консультация для педагогов "Музыкотерапия"
консультация

Мария Алексеевна Охотникова

роль музыкотерапии в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_pedagogov_muzykoterapiya.pptx810.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкотерапия – это лекарство которое слушают (История возникновения, роль, как работать) Консультация для педагогов Подготовила: Охотникова Мария Алексеевна Нефтеюганск,2021

Слайд 2

Роль искусства в жизни человека Испокон веков люди в своих радостях и горестях искали сопереживания и утешения в искусстве. Оно включало в себя многообразие видов деятельности: живопись, пластику, танец, литературу и музыку. Уже древнейшие люди помимо основных своих потребностей в пище, крове и тепле искали самовыражение в наскальных рисунках, ритуальных танцах и примитивном пении. Помимо источника самовыражения, искусство всегда являлось своеобразным лекарством, терапией, призванной избавить человека от болезней и недугов, особенно психических. Особую роль в этом играла музыка. Этот вид искусства возник из звуков природы и окружающего мира, поэтому его воздействие на человека наиболее непосредственное. Многообразие различных музыкальных жанров позволяет судить о многогранности человеческой души. Широкий спектр эмоций отличает человека от животного, делая его психику значительно более сложной и уязвимой. И потому музыкотерапия крайне актуальна для защиты и поддержки душевного здоровья людей.

Слайд 3

Возникновение и развитие музыкотерапии «Эвритмия» - понятие, введенное Пифагором, означало человеческую способность находить ритм в жизнедеятельности. Знаменитый математик считал, что порядок и гармония из музыки может передаться душе человека, и поэтому музыка может излечивать от всех болезней. А известный философ Платон лечил головную боль таблетками в сопровождении пения. Их идеи получили продолжение в трудах Аристотеля. Анализируя музыкальные лады, он утверждал, что они оказывают влияние на человека. В средние века музыкотерапия претерпевала упадок, но была вновь возрождена в Эпоху Ренессанса. С 19 века музыкотерапия начинает широко использоваться в психотерапии. В частности, в России она выступает как средство от неврозов и от заиканий. В 20 веке большую популярность приобрела так называемая «шведская музыкотерапия», основанная А. Понтвиком в 1948 году. Она базируется на учении известного психолога Карла Юнга.

Слайд 4

Виды музыкотерапии Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная, активная и смешанная. А) Пассивная терапия предполагает прослушивание различных музыкальных композиций в зависимости от психоэмоциональных потребностей объекта. Она не требует никаких особых навыков и умений, и может применяться при различных обстоятельствах: устранении беспокойства и волнения, для социальной адаптации, для умственной стимуляции, физической активности и прочего. Пассивную терапию могут осуществлять люди, далекие от музыки, психологии и педагогики (например, родители, родственники, друзья человека, нуждающегося в корректировке настроения). Б) Активная терапия требует освоения определенных методик и влияет более глобально на жизнь человека. Для ее осуществления необходимо овладеть такими видами музыкального искусства, как игра на музыкальных инструментах, вокал, композиция. Помимо этого, нужны знания из области музыкальной теории и истории музыки. Для того, чтобы успешно использовать этот метод, необходимы определенные способности обучаемого, а также специализированное образование того, кто эту терапию производит. Активная терапия применяется при обучении детей и взрослых в различных учебных заведениях: в школах, садах, музыкальных центрах, студиях, институтах, социальных кружках и прочее.

Слайд 5

В) Смешанная музыкотерапия подразумевает синтез первых двух форм. Для нее характерна вовлеченность объекта в музыкальный процесс, без необходимости освоения нотной грамоты и основ владения инструментом или голосом. Взрослый или ребенок играет и поет по слуху, как бы участвуя в процессе создания музыкальной композиции. Данный вид терапии не требует музыкальных способностей обучаемого, однако желательно наличие профильного образования обучающего, в противном случае, эффективность терапии будет снижена. Г) Интегративная музыкотерапия. Терапия, при которой музыка тесно соприкасается с другими видами искусств: рисование, танцы, художественное чтение, театр, лепка и т.д. В данном случае музыка помогает усилить эффект от арт-терапии, сделать его наиболее полным, то есть выступает в роли катализатора.

Слайд 6

Техническое оснащение для возможности проведения музыкальной терапии Для проведения пассивной музыкотерапии достаточно иметь звуковоспроизводящее устройство, которое может быть заменено акустическим или цифровым музыкальным инструментом. Также приветствуются различные шумовые инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ксилофоны, погремушки, треугольник, этнические инструменты. Активная музыкотерапия проводится при определенном техническом оснащении: музыкальный инструмент, методические пособия и ноты, канцелярские товары, необходимые для освоения нотной грамоты (нотная тетрадь, карандаш, ластик), музыкальная аппаратура, ноутбук, микрофоны, пульты для игры на струнных или духовых инструментах. Смешанная музыкотерапия может проводиться как в домашних условиях, так и на базе учебных заведений. Для нее подходит то же техническое оснащение, что и для пассивной терапии. Интегративная музыкотерапия требует специализированных площадок: художественных студий, театральных павильонов, мастерских, в зависимости от того, с каким видом искусства сочетается музыка.

Слайд 7

В каких случаях применяется музыкотерапия Осуществлять музыкотерапию могут как специально обученные люди, так и непрофессионалы, важно только представлять себе, как именно будет проходить лечение. Иногда музыкотерапия проводится без серьёзных показаний, в качестве профилактики, общего развития или просто для приятного времяпрепровождения. В любом случае она несет неоспоримую пользу для того, к кому она применяется. В каждом отдельном случае выбор вида музыкотерапии должен осуществляться индивидуально, в зависимости от особенностей пациента.

Слайд 8

Ожидаемые результаты при проведении музыкотерапии Приступая к курсу музыкотерапии, необходимо поставить себе ряд задач, которые приведут к осуществлению основной цели: достижению максимального душевного комфорта для объекта. В случае, если лечение применяется для социальной адаптации, результатом проведенной терапии должно явиться снятие зажимов и комплексов и безболезненное вхождение в новый коллектив. Если же целью является корректировка душевного равновесия, то в результате проведенного лечения должны исчезнуть отрицательные эмоции, агрессия, тоска, тревога, злость. Когда лечение проводится для повышения тонуса и энергетики, результатом должно явиться устойчивое положительное настроение и двигательная активность. Музыкотерапия в некоторых случаях является единственным возможным способом исцеления, когда другие средства бессильны. Надо понимать, что действие музыкальной терапии иногда происходит не сразу, а с течением времени и требует терпения и осознанного подхода.

Слайд 9

Музыка для утреннего приема Детские песни «Антошка» ( Ю.Энтин , В.Шаинский ); « Бу - ра - ти -но» ( Ю.Энтин , А.Рыбников ) ; «Будьте добры» ( А.Санин , А.Флярковский ) ; «Веселые путешественники» ( С.Михалков , М.Старокадомский ) ; «Все мы делим пополам» ( М.Пляцковский , В.Шаинский ) «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин , М.Минков ) ; «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский , Б.Савельев ) ; «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин , Г.Гладков ) ; «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский , Б.Савельев ); «Песенка Бременских музыкантов» ( Ю.Энтин , Г.Гладков ) «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин , Е.Крылатов ) «Танец маленьких утят» (французская народная песня)

Слайд 10

Музыка для засыпания и релаксации Альбиони Т. «Адажио» ; Бетховен Л.»Лунная соната» Глюк К. «Мелодия» Григ Э. «Песня Сольвейг » Дебюсси К. «Лунный свет» Римский-Корсаков Н. «Море» Сен-Санс К. «Лебедь» Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс» Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор» Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада» «Голоса природы». Музыка для пробуждения после дневного сна Боккерини Л.»Менуэт » ; Григ Э. « Утро»;Лютневая музыка ХYII века Мендельсон Ф. «Песня без слов» ;Моцарт В.»Сонаты » Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке» Сенс-санс К. «Аквариум» Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....