Программа кружка по пластилинографии «Веселый пластилин» в средней группе (4-5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Жижина Ольга Анатольевна

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.

Цель занятий по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении заключается в:

  1. развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  2. тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
  3. воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vesyolyy_plastilin.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по

пластилинографии

 «Веселый пластилин»

в средней группе

(4-5 лет)

  Воспитатель: Жижина О.А.

Пояснительная записка.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность дополнительной образовательной программы

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Необходимо научить детей видеть прекрасное в простом. Взращивать в детских сердцах чувство к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками, что принесёт им чувство удовлетворения. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Успехи в простом придают уверенность в своих силах, и ведет к сотворению более сложного. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Кроме того, работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

Задачи:

1.Образовательные:

  • ознакомление со способами деятельности – лепка из пластилина;
  • овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина;
  • содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

2. Развивающие:

  • развитие мелких и точных движений пальцев рук;
  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизация творческого мышления;
  • развитие пространственного воображения, глазомера.
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  • воспитание аккуратности, старательности;
  • воспитание коммуникативных способностей детей;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Срок проведения: декабрь - май

Возрастная группа: дети 4-5 лет

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 20 минут

Место проведения кружка:

В основу работы положены следующие принципы:

  • систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
  • доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
  • сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области:

«Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.

«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

Материалы, приспособления, инструменты:

  • Пластилин (разных цветов)
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ
  • Стеки
  • Цветной картон
  • Салфетки
  • Бросовый материал.

Основные приемы лепки пластилином

  • Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
  • Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
  • Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
  • Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
  • Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
  • Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
  • Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
  • Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Предполагаемые результаты

  1. Умение свободно владеть лепным материалом.
  2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
  3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
  4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
  5. Развитие фантазии и творческого мышления.
  6. Укрепление мелкой моторики рук.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

(МИН.)

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

20 минут

15.30 -15.50

Четверг

Список детей

1.Садова Варя

2.Павлова Маша

3.Петухова Василиса

4.Курганов Богдан

5.Наприенко Артём

6.Китаев Тимур

7.Павлович Лилия

8.Федотова София

9.Чайников Арсений

10.Сичкарь Вика

11.Михайлов Тимофей

12.Белова Василиса

13.Кропашова Настя

14.Диль Георгий

15.Денисов Денис

Календарно-тематическое планирование кружковой работы

                   «Веселый пластилин»

Месяц

Тема

Цель

Материал

Декабрь

1 занятие

«Зимнее дерево»

Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое вообра-жение детей .Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскатывания, закреплять умение изображать дерево , продолжать учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки акку-ратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер

Плотный картон; пластилин коричневого и   белого цвета; стека.

Декабрь

2 занятие

«Синички на веточках»

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в  худо-жественно-изобразительной деятельности посредством

пластилинографии. Научить детей изображать синичек, передавать особенности внеш-него облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки

Плотный картон с силуэтом синички, пластилин коричневого, серого, черного, белого и синего цветов; стека.

3 занятие

 «Ёлочная игрушка»

Цель: учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки –раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пласти-лином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер

Плотный картон с силуэтом елочных игрушек, пластилин разных цветов; стека.

4 занятие

«Елочка, елочка-зеленая иголочка»

Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое вообра-жение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать дерево -ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки акку-ратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом елочки, пластилин коричневого и зеленого цвета; стека.

Январь

1 занятие

« Весёлый снеговик»

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый » материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом снеговика, пластилин белого цвета; стека.

2  занятие

«Белочка на ветке»

Цель: уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить

дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон, пластилин белого и оранжевого, коричневого, зелёного  цвета; стека.

Занятие 3

Лепим сказку «Теремок»

Цель: учить продумывать рисунок на заданную тему, для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер

Пластилин, картон разных цветов, доска для лепки

Февраль

Занятие   1

«Снежинка» 

Цель: Показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цвето-восприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук  

Пластилин, картон голубого цвета, доска для лепки

Февраль

2 занятие

«Кораблик»

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости

предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками иллюминаторами, используя знакомые приемы работы:

раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к  работе пластилином на       горизонтальной плоскости —пластилинографии

Плотный картон с силуэтом самолета, пластилин разных цветов; стека.

3 занятие

«Подарок папе»

(Кружка)

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом самолета, пластилин разных цветов; стека.

4 занятие

«Сердечко» 

Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Воспитать чувство сопереживания и совместной радости с игровым персонажем. Развивать эстетическое восприятия.

Плотный картон, пластилин красного ,розового,синего,зелёного и др.цвета; стека

Март

1  занятие

«Подарок маме»

(цветы в вазе)

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер

Плотный картон с силуэтом растений, пластилин разных цветов; стека.

2 занятие

«Весёлая матрёшка»

Цель: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение изображать  деревья, продолжать учить приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,развивать мелкую моторику, коорди-нацию движения рук,глазомер, учить работать на заданном пространстве, учитьсоздавать коллективную композицию, развивать творчество.

Плотный картон с силуэтом дерева, пластилин коричневого,белого,жёлтого,зелёного цветов; стека.

3 занятие

«Ласточка с весною в сени к нам летит»

Цель: расширить представления детей о перелётных  птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в  худо-жественно-изобразительной деятельности посредством

пластилинографии. Научить детей изображать грачей, передавать особенности внеш-него облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки

Плотный картон с силуэтом грача, пластилин коричневого, черного, белого и зелёного цветов; стека.

4 занятие

«Петушок,петушок-золотой гребешок»

Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое вообра-жение детей. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать цветок, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, воспитывать навыки акку-ратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон, пластилин зелёного и коричневого цветов; стека.

Апрель

1 занятие

«Верба»

Цель: уточнить знания детей о натюрморте, учить изображать объемно веточку вербы в вазе, совершенствовать приемы рисование пластилином –размазывание, катание, вдавливание,развивать творчество и аккуратность в работе, мелкую моторику рук

Плотный картон с силуэтом вербы, пластилин желтого и коричневого цвета; стека.

2 занятие

«Пасхальное яйцо»

Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие

окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.

Плотный картон с силуэтом яйца, пластилин разных цветов; стека.

3 занятие

«Космос»

Цель: Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм,учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета.

Плотный картон темного цвета, пластилин разных цветов; стека.

4 занятие

«Рыбки в аквариуме»

Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности рыб. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Плотный картон темного цвета, пластилин разных цветов; стека.

Май 1 занятие

«Гусеница»

Цель: учить изображать гусеницу с помощью жгутиков (колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими

композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом гусеницы, пластилин разных цветов; стека.

2 занятие

«Бабочка»

Цель: учить изображать бабочку с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать

воспитывать навыки акку-ратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом бабочки, пластилин разных цветов; стека.

3 занятие 

«Одуванчики»

Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Плотный картон с силуэтом одуванчика, пластилин разных цветов; стека.

4 занятие

«Божья коровка на ромашке»

Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина

 Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Картон зелёного цвета с силуэтом ромашки; пластилин белого и жёлтого цвета; стека; наклейка «божья коровка».

                                 

                                     Используемая литература.

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

2.Комарова Т. С. ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду. (4-5 лет). Средняя группа. Конспекты занятий

3.Колдина Д. Н. Детское творчество. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «Дорога в сказку» для средней группы

Цель программы:·         Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников. Задачи программы:·...

Рабочая учебная программа кружка «Я и моя семья» (средняя группа)

Основное содержание работы кружка - знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев ....

План – программа кружка «Фигурки с нотками соли» (Средняя группа №7 «Солнышко») На 2017 – 2018 учебный год.

Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, краск...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей средней группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...