Методические разработки в конструирование из строительного материала с детьми 5 – 6 лет
методическая разработка (старшая группа)

Хвалева Александра Анатольевна

Методические разработки в конструирование из строительного материала с    детьми 5 – 6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки в конструирование из строительного материала с    детьми 5 – 6 лет.

 

        Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной  способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образные мышление, воображение.                                                                                                Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребёнок познаёт основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребёнок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребёнка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.   Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям, наполнить ярким содержанием умственные и творческие интересы ребёнка. Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребёнке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего – средства развития детских способностей (творческих, интелектуальных, художественных). В связи с этим основой задачей  является формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства. Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается  в целостный воспитательно – образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, окружающийся в конструкциях, постройках, поделках. В возрасте 5-6 лет у ребёнка становится более устойчивым произвольное внимание. Имеет становление личности, расширяются интересы. Формируется коммуникативная самостоятельность, в которой ребёнок удовлетворяет потребность в деловом общении. Ребёнок начинает понимать позиции партнёра, учитывать его настроение, желания. Возрастает интерес к конструированию и ручному труду, эта деятельность становится более содержательной. Дети сознательно стремятся овладеть способами  конструирования, экспериментируют, запоминают. У них формируются новые способы познания, символическая функция мышления.

       В основе работы с дошкольниками данного возраста, как, впрочем, и в работе в предыдущих группах, лежит свобода детского выбора. Именно она позволяет развивать у детей самостоятельность, активность, формировать личностную позицию, содействует саморазвитию, взаимообучению на основе детского делового общения. (“Давайте мастерить подарки мамам! Кто какие хочет: игольницы, салфеточки, сувениры. Можно мастерить вот такие, а можно придумать свои”).  Ребёнок 5-6 лет начинает проявлять себя как конструктор, дизайнер: он анализирует, планирует, придумывает оформление, экспериментирует, выражает суждение, находит причины удачных и неудачных решений. В старшей группе применяют плоскостное конструирование (создание изображений из геометрических фигур), поскольку оно позволяет подводить детей к построению схем будущих конструкций. Детям предлагают конструкторы, предполагающие разные способы соединения деталей. Для повышения интереса ребят к конструированию и создания эмоционального настроя следует использовать загадки, песенки, стихотворные строки.                                                                                             Рассмотрим методику работы с детьми старшей группы.                                                                                                      На первом занятии целесообразно предложить детям построить участок детского сада, основываясь на наблюдениях. Лучше, если это задание будет совместным. Пусть дети сами объединятся в группы по 3-4 человека. После окончания строительства все вместе обсуждают постройки, определяются, у кого получился участок, наиболее похожий на настоящий.                                                                                                                           На следующем занятии целесообразно построить небольшой дом в 3-4 этажа. Важно показать детям прием построения одного перекрытия – этажа: на фундамент устанавливают детали так, чтобы образовывались проемы для окон, а на них кладут пластины (перекрытия). При анализе отмечают оригинально оформленные сооружения (с балконом, ступеньками, с фронтоном, с колоннами их цилиндров,  козырьком при входе).                                                         На следующем занятии можно предложить детям всем вместе сконструировать из строительного материала улицу города. Для этого на сдвинутых столах каждый ребенок строит свой дом, а затем все ребята дополняют улицу машинами, деревьями и т.д. Целесообразно сохранить улицу на несколько дней, чтобы дети могли рассматривать ее, обсуждать, что еще можно на ней построить. Это активирует воображение ребят и наталкивает на решение дополнить улицу новыми предметами, например сделать остановку автобуса или троллейбуса, проложить зебру.                                                                                                                                                  У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей. Формируется интерес к конструированию из разных материалов.  Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству. Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу).  Совершенствуются навыки пространственной ориентации. Формируется стремление к совместной деятельности. Формируются навыки коммуникативного, делового общения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрации построек по конструированию из строительного материала

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выпо...

Конструирование из строительного материала (презентация)

Конструированиеиз строительного материала...

Презентация для НОД конструирование из строительного материала

Использованеи презентаций на занятиях поможет вам повысить познавательную активность детей, сделает ваше занятие интересным и привлекательным для ребенка....

Методическая разработка по конструированию, ручному труду. Мастер – класс изготовления кукол – матрёшек из бросового материала.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться очень простым и быстрым изготовлением кукол-матрёшек из бросового материала.Для работы нам понадобятся баночки из под дезодоранта, кусочки ткани, картинки кукольных ...

Методическая разработка по конструированию из бросового материала

Учить детей создавать по образцу поделку из пластиковой бутылки, закрепить умение работать ножницами, клеем и бумагой. Устанавливать практическое назначение самолёта и его основных частей. Развивать л...

Методическая разработка по конструированию из природного материала

 Конструктивная деятельность — это средство умственного и художественного развития детей.  При конструировании мышление детей имеет практическую направленность и носит тво...