Статья: "Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР"
статья

Розлач Вера Константиновна

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР

Существует давно известный факт, что художественное творчество имеет огромное влияние в решении психологических проблем у людей. Еще в 30-х годах прошлого века британский художник Адриан Хилл, которого считают основоположником современного направления психологии – арт-терапии, ввёл в обращение понятие «терапии через искусство».

Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний давно взят на вооружение педагогами и психологами. С ее помощью можно исправить эмоциональное состояние, расслабиться или сосредоточиться на той или иной работе. Этот метод коррекции очень ценится специалистами за то, что позволяет ребёнку раскрыться, не нарушая при этом его личного пространства.

Кому может быть полезна арт-терапия? И взрослым, и детям, а особенно детям с нарушениями речи, так как у них часто наблюдаются психолого-педагогические особенности, затрудняющие их социальную адаптацию и требующие целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у таких детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной психо-коррекционной работы. Арт-терапия предоставляет большой выбор методов и средств для достижения положительной динамики при работе с такими детьми.

В настоящее время арт-терапия включает в себя:

 -  изотерапию- это воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

библиотерапию (воздействие чтением);

-игротерапия

 - имаготерапию

-  музыкотерапию

-  вокалотерапию.

В своём выступлении я бы хотела рассказать об использовании изо-терапии и библиотерапии в работе с детьми с нарушениями речи.

Изо-терапия: один из самых распространённых видов арт-терапии. Различают два направления этого метода:

-        использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком; (знакомство с автором, названием произведения, эмоциональной окраской произведения: какие эмоции, чувства, характер, настроение хотел передать художник в данном произведении)

-        побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. (т.е. ребенок сам становится художником, создает свои неповторимые шедевры)

Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам, позволяет оценить значимость своих чувств, прекрасно развивает творческий потенциал человека.

Библиотерапия: с целью специального коррекционного воздействия на человека путём прочтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей.

В стихотворении В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» встречается много эмоционально окрашенной лексики, в нем есть психотерапевтический замысел. Разные состояние моря и погодные условия можно соотнести с настроением и эмоциями человека.

Предлагаю вашему вниманию мою страничку лепбука. Мы можем предложить ребенку поиграть в игру «Что расскажет море?» Давайте мы с вами сыграем в эту игру. Перед вами три состояния моря. Какое море вы видите на верхней картинке? А какие эмоции может вызвать данное состояние моря у вас? Какие цвета красок мы можем использовать для изображения данного состояния моря?

Какие краски живут на нашей палитре? А могут ли моря быть такого же цвета, как и краски? Давайте проверим. Какого цвета море? Почему оно называется красным? Потому что в нем живет очень много красных кораллов. Кораллы –это такие растения, которые живут в воде.

Обыгрывая этот конверт спрашиваем у детей: «Где живут картины?» (в музее). Здесь мы знакомим детей с художниками – моренистами и их картинами.

У каждого человека эмоции могут быть разные: радость, спокойствие, переживание, грусть, печаль, волнение их можно передать методом изо-терапии, а именно техникой «двойного мазка».

Уникальность техники «Двойной мазок» заключается в плавном переходе одного цвета в другой, за счет чего создается эффект реалистичного изображения; эта техника позволяет наиболее полно и ярко выразить свои чувства и эмоции на бумаге.

Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности (бумаги, холста или другой основы), вы получите двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания картин: натюрморты, пейзажи и др. 

Описывать словами действия гораздо дольше – роспись очень быстрая и больше напоминает каллиграфию, чем живопись – мазок длинный и толщина мазка варьируется нажимом кисти. Свежая гуашь должна иметь консистенцию нежирной сметаны. Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает идеальную линию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР

Существует давно известный факт, что художественное творчество имеет огромное влияние в решении психологических проблем у людей. Еще в 30-х годах прошлого века британский художник Адриан Хилл, которого считают основоположником современного направления психологии – арт-терапии, ввёл в обращение понятие «терапии через искусство».

Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний давно взят на вооружение педагогами и психологами. С ее помощью можно исправить эмоциональное состояние, расслабиться или сосредоточиться на той или иной работе. Этот метод коррекции очень ценится специалистами за то, что позволяет ребёнку раскрыться, не нарушая при этом его личного пространства.

Кому может быть полезна арт-терапия? И взрослым, и детям, а особенно детям с нарушениями речи, так как у них часто наблюдаются психолого-педагогические особенности, затрудняющие их социальную адаптацию и требующие целенаправленной коррекции. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у таких детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной психо-коррекционной работы. Арт-терапия предоставляет большой выбор методов и средств для достижения положительной динамики при работе с такими детьми.

В настоящее время арт-терапия включает в себя:

 -  изотерапию- это воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

библиотерапию (воздействие чтением);

-игротерапия

 - имаготерапию

-  музыкотерапию

-  вокалотерапию.

В своём выступлении я бы хотела рассказать об использовании изо-терапии и библиотерапии в работе с детьми с нарушениями речи.

Изо-терапия: один из самых распространённых видов арт-терапии. Различают два направления этого метода:

-        использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком; (знакомство с автором, названием произведения, эмоциональной окраской произведения: какие эмоции, чувства, характер, настроение хотел передать художник в данном произведении)

-        побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. (т.е. ребенок сам становится художником, создает свои неповторимые шедевры)

Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам, позволяет оценить значимость своих чувств, прекрасно развивает творческий потенциал человека.

Библиотерапия: с целью специального коррекционного воздействия на человека путём прочтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей.

В стихотворении В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» встречается много эмоционально окрашенной лексики, в нем есть психотерапевтический замысел. Разные состояние моря и погодные условия можно соотнести с настроением и эмоциями человека.

Предлагаю вашему вниманию мою страничку лепбука. Мы можем предложить ребенку поиграть в игру «Что расскажет море?» Давайте мы с вами сыграем в эту игру. Перед вами три состояния моря. Какое море вы видите на верхней картинке? А какие эмоции может вызвать данное состояние моря у вас? Какие цвета красок мы можем использовать для изображения данного состояния моря?

Какие краски живут на нашей палитре? А могут ли моря быть такого же цвета, как и краски? Давайте проверим. Какого цвета море? Почему оно называется красным? Потому что в нем живет очень много красных кораллов. Кораллы –это такие растения, которые живут в воде.

Обыгрывая этот конверт спрашиваем у детей: «Где живут картины?» (в музее). Здесь мы знакомим детей с художниками – моренистами и их картинами.

У каждого человека эмоции могут быть разные: радость, спокойствие, переживание, грусть, печаль, волнение их можно передать методом изо-терапии, а именно техникой «двойного мазка».

Уникальность техники «Двойной мазок» заключается в плавном переходе одного цвета в другой, за счет чего создается эффект реалистичного изображения; эта техника позволяет наиболее полно и ярко выразить свои чувства и эмоции на бумаге.

Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности (бумаги, холста или другой основы), вы получите двухцветный мазок с очень нежными оттенками красок. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания картин: натюрморты, пейзажи и др. 

Описывать словами действия гораздо дольше – роспись очень быстрая и больше напоминает каллиграфию, чем живопись – мазок длинный и толщина мазка варьируется нажимом кисти. Свежая гуашь должна иметь консистенцию нежирной сметаны. Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает идеальную линию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Терапевтические сказки в работе с детьми"

Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт....

Мастер- класс "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми"

Мастер-класс будет полезен для педагогов и родителей....

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НР

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми с НРСуществует давно известный факт, что художественное творчество имеет огромное влияние в решении психологических проблем у людей. Еще в 30-х...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСухова Ольга Николаевна, Лихошертова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа ...

Мастер-класс «Арт - терапевтические технологии в работе с детьми ОВЗ»

На первый взгляд тема нашего мастер-класса связана с работой педагога-психолога. Но мы считаем, что в условиях инклюзивной практики такими методами и приемами должен владеть каждый специалист, р...

Применение арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия представляет собой методику психокоррекционной работы с использованием художественного творчества. Познакомимся с  отдельными видами и направлениями в арт-терапии....

Статья "Применение Лего-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР"

В статье говорится об эффективности применения лего-технологий в процессе коррекционной работы логопеда с дошкольниками, имеющими тяёлые нарушения речи. Описаны преимущества исползования лего-тех...