ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ЛЮДВИГА БЕТХОВЕНА
план-конспект занятия (старшая группа)

Белугина Маргарита Леонидовна

конспект мастер-класса для педагогов по ознакомлению старших дошкольников с творчеством Бетховена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klassa_po_bethovenu.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер класса для педагогов по теме «Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена» с презентацией и концертом. 15.10.2020.

 Цель. Ознакомление с творчеством Людвига Ван Бетховена.

Задачи. Изучить жизненный и творческий путь композитора.

              Показать детям то, насколько интересна музыка Бетховена.

              Расширение культурного кругозора и пополнение слушательского багажа.

Оборудование. Компьютер и мультимедийный комплекс для показа презентации и         воспроизведения музыкальных файлов.

Фортепиано и нотное издание произведений Бетховена.

Ход мероприятия.

Дети и взрослые входят в зал по приглашению и рассаживаются так, чтобы можно было видеть и экран с презентацией, и фортепиано.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня я пригласила вас в зал на небольшой концерт, посвящённый творчеству великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Надеюсь, что вы будете самыми внимательными слушателями и зрителями. И в начале хочу вас спросить, а кто такой композитор? (ответы детей). А кто такой исполнитель? (ответы детей). Значит я сегодня буду исполнителем, потому что буду играть для вас музыку Бетховена на пианино. А вы будете слушать. Значит вы будете кем? Правильно, вы сегодня слушатели. И зрители. Поэтому внимательно посмотрите на экран и послушайте, что я вам расскажу о жизни Людвига ван Бетховена.

Слайды №1 и №2.  Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17 декабря. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740—1792) был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (Maria Magdalena Kewerich, 1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг (1712—1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, затем капельмейстером. Он был родом из Голландии, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

Слайд №3. Вот так выглядел дом, в котором родился Бетховен. А в каком городе он родился, кто запомнил? (ответ детей).

Слайд №4. Отец Бетховена обучал его музыке. Но это был неопытный педагог, черствый и жестокий человек.

По семь-восемь часов в день отец заставлял его играть упражнения, а иногда и ночью.

В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. Детство маленького Людвига трудно называть радостным и беззаботным. Семья, в которой он рос, имела скромный доход. К тому же глава семейства злоупотреблял спиртным и часто проявлял агрессию по отношению к близким. Напиваясь, он избивал супругу, а иногда и сына.

Несмотря на попойки, Бетховен-старший интересовался способностями своего ребенка. Он сразу заметил у него прекрасный слух и начал обучать его игре на скрипке и клавесине.

Возможно, отец выбрал именно эти инструменты из-за того, что в детстве на них играл великий Вольфганг Моцарт, слава о котором гремела по всей Европе.

Однако у Людвига не наблюдалось особых способностей в игре на скрипке и клавесине. Тогда отец начал заставлять его играть на органе, альте, фортепиано и флейте.

Когда сын допускал даже незначительную ошибку, он мог заработать себе серьезную порку. Отцу Бетховена хотелось, чтобы Людвиг получил такую же известность, как и Моцарт. Тогда бы их семья прославилась на всю Европу и смогла бы существенно улучшить материальное положение.

Когда Бетховену исполнилось 6 (а по другим данным 8) лет, он впервые в своей биографии выступил перед публикой в Кельне. Однако гонорар за концерт оказался весьма скромным, что сильно разочаровало главу семейства. Несмотря на это, маленький Людвиг продолжил заниматься музыкой, и только мать постоянно поддерживала и ободряла его. Вскоре он стал импровизировать и писать свои первые произведения.

Порою он настолько сильно погружался в процесс сочинения музыки, что ему было сложно выйти из этого состояния.

        Слайды №5 и №6.  Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты. К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

     Слайды №7,8 и 9. Одно из наиболее известных произведений этого, самого раннего, творческого периода – песня «Сурок». «Сурок» – одно из ранних сочинений Бетховена. И, пожалуй, самая известная песня Бетховена, написанная на стихи великого немецкого поэта Иоганна Гёте.

        Лирический герой песни – мальчик-савояр, бродящий по Германии со своим дрессированным сурком. Савоярами называли детей-бродяг, которые добывали себе средства на пропитание попрошайничеством. Юные савояры выступали на ярмарках и площадях с дрессированными сурками, умеющими гадать, вытаскивая записочки со «счастьем». Мальчики-савояры показывали различные фокусы играли на музыкальных инструментах или пели под шарманку. Вот перевод текста песни «Сурок» (прочесть со слайда). Давайте, ребята, послушаем эту песню. Можете прикрыть глаза, чтобы было лучше слышно. И постарайтесь запомнить слова.

Слушание произведения Л. Бетховена «Сурок» в исполнении детского хора с солистом.

    Слайды №10 и 11. Весной 1787г.в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему. Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан», дал гостю две строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутствующим здесь же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придет время, о нем заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого композитора Людвига ван Бетховена сегодня действительно знает весь мир.

    Слайды №12 и 13. Бетховен мечтал стать учеником великого Моцарта. Но мечтам юноши не дано было осуществиться. Из-за болезни горячо любимой матушки, Бетховен был вынужден срочно вернуться в родной Бонн. Людвигу хотелось еще раз встретиться с великим Моцартом, однако из-за болезни матери, от которой она позже скончается, ему пришлось срочно возвратиться домой.

Смерть матери стала настоящей трагедией для Бетховена. Он впал в уныние и какое-то время вообще не интересовался музыкой. Более того, теперь ему приходилось ухаживать за двумя маленькими братьями и постоянно терпеть пьяные выходки отца. Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

    Слайды №14 и 15. В 1792 году, после того, как братья подросли, двадцати­двухлетний композитор переехал в Вену, где и жил до конца своих дней. Имя Бетховена вскоре получило известность. Сначала он завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда еще инструменте - фортепиано. Бетховен много выступает перед публикой и много сочиняет прекрасной музыки. Одно из самых знаменитых его произведений посвящено

певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга. Это произведение называется «К Элизе». Возможно, вы уже слышали где-то эту прекрасную мелодию. А сейчас послушайте её целиком в моём исполнении.

Слушаем «К Элизе» Л. Бетховена в моём исполнении на фортепиано.

Слайд №16. 1802 год стал переломным в творчестве Бетховена. Последующее десятилетие является наиболее плодотворным. Приходит зрелость таланта.

К Бетховену приходит всемирная известность и уважение. Его «академии» имеют огромный успех. Произведения издаются.

Слайды №17, 18 и 19. Бетховен сочинил огромное количество произведений для фортепиано. Наиболее значительными среди них стали 32 сонаты, сочинённые в разные годы.

  А самой известной из сонат Бетховена является «Лунная соната», которую композитор посвятил Джульетте Гвиччарди. В 1800 году Бетховен познакомился с аристократами Гвиччарди, приехавшими из Италии в Вену. Дочь почтенного семейства, шестнадцатилетняя Джульетта, обладала хорошими музыкальными способностями и пожелала брать уроки игры на фортепиано у кумира венской аристократии. Бетховен не берет платы с юной графини, а она в свою очередь дарит ему дюжину рубашек, которые сама сшила. Композитор был тронут до глубины души. Он уже чувствовал, как в его сердце воспламеняется искра любви к своей ученице. Однако это абсолютно не повлияло на оценку ее музыкальных способностей. Когда маэстро был недоволен ее игрой, он швырял ноты на пол, неистово кричал, демонстративно отворачиваясь от девушки, а та покорно молчала, собирая нотные тетради с пола. А потом он искренне раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения. Он был почти счастлив, ему казалось, что она его тоже любит… На пике своих чувств, Бетховен приступил к созданию новой сонаты, которую решил посвятить Джульетте Гвиччарди. Впоследствии мир узнает ее под названием «Лунной». И что интересно, начинал он ее в состоянии великой любви, восторга и надежды. А вот заканчивал свой шедевр Бетховен в гневе, ярости и сильнейшей обиде.
      Ветреная девушка, которой, по всей видимости, довольно быстро надоел непростой характер её учителя и возлюбленного, завела роман с 18-летним графом Робертом фон Галленбергом, который также увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные пьески. В последнем, прощальном, письме к Бетховену Джульетта написала: 
"Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который ещё борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем!"
Дальнейшая история была весьма предсказуемой: она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию, и там продолжала жить весело и беззаботно. Сердце Бетховена было разбито. Он страдал и от неразделённой любви, и от ревности, и от обиды. И все эти чувства отразились в его божественной музыке. «Лунная соната» - это не только всемирно известный музыкальный шедевр, но и памятник ушедшей любви. Послушайте эту музыку. Я исполню для вас небольшой отрывок из первой части «Лунной сонаты».

 Слушание отрывка из первой части «Лунной сонаты» в моём исполнении.

  Слайд №20. Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 28 лет. Лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его.

  Слайды №21 и 22. Первое время Бетховен мог различать звуки и слышать человеческую речь при помощи «слуховой трубы» или, как ещё по-другому называли это приспособление, «слухового рожка».

    Слайд №23. Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.

   Слайды №24 и 25. Узнав о предстоящей глухоте, Бетховен хотел покончить собственную жизнь самоубийством. Единственное, что удерживало его от совершения настоящих действий – это творчество. В этот сложный период композитору пришла в голову мысль о создании симфонии №5, весьма героического по складу интонаций произведения. Бетховен знал, что судьба распорядилась его жизнью несправедливо, но и подарила огромную силу воли, благодаря которой он смог вновь слышать музыку, только не ушами, а сердцем. Именно это сподвигло композитора написать свою самую лучшую симфонию. Назло судьбе, насмехающимся над его недугом людям, самому себе, так желающему смерти. (прочитать стихотворение со слайда). А теперь я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент симфонии №5.

 

Слушание фрагмента Симфонии №5 Л. Бетховена (экспозиция до начала разработки).

   Слайд №26. Самые прекрасные из своих произведений Бетховен написал, когда музыка звучала у него в голове.

     Слайды № 27 и 28. Вершина симфонического творчества Бетховена- Девятая симфония. На ее создание потребовалось два года- (1822-1824). Образы житейских бурь, горестных утрат, мирные картины природы и сельской жизни стали своеобразным прологом к необычному финалу, написанному на текст оды немецкого поэта И.Ф. Шиллера(1759-1805). Впервые в симфонической музыке звучание оркестра и звучание хора слились воедино, провозглашая гимн добру, истине и красоте, призывая к братству всех людей на земле.

     Слайды №29 и 30. Прочитать текст на слайдах. Ещё должна добавить, что « Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена в настоящее время является официальным гимном Евросоюза. Давайте же послушаем с вами эту грандиозную ликующую музыку.

     Слушание «Оды к радости» (отрывок) в аудиозаписи.

Слайд №31. Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта , знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем. После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой.

     Слайд №32. В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью печени. Великий композитор умер, когда около него не было никого из родных. Похороны его превратились в манифестацию. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей. Бетховен похоронен на Венском кладбище.

      На этом наш сегодняшний концерт закончен. Вы были очень внимательными слушателями, и мне было приятно выступать перед вами. Жду вас на следующий концерт!

Дети и взрослые выходят из зала под звуки Девятой симфонии Людвига ван Бетховена.


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ

  Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...

Презентация А.С.Пушкин Первое знакомство с жизнью и творчеством.

Эта презентация рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. Здесь краткий рассказ о детстве поэта, иллюстрации, викторины и загадки по известным сказкам....

"Знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова"

Методический материал по знакомству детей  с  жизнью и творчеством С. Михалкова....

творчество Людвига ван Бетховена

I. Композитор Л.В. Бетховен.1.Жизненный путь.Людвиг Ван Бетховен родился в декабре 1770года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения — 17 декабря. Его отец Иоганн был ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Творчество Людвига Ван Бетховена"

Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы из цикла бесед "Великие люди" о жизни и творчестве знаменитого композитора Людвига Ван Бетховена....

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...