консультация для педагогов "Музыкотерапия"
консультация
роль музыкотерапии в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dlya_pedagogov_muzykoterapiya.pptx | 810.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль искусства в жизни человека Испокон веков люди в своих радостях и горестях искали сопереживания и утешения в искусстве. Оно включало в себя многообразие видов деятельности: живопись, пластику, танец, литературу и музыку. Уже древнейшие люди помимо основных своих потребностей в пище, крове и тепле искали самовыражение в наскальных рисунках, ритуальных танцах и примитивном пении. Помимо источника самовыражения, искусство всегда являлось своеобразным лекарством, терапией, призванной избавить человека от болезней и недугов, особенно психических. Особую роль в этом играла музыка. Этот вид искусства возник из звуков природы и окружающего мира, поэтому его воздействие на человека наиболее непосредственное. Многообразие различных музыкальных жанров позволяет судить о многогранности человеческой души. Широкий спектр эмоций отличает человека от животного, делая его психику значительно более сложной и уязвимой. И потому музыкотерапия крайне актуальна для защиты и поддержки душевного здоровья людей.
Возникновение и развитие музыкотерапии «Эвритмия» - понятие, введенное Пифагором, означало человеческую способность находить ритм в жизнедеятельности. Знаменитый математик считал, что порядок и гармония из музыки может передаться душе человека, и поэтому музыка может излечивать от всех болезней. А известный философ Платон лечил головную боль таблетками в сопровождении пения. Их идеи получили продолжение в трудах Аристотеля. Анализируя музыкальные лады, он утверждал, что они оказывают влияние на человека. В средние века музыкотерапия претерпевала упадок, но была вновь возрождена в Эпоху Ренессанса. С 19 века музыкотерапия начинает широко использоваться в психотерапии. В частности, в России она выступает как средство от неврозов и от заиканий. В 20 веке большую популярность приобрела так называемая «шведская музыкотерапия», основанная А. Понтвиком в 1948 году. Она базируется на учении известного психолога Карла Юнга.
Виды музыкотерапии Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная, активная и смешанная. А) Пассивная терапия предполагает прослушивание различных музыкальных композиций в зависимости от психоэмоциональных потребностей объекта. Она не требует никаких особых навыков и умений, и может применяться при различных обстоятельствах: устранении беспокойства и волнения, для социальной адаптации, для умственной стимуляции, физической активности и прочего. Пассивную терапию могут осуществлять люди, далекие от музыки, психологии и педагогики (например, родители, родственники, друзья человека, нуждающегося в корректировке настроения). Б) Активная терапия требует освоения определенных методик и влияет более глобально на жизнь человека. Для ее осуществления необходимо овладеть такими видами музыкального искусства, как игра на музыкальных инструментах, вокал, композиция. Помимо этого, нужны знания из области музыкальной теории и истории музыки. Для того, чтобы успешно использовать этот метод, необходимы определенные способности обучаемого, а также специализированное образование того, кто эту терапию производит. Активная терапия применяется при обучении детей и взрослых в различных учебных заведениях: в школах, садах, музыкальных центрах, студиях, институтах, социальных кружках и прочее.
В) Смешанная музыкотерапия подразумевает синтез первых двух форм. Для нее характерна вовлеченность объекта в музыкальный процесс, без необходимости освоения нотной грамоты и основ владения инструментом или голосом. Взрослый или ребенок играет и поет по слуху, как бы участвуя в процессе создания музыкальной композиции. Данный вид терапии не требует музыкальных способностей обучаемого, однако желательно наличие профильного образования обучающего, в противном случае, эффективность терапии будет снижена. Г) Интегративная музыкотерапия. Терапия, при которой музыка тесно соприкасается с другими видами искусств: рисование, танцы, художественное чтение, театр, лепка и т.д. В данном случае музыка помогает усилить эффект от арт-терапии, сделать его наиболее полным, то есть выступает в роли катализатора.
Техническое оснащение для возможности проведения музыкальной терапии Для проведения пассивной музыкотерапии достаточно иметь звуковоспроизводящее устройство, которое может быть заменено акустическим или цифровым музыкальным инструментом. Также приветствуются различные шумовые инструменты: маракасы, бубны, барабаны, ксилофоны, погремушки, треугольник, этнические инструменты. Активная музыкотерапия проводится при определенном техническом оснащении: музыкальный инструмент, методические пособия и ноты, канцелярские товары, необходимые для освоения нотной грамоты (нотная тетрадь, карандаш, ластик), музыкальная аппаратура, ноутбук, микрофоны, пульты для игры на струнных или духовых инструментах. Смешанная музыкотерапия может проводиться как в домашних условиях, так и на базе учебных заведений. Для нее подходит то же техническое оснащение, что и для пассивной терапии. Интегративная музыкотерапия требует специализированных площадок: художественных студий, театральных павильонов, мастерских, в зависимости от того, с каким видом искусства сочетается музыка.
В каких случаях применяется музыкотерапия Осуществлять музыкотерапию могут как специально обученные люди, так и непрофессионалы, важно только представлять себе, как именно будет проходить лечение. Иногда музыкотерапия проводится без серьёзных показаний, в качестве профилактики, общего развития или просто для приятного времяпрепровождения. В любом случае она несет неоспоримую пользу для того, к кому она применяется. В каждом отдельном случае выбор вида музыкотерапии должен осуществляться индивидуально, в зависимости от особенностей пациента.
Ожидаемые результаты при проведении музыкотерапии Приступая к курсу музыкотерапии, необходимо поставить себе ряд задач, которые приведут к осуществлению основной цели: достижению максимального душевного комфорта для объекта. В случае, если лечение применяется для социальной адаптации, результатом проведенной терапии должно явиться снятие зажимов и комплексов и безболезненное вхождение в новый коллектив. Если же целью является корректировка душевного равновесия, то в результате проведенного лечения должны исчезнуть отрицательные эмоции, агрессия, тоска, тревога, злость. Когда лечение проводится для повышения тонуса и энергетики, результатом должно явиться устойчивое положительное настроение и двигательная активность. Музыкотерапия в некоторых случаях является единственным возможным способом исцеления, когда другие средства бессильны. Надо понимать, что действие музыкальной терапии иногда происходит не сразу, а с течением времени и требует терпения и осознанного подхода.
Музыка для утреннего приема Детские песни «Антошка» ( Ю.Энтин , В.Шаинский ); « Бу - ра - ти -но» ( Ю.Энтин , А.Рыбников ) ; «Будьте добры» ( А.Санин , А.Флярковский ) ; «Веселые путешественники» ( С.Михалков , М.Старокадомский ) ; «Все мы делим пополам» ( М.Пляцковский , В.Шаинский ) «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин , М.Минков ) ; «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский , Б.Савельев ) ; «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин , Г.Гладков ) ; «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский , Б.Савельев ); «Песенка Бременских музыкантов» ( Ю.Энтин , Г.Гладков ) «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин , Е.Крылатов ) «Танец маленьких утят» (французская народная песня)
Музыка для засыпания и релаксации Альбиони Т. «Адажио» ; Бетховен Л.»Лунная соната» Глюк К. «Мелодия» Григ Э. «Песня Сольвейг » Дебюсси К. «Лунный свет» Римский-Корсаков Н. «Море» Сен-Санс К. «Лебедь» Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс» Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор» Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада» «Голоса природы». Музыка для пробуждения после дневного сна Боккерини Л.»Менуэт » ; Григ Э. « Утро»;Лютневая музыка ХYII века Мендельсон Ф. «Песня без слов» ;Моцарт В.»Сонаты » Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке» Сенс-санс К. «Аквариум» Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....