационный этап.

Мотивация к восприятию деятельности.

1. Приветствует обучающихся     «Здравствуйте, ребята!»

М.Р.Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу! Пожелайте друг другу хорошего, бодрого настроения!

2.Проверяет готовность обучающихся к занятию. 

1.Дети входят в класс под музыку «Прогулка» М.П.Мусоргского.

2.Приветствуют учителя.

«Здравствуйте!»

3. Проверяют свою готовность к занятию.

Социально-коммуникативные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости на музыку.

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся.

Формулировка темы занятия.

Совместно с обучающимися формулирует тему занятия.

М.Р.Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А в какое место вам подскажет песня. Послушайте её.

Звучит «Песня о картинах» Г.Гладкова.

М.Р.Догадались где будет наша экскурсия?

 Верно, мы совершим экскурсионную прогулку по выставке. Если вы внимательно слушали песню, то вы сможете мне сказать, какие картины можно встретить на выставке?

Игра «Да нет»

Слушают муз. руковолителя, отвечают на поставленные вопросы.

Дети слушают песню.

Д. Мы пойдём на выставку картин.

Д. Пейзаж, портрет, натюрморт.

Ответы детей,

Познавательные:

формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами.

Коммуникативные:

формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

III. Этап изучения нового материала.

1. Знакомство с историей написания сюиты «Картинки с выставки М.П.Мусоргского.

Беседует, задает вопросы на протяжении всего занятия. Создает

эмоциональный настрой.

М.Р.Сегодня мы совершим экскурсию по выставке работ русского художника - Виктора Александровича Гартмана.  

Слайд

Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал  эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

М.Р. На выставке было выставлено почти все, что создал Виктор Александрович в течение своей творческой деятельности: картины, акварели, архитектурные проекты, наброски театральных декораций и костюмов, а также эскизы оформлений предметов быта: часов, игрушек и т.д.

Слайд  

М.Р.Другом этого художника был русский композитор, чей портрет вы сейчас видите.

Молодцы, узнали. В этом году мы уже слушали музыкальные произведения этого композитора. Может быть, кто-то помнит их?

 Молодцы. Вот и сегодня музыка Модеста Петровича расскажет нам о его музыкальных впечатлениях после посещения выставки своего друга.

Мусоргский несколько раз обошел выставку, и у него появилась мысль передать в музыкальных образах

понравившиеся работы.

Музыку Модест Петрович писал в течение трёх недель. И вот на свет появилась сюита, которую он назвал «Картинки с выставки»

Слайд  

 В сюите «Картинки с выставки» 10 самостоятельных пьес. Давайте познакомимся с их названием.

«Прогулка»- эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети просматривают название произведений.

Познавательные:

развитие умения выделять главное, понимать учебную задачу.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

2. Знакомство с музыкальными пьесами сюиты «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

Сегодня мы видим три картины с этой выставки.

Слайд

Но начнём с «Прогулки» по выставке .Послушайте фрагмент этого произведения и определите его жанр.

Звучит фрагмент пьесы «Прогулка» М.П.Мусоргского.

У. В «Прогулке» композитор, по его признанию, создал свой музыкальный портрет, изобразил себя самого, гуляющего по выставке.«Прогулка» будет сопровождать нас по выставке, являясь связующей нитью между пьесами .

Слайд 10.

А вот и первая картина. Что вы видите?

Молодцы! Действительно, на рисунке-эскизе Гартман изобразил настольные часы в русском стиле.  Здесь мы видим и резьбу, и вышивку. Правда, очень красиво?

 Вид же часов напоминает избушку на курьих ножках.

    А вот какое впечатление произвел этот эскиз на Мусоргского, мы сейчас узнаем.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».

 С каким чувством звучала пьеса?

 Одинаковые образы получились у художника и композитора? 

 Кого изобразил нам Мусоргский?

Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Стоит нам сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом», как мы увидим истинное лицо этого домика и его владелица.

Рассматривают картины.

Дети слушают произведение.

Д. Песня.

Д. Красивый, яркий, сказочный, игрушечный домик.

Д. Да.

Слушают музыку.

Д. Грозная, страшная, злая.

Д. Нет

Д. Бабу Ягу.

Ответы детей.

Социально -коммуникативные: формирование  интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Познавательные:

приобретение элементарных навыков в музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные: приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект)

Физкультминутка 1.

А теперь давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Бабка-Ёжка».

Слайд

Бабка - Ежка Костяная ножка

Тихо - идут к Бабе-Яге

Нос крючком, голова горшком

Громко - показывают нос, голову

С печки упала, ножку сломала,

Тихо – руки  вверх, резко вниз, присели, прыгают на одной ноге

Как гром загремит, Бабка-Ежка полетит»

Громко – хлопают, с окончанием слов убегают от Бабы - Яги - садятся на свои места.

Поют песенку-дразнилку. Выполняют движения.

Физическое развитие: отдых на занятии.

Продолжаем экскурсию по выставки. И нас ждёт следующая картинка.

Слайд

 Виктор Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Звучит фрагмент пьесы «Балет не вылупившихся птенцов».

 Какой характер музыки?

 Какими изобразил птенцов Мусоргский в своей пьесе?

 Как вы думаете, почему композитор дал пьесе название балет?

Слушают музыку.

Д. Музыка озорная, легкая, быстрая, подпрыгивающая.

Д. Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен их писк.

Д. Птенцы постоянно двигаются, пытаются освободиться от скорлупок, словно танцуют.

Физическое развитие:

формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание  классической музыки.

Коммуникативные:

формирование доброжелательности.

Физкультминутка 2.

У. Давайте попробуем сыграть роль этих забавных птенцов.

Звучит фрагмент пьесы «Балет не вылупившихся птенцов».

Передают танцевальными движениями образ птенцов.

Физическое развитие:  отдых на занятии.

Слайд  

 Пришло время отправиться дальше.

Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу Виктора Гартмана «Городские ворота в Киеве». Послушайте и определите жанр - песня, танец или марш.

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».

Какой жанр у этого произведения?

А какими музыкальными средствами Мусоргский нарисовал (изобразил) эту картинку?

Что вы услышали в музыке.

 Да, это так. Музыка звучит торжественно, величаво.

Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

Слайд

У.«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.

Слушают музыку.

Маршируют.

Д. Это марш.

Д. Богатырская поступь, колокольные звоны.

Ответы детей.

Художественно -эстетические: развивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

IV. Этап подведения итога занятия.

Вот и закончилась на сегодня наша экскурсия по выставке.

Какая пьеса вам понравилась больше всего?

 Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Кто автор прослушанного цикла?

У.Как называется цикл пьес по рисункам?

 Вспомните названия прослушанных пьес.

Педагог предлагает детям сесть за столы и нарисовать или сделать аппликацию под впечатлениями от понравившейся пьесы

Отвечают на вопросы

Д. Модест Петрович Мусоргский.

Д. Картинки с выставки.

Ответы детей.

Под музыкальный фон дети рисуют одну из понравившихся пьес

Познавательные:

развитие умения обобщить полученную информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания

           

V. Этап рефлексии.

У. Я считаю, что сегодняшнее наше занятие прошло насыщенно и интересно. И у меня для вас есть подарок. Это мультфильм, поставленный на музыку Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки».

Демонстрация мультфильма.

Вопросы для детей:

Чем мы сегодня занимались и где мы побывали?

Что узнали нового?

Какие впечатления от занятия?

Ответы детей

Дети выходят из класса под музыку «Прогулка» М.П.Мусоргского.

Социально-коммуникативные: 

установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"

Цель :  Составление   описательных   рассказов.Образовательные    задачи :Закрепить   знания  детей   о   диких  животны...

Интегрированное занятие по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия по социальному миру и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема занятия: Кузбасс наш край родной ......

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя – мой край родной». Для детей подготовительной группы.

Цель: формировать знания детей о России и о родном городе, воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви  гордости за свою страну и родной город. Закрепить знания детей о символики ст...

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию для детей старшей и подготовительной группы «Дружат люди всей земли»

Тема «Дружат люди всей земли.»Программные задачи: Образовательные: Учить дружелюбию друг к другу, умению дарить свое тепло и доброе отношение окружающим.   Совершенствовать умение детей пере...