Игровое диагностическое занятие как одна из форм организации консультативной помощи семьям (опыт работы)
материал

Светлана Юрьевна Балхина

Межрегиональная конференция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое диагностическое занятие как одна из форм организации

консультативной помощи семьям.

Балхина С.Ю.

Варава А.С.

МБДОУ «ДС «Брусничка», г. Тарко – Сале.

Одной из задач национального проекта «Образование»  является «реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье».

Современные родители имеют возможность получить необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей  через интернет - ресурсы, социальные сети, специальную литературу. Однако все дети развиваются индивидуально, и многие родители испытывают потребность в уточнение информации  об индивидуальных особенностях и возможностях своего ребенка.

В нашем ДОУ создана и успешно функционирует система оказания консультативной помощи «Диалог». Она направлена на тесное сотрудничество ДОУ с родителями детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, с ОВЗ и инвалидностью, не посещающих детский сад.

Родители могут получить бесплатную квалифицированную помощь специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Специалисты  консультационного пункта помогают подготовиться  к поступлению в детский сад или школу, дают рекомендации по развитию речи, обучают родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком и многому другому.

Модель  консультационного пункта предусматривает наличие очной и дистанционной  формы консультирования на разных платформах: Zoom, Viber, Skype, WhatsApp и по телефону.

Для родителей организовываются вебинары, мастер – классы, практикумы.

Для детей инвалидов, не посещающих ДОУ, организованы мероприятия в рамках реализации  ИПРА (осуществляется консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения этих детей).

Для оказания профессиональной помощи наши специалисты, систематически проходят курсы повышения квалификации. Например, прошли обучение по программе «Организация коррекционной работы при РАС».

Мы часто используем такую форму работы как игровое диагностическое занятие с ребенком. Это связано с тем, что родители приходят на консультацию с детьми и со слов родителей специалисту сложно объективно судить об актуальном уровне развития ребенка.

Игровое диагностическое занятие – одна из наиболее эффективных форм организации взаимодействия специалиста с семьей. Его успешная подготовка зависит от той информации, которую предоставляют родители в ходе записи на консультацию (например, узнаём имя и возраст ребенка, особенности развития и интересы).

На первом этапе специалист знакомится с родителями и ребенком. При встрече важно установить положительный эмоциональный контакт. От доверительных отношений специалиста с ребенком и семьей во многом зависит весь ход игрового занятия.

На втором этапе ребенок  имеет возможность свободно выбирать те игры, которые ему понравились. Специалист наблюдает за игрой ребенка и его общением с родителями, делая первичные выводы об особенностях его развития. При этом специалист выступает как активный наблюдатель, включаясь в игровую деятельность.

На третьем этапе специалист предлагает ребенку игры, направленные на более глубокую диагностику ранее отмеченных трудностей малыша.

В конце игрового занятия специалист делиться результатами наблюдения и дает рекомендации родителям.

Мы хотели бы привести пример из практики: в  консультационный пункт обратились родители  ребенка 3 лет, который   не посещает детский сад, имеет заключение ДЦП и ЗРР. Родителей интересовал вопрос об уровне актуального развития ребенка и  готовности его к посещению детского сада.

В  ходе беседы с родителями специалист выяснил, что у ребенка имеются трудности при одевании, приеме пищи, малыш мало и непонятно говорит, не может передвигаться без опоры.

С семьей было проведено игровое диагностическое занятие. В ходе наблюдения за деятельностью ребенка специалист сделал выводы о недостаточном развитии координации движений, мелкой моторики, о несоответствии уровня речевого развития ребёнка.

Для более углубленной диагностики и определения уровня развития речи специалист использовал ряд игр:

  1. Игра «Слышу и узнаю» направленная на слуховое внимание из музыкального пособия «Зоя – сова». Данное пособие помогает в работе над слуховым вниманием, слуховой памятью, знакомит ребенка с неречевыми звуками и учит различать их, тренирует подражание, которое необходимо для овладения речью.

Авторы пособия Ольга Сухова и Анастасия Логочевская slushat_interesno. В комплект входят карточки с иллюстрациями для занятий и 16 песен и минусы к ним. 

  1. Для определения уровня пассивного и активного словаря, умения ориентироваться на плоскости специалист использовал игру «Тир выбивалка» из серии игр «Мерсибо», которые направлены на решение педагогических задач и могут применяться с дошкольниками или школьниками в зависимости от задачи специалиста.
  2. Для определения уровня развития мелкой моторики, умения воспринимать, удерживать и действовать в соответствии с инструкцией специалист применил игровое оборудование Пертра, разработанное известным педагогом Марианной Фростинг.

Данное оборудование можно использовать как в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья,  в качестве диагностического материала и на занятиях с детьми.      

Пособие «Pertra» как нельзя более способствует сенсорному развитию таких видов детской деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. В процессе работы дети учатся применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и ими самими.

Во время игрового занятия была проведена игра «Собери бусы», где ребенку предлагалось собрать бусы по образцу взрослого.

После диагностического игрового занятия мы дали родителям ряд рекомендаций по подготовке ребенка к посещению детского сада и его развитию:

- для ребенка с ДЦП очень важно иметь свои обязанности, за которые отвечает только он сам (например, собирать игрушки, сложить одежду, убрать её в шкаф, вытирать пыль, во время еды предложить ребёнку самому держать ложку и пробовать кушать самостоятельно);

- формирование навыка самостоятельного одевания можно начать с одевания любимых игрушек, при этом родители должны проговаривать свои действия.

Со временем у ребенка, как правило, появляется желание одеваться самостоятельно, пополняется словарный запас и формируется фразовая речь.

Эти навыки будут способствовать укреплению мышц рук, ориентировки в пространстве, развитию координации движений,  самостоятельности.

Родителям важно проявлять терпение, поощрять и хвалить ребенка за малейшие проявления активности.

В результате игрового диагностического занятия родители смогли увидеть своего ребенка в новых условиях, получить профессиональную консультацию по волнующему их вопросу.

Таким образом, игровое диагностическое занятие позволяет даже за однократное посещение родителями специалиста ответить на их вопросы и построить доброжелательные отношения с семьей.

Литература:

  1. Национальный проект Р.Ф. «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/
  2. Положение о консультативном пункте Приказ № 124-п от «29» августа 2019 г. https://brusnichka-tsale.tvoysadik.ru/?section_id=82
  3. Ольга Сухова, Анастасия Логочевская. Музыкальное пособие «Зоя – сова». https://www.instagram.com/slushat_interesno/?hl=ru
  4. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» — программно-дидактический комплекс
    https://mersibo.ru/shop/mersibo-plus2
  5. Перминова Г. А. —  М.: ИНТ, Методическое пособие к набору психолога «Пертра», 2014. —  52 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Театрализовано-коррекционное занятие как одна из форм работы с детьми с ЗПР"

Цель: описание одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми с ЗПР...

«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

Проектная деятельность – как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы).

Я решила пойти нестандартным путем, вести работу с родителями через проектную деятельность. Поэтому начиная с первой младшей группы я начала работу по проекту « Мы в театр поиграем, много ...

Мастер -класс "Занятие - игра одна из форм использования игровых технологий в образовательно - воспитательном процессе"

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готова внимать ее поток и восклицать: "О, как же ты красива!"Е.Щукина....

Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...

"Экологический туризм - эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи" - опыт работы

Хочу поделиться своим опытом работы с родителями, сформировать интерес к изучению окружающего мира с их детьми, разрешить проблемы с экологией через организацию туристических походов...