Педагогический проект «Огонь зря не тронь»
проект (младшая группа)

Ахметгалиева Валентина Юрьевна

·   Познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;

·   Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;

·   Учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;

·   Прививать детям навыки безопасного поведения в быту;

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx324.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

Утверждаю:

 Заведующий МДОУ

«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

__________Куликова О.С.

Приказ  № 186 от 30.08.2019

Принято:

Педагогическим советом                

Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

Педагогический проект

«Огонь зря не тронь»C:\Users\ПК_Макса\Downloads\пожар.jpg

Разработчик:

воспитатель МДОУ

«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Ахметгалиева В.Ю

г. Надым, 2019г

Содержание

Паспорт  проекта

3

Введение

4

Теоретическая база опыта

5

Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности

9

Проектная часть

10

Заключение

14

Литература

15

Паспорт проекта.

1

Наименование

Педагогический проект «Огонь зря не тронь»

2

Основание для разработки проекта.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным Законом Российской Федерации № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (в ред. 26. 06.2019 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо МО и науки Краснодарского края от 20.03.2014 «О комментариях к ФГОС ДО», письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 «Комментарии к ФГОС ДО»;
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.20103г. № 26» с изменениями        

3

Заказчик проекта.

Родители, педагоги младшей группы «А»  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

4

Целевая группа.

Дети 3-4 лет.

7

Цель проекта

Формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности детей 3-4 лет.

8

Задачи

проекта.

  • Познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;
  • Учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;
  • Прививать детям навыки безопасного поведения в быту;
  • Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

9

Ожидаемый результат проекта.

Ожидаемые результаты:

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

Дети:

 - сформирован интерес к проблеме собственной безопасности,

- дети усвоят основы правил пожарной безопасности, научатся правильно действовать при возникновении пожара.

- у детей будут сформированы личностные качества: дисциплинированность, культура поведения, выдержка, внимание.

Родители:                                                                                                         - повышение педагогической культуры в вопросах противопожарной безопасности, а именно как развивать ребенка и прививать ему ответственность за собственную безопасность.                                              

Ожидаемый продукт: бизиборд «Огонь зря не тронь»

10

Срок реализации проекта

1 год (сентябрь 2019- май 2020уч.г.)

                                                                                                                                                                                                                                                     

Введение

С развитием общества и изменениями, происходящими в его социальной жизни, возрастает роль образования и воспитания как фактора развития и становления личности. Расширяются функции образования и воспитания. Они охватывают все основные сферы жизнедеятельности человека. Среди них есть и такие сферы, состояние которых имеет высочайшую социальную значимость, поскольку представляют серьезную угрозу здоровью и самой жизни человека. К ним следует отнести сложившееся весьма неблагополучное положение дел с обеспечением пожарной и антитеррористической безопасностью.     По всей стране и во всем мире от халатного отношения к требованиям пожарной и антитеррористической безопасности ежегодно гибнет более 100 тысяч человек, в основном это дети до 10 лет, которые не могут адекватно оценить сложившеюся ситуацию, теряют контроль над собой и начинают паниковать, что приводит зачастую к гибели. Известно, что состояние здоровья населения России в последние годы ухудшается. Это связано не только с социально-политической и социально-экономической ситуацией в нашей стране, но и с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). В подобных условиях возрастают роль и ответственность системы образования за подготовку детей и подростков в области защиты от чрезвычайных ситуаций.  

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (в ред. 26. 06.2019 г.), обучение детей в дошкольных и образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности, культуры безопасного поведения.

Важно довести до сознания ребенка понятие, что такое огонь, и насколько необходим он людям. И в то же время ребенку следует дать знания об опасности огня, которая грозит при небрежном обращении с ним.

Педагогам и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, выработать определенную собственную позицию к огню, друг он  

для нас или враг, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. А для понимания этого вопроса мы должны проделать огромную работу начиная с младшего дошкольного возраста.

Проведя опрос родителей с целью актуальности данной темы можно сделать вывод, о том, что родители считают данную проблему значимой и считают необходимым искать пути ее решения (опрошенных 23 из них 21(91%) –значимая проблема, 2(9%)-менее значимая).

Теоретическая база опыта.

Изучив вопросы безопасности жизнедеятельности в исследованиях отечественных ученых: В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров Ю Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой, можно сделать вывод о том что в процессе работы с дошкольниками даются четкие инструкции о действиях в случае возникновения пожара, которые им порой трудно осознать и выполнить, тем более малышам 3-4 лет.

Выдающиеся отечественные психологи JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин считали, что при формировании содержания образовательной деятельности, необходимо учитывать возрастные особенности детей, связанные с образным мышлением. В этой связи формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности необходимо начинать с создания представлений о пожарной опасности и безопасности, то есть  целостных образов, складывающихся в сознании детей и определяющих смысловую, целевую и пространственно-временную направленность их поведения в условиях пожара не только в рамках конкретной деятельности по обучению основам безопасности жизнедеятельности, но и в интеграции с другими видами детской деятельности: чтение  художественной литературы, познание, художественное творчество, труд, физическая культура и др.

В связи с этим был разработан педагогический проект «Огонь зря не тронь», цель которого: формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности детей 3-4 лет. 

Новизна проекта. Отличительной особенностью данного проекта является направленность на формирование начальных навыков пожаробезопастного поведения детей начиная с 3-4 летнего возраста.

Задачи:

  • Познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;
  • Учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;
  • Прививать детям навыки безопасного поведения в быту;

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2019г. -  май 2020г.,

Контроль за реализацией проекта

Зам. зав по УВР, старший воспитатель ДОУ

Ожидаемые конечные результаты:

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

Дети:

 - сформирован интерес к проблеме собственной безопасности,

- дети усвоят основы правил пожарной безопасности, научатся правильно действовать при возникновении пожара.

- у детей будут сформированы личностные качества: дисциплинированность, культура поведения, выдержка, внимание.

Родители:                                                                                                        

- повышение педагогической культуры в вопросах противопожарной безопасности, а именно как развивать ребенка и прививать ему ответственность за собственную безопасность.                                              

Ожидаемый продукт: бизиборд «Огонь зря не тронь»

Участники проекта: воспитанники3-4 лет, родители воспитанников. Воспитатели  младшей группы

Основные направления проекта:

  • Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей. Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
  • Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности младших дошкольников.
  • Привлечение родителей воспитанников к участию в работе по обучению пожарной безопасности.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Комплект мультимедийных презентаций
  • Фотоаппарат
  • Музыкальный центр с усилителями звука

Основу проекта составили

Проект основан на идеях исследований по проблемному обучению (Дж. Дьюи, И .Я. Лернер, М.И. Махмутов); современных теориях обучения в педагогике взаимодействия и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский); возрастной педагогике и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретических положениях о современных образовательных технологиях (Г.К. Селевко); работах, посвященных теории игры (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); идеях о потребности человека в безопасности (А. Маслоу); теоретических основ пожарной безопасности (Л.К. Макаров, И.К. Мыльников, С.К. Шойгу и др.); и научных трудах по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности (НЛ. Абаскалова, И.А Зубарев, В.Н. Мошкин, В.В. Сапронов, Ю.В. Репин и др.).

В основу проекта положены следующие принципы:

  • принцип дифференциации - индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания проекта ;
  • принцип сочетания научности и доступности материала;
  • принцип взаимодействия и сотрудничества;
  • принцип наглядности;
  • принцип интеграции. Использование разнообразных форм работы с детьми (игры и развлечения, беседы, наблюдение, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра и т.д.) и видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, исследовательская деятельность и др.);
  • принцип учета региональных условий. При обучении детей правилам пожарной безопасности необходимо учитывать условия местности, климат, природные и погодные условия;
  • принцип преемственности дошкольного учреждения и семьи. Родители могут продолжать беседы с ребенком о правилах безопасности жизнедеятельности, принимать участие в образовательном процессе, направленном на реализацию содержания проекта.

Методы и приемы реализации проекта:

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных средств обучения (иллюстрации, картины, видеоматериалы, детские книги и т.д.), а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Репродуктивный метод используется для формирования умений. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.

Моделирование  Практический  метод  обучения.  Модель представляет  собой  обобщенный  образ  существенных  свойств моделируемого  объекта, например, план групповой комнаты. Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером,Н.А.Ветлугиной,  Н.Н. Поддъяковым,  заключается  в  том,  чтомышление  ребенка  развивается  с  помощью  специальных  схем,  моделей, которые  в  наглядной  и  доступной  для  него  форме  воспроизводят  скрытые свойства и связи того или иного объекта. В  основе  метода  моделирования  лежит  принцип  замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Данный метод используется при моделировании опасных и безопасных ситуаций.

Исследовательский метод. Сущность метода заключается в организации поисковой, творческой деятельности по решению новых проблем и проблемных ситуаций.

Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.

Технология игрового обучения. Ира – ведущая деятельность дошкольников. В процессе игры дети получают знания и умения, практические навыки.

Целевые ориентиры:

Предметно-информационная оставляющая образованности:

  • причины пожароопасных ситуаций в саду, дома, на природе;
  • основные правила пожарной безопасности;
  • телефон вызова пожарной охраны.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
  • предвидеть пожароопасные ситуации дома;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
  • ответственное поведение при соблюдении правил пожарной безопасности;
  • бережное отношение к окружающей природе.

Вся образовательная работа строится по двум направлениям:

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:

  1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
  2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе реализации проекта учитывают следующее:

  • Ознакомление воспитанников с пожаром и его причинами, формирование основ правильного поведения во время пожара;
  • Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;

Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности

Данные исследователи доказывают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию проекта- должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием.

Это должно обеспечивать:

 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;

 двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

 возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

 наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

 периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;

 свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Нами учитывались требование:

Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Проектная часть

Содержательный раздел

Этапы реализации проекта

Этапы

Основные задачи

Сроки

I этап

Организационный

  • Проведение подготовительных мероприятий: проведение социологического опроса, разработка методических и информационных материалов, проведение обучающих семинаров.                                                                                  
  • Изучение потенциала родительской общественности в вопросах сотрудничества семьи  и ДОУ.
  • Изучение передового опыта по данному направлению  
  • Проведение опроса.
  • Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта.                                                                      

Сентябрь 2019г

II этап

Основной

  • Реализация действий и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.                                      
  • Реализация каждой задачи  по направлениям деятельности с каждой категорией участников.

Октябрь 2019

– апрель

2020г

              III этап

Итоговый

  • Подведение итогов реализации проекта, в том числе: проведение социологического опроса по выявлению эффективности проекта, корректировка проекта на следующий период, проведение заключительных встреч, мастер – классов,  круглых столов, семинаров и пр.

Май

2020г

План реализации проекта

Сроки

Участники воспитательно-образовательного процесса

Дети

Родители

Эффекты

Октябрь

«Огонь – друг и враг человека» развивающие игры

Мультимедийная игра «Искорки»

Презентация

Игра «Можно - нельзя»

Беседа: «Пожар в доме»;

Дидактическая игра: «Причины пожаров»;

Чтение художественной литературы Баданов М. Костер.

Отгадывание загадок;  Верхозина А.Н.

Разбор проблемных ситуаций (К чему может привести костер )

Продуктивная деятельность-рисование: «Внимание-пожар»

Презентация «Правила для малышей дома и не только…..»

Возрастание интереса к данной теме у детей/родителей

Ноябрь

Комплексные тематические занятия:

«Знакомство с профессией пожарного», «Страна Гориярко», «Маша в лесу», Интерэкскурсия в пожарную часть

Беседа: «Спички детям – не игрушка»;

Дидактическая игра: «Шалости спички»;

Чтение художественной литературы Гардернес Э. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Отгадывание загадок;

Разбор проблемных ситуаций «Играть с огнем нельзя»;

Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг»

Открытый просмотр для родителей НОД «Страна Гориярко»

Информашка в родительском чате «Что такое интерэкскурсия и как ее использовать с пользой»

Дети –поддержание интереса. Развитие любознательности, логики

Вовлечение родителей в образовательное пространство

Декабрь

Ситуационные игры по теме

«Пять правил пожарной безопасности». 

Использование игр для индивидуальной работы  «Маша и медведь», « Мы - путешественники», «безопасный новый год»

Конкурс на лучшую презентацию «Безопасная пиротехника»

Мастер – класс

«Умное путешествие»

Родители непосредственные участники реализации проекта.

Дети формирование ответственности за сохранность своей жизни и здоровья

Январь

Планшетные или настольно печатные игры «Пожар», «Небезопасные предметы».

«Если в доме начался пожар» 

Групповое родительское собрание

«Кому  и зачем это нужно…..»

Показ видеоролииов «Совсем не детские забавы»

Родители-оценивание и выбор лучшей презентации, награждение участников

Дети желание участвовать в конкурсном движении

Февраль

Тематические комплексные занятия, презентации в соответствии с темой «Правила пожарной безопасности»

Дидактическая игра: «Узнай и назови»;

Чтение художественной литературы Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»

Отгадывание загадок;

Разбор проблемных ситуаций «О мальчике герое»;

Продуктивные виды деятельности: рисование «Наши помощники»

Просмотр видеороликов «Азбука безопасности»

Консультация для родителей «Помощь в выборе»

Участие в конкурсах различного уровня по данной тематике

Родители-активные участники жизни группы

Дети –развитие личностных качеств

Март

Исценировка отрывка сказки «Кошкин дом»-Где дым, там  и огонь.

Беседы:Спички детям – не игрушка. Правила поведения в квартире без родителей.

Беседа: «Огонь-друг или враг?»;

Дидактическая игра: «Составь рассказ по картинке»;

Чтение художественной литературы Оленев К. «Красная машина»

Отгадывание загадок;

Разбор проблемных ситуаций «Пожарная машина»

Продуктивная деятельность-рисование: «Огонь-друг»;

Просмотр презентаций по пожарной безопасности: «Что мы знаем о пожаре?»

Консультация онлайн «Что такое бизиборд»

Подготовка макетов для выбора оптимально «работающего»

Родители-партнеры и соратники

Дети- сплочённость детского коллектива

Апрель

Месячник здоровья

Занятие по ЗОЖ с интнерактивной доской «Хорошо и плохо»

Беседа: «Детские шалости с огнем»;

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»;

Чтение художественной литературы Сухомлинский В. «Воробушек и огонь»;

Отгадывание загадок;

Разбор проблемных ситуаций «Воробушек и солнце»;

Продуктивная деятельность – рисование «Осторожно – беда!»;

Проведение мастер – класса «Как я себя обезопасил»

Выбор лучшего макета бизибода

Родители- понимание важности и значимости данной проблемы «под другим углом»

Дети-формирование личностных качеств и персональной ответственности

Май

НОД «Я помогаю пожарным» с использованием бизиборда

Беседа: «Пожар в лесу»;

Дидактическая игра «Огонь друг –огонь враг»;

Чтение художественной литературы Цыферов Г. «Жил на свете слоненок»

Отгадывание загадок;

Разбор проблемных ситуаций «О так слон помогал тушить пожар»;

Продуктивная деятельность – рисование: «Пожар в лесу»;

Просмотр видеороликов «Уроки тётушки совы»

Анкетирование родителей по реализации проекта.

Родители- повышение педагогической культуры по данному вопросу

Дети-формирование основ пожаробезопастного поведения

Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей 3-4 лет

Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросах пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.

        Результаты оцениваются в трех бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, устанавливает связи и зависимости. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить, либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

        Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень - ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

Мониторинг достижения планируемых навыков

пожарной безопасности у детей группы

ФИО

ребёнка

«Пожар в доме»

Спички детям-не игрушки

«Огонь-друг или враг?»

«Детские шалости с огнем»

«Пожар в лесу»

«Службы спасения»

«Кухня-не место для игр»

Итог

Итог:


Показатели эффективности проекта

Основными показателями можно считать:

Сформированные у детей начальные знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.

Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

Созданная материально-техническая база группы.

Личностными результатами являются:

Развитие личностных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Заключение

 На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.

Список литературы

  • Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина., Основы безопасности детей дошкольного возраста. / М.: Просвещение, 2007.
  • Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. /. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
  • Белая К.Ю.и др Как обеспечить безопасность дошкольников/. – М.: Просвещение, 2001.
  • Белая К.Ю., В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др., Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / - М.: Просвещение, 2005.
  • Гончарова Н.В., Михайлова З.А и др., План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду/– СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008.
  • Глибина Л.В. и др, Основы пожарного поведения/– Вологда, 2002.
  • Дошкольник 3-4 лет. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  • ЕфимовВ., Пожарная безопасность образовательных учреждений/ //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34. 
  • Методические советы к программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО _ ПРЕСС, 2007.
  • Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  • Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
  • Хромцова Т.А., Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/– М.: Педагогическое общество России, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Огонь друг или враг?"

Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необх...

Информацыионно-исследовательский проект по пожарной безопасности: " Огонь - зря не тронь"

Проект познакомит детей с правилами пожарной безопасности на природе и дома. Расширит знания о правилах поведения во время пожара, а так-же позволит воспитать у дошкольников бережное отношение к миру ...

Информационно- исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы. «Огонь-зря не тронь»

Проект познакомит детей с правилами пожарной безопасности на рпироде и дома. Расширит знания оправилах поведения во время пожара, а так-же позволит воспитать у дошкольников бережноеотношение к миру и ...

Кратковременный проект "Огонь зря Не тронь"

Правила безопасности детей с огнём....

Педагогический проект «Огонь - друг, огонь - враг»

Проблема:Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку...

Педагогический проект "Огонь - друг, огонь - враг"

Педагогический проект для детей и родителей старшей группы...

Проект "Огонь зря не тронь"

Актуальность:Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связ...