«Игровое диагностическое занятие как одна из форм организации консультативной помощи семьям»
презентация

Варава Анастасия Сергеевна

Заочно-дистанционная межрегиональная конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varava_balhina_-_2_pravka.docx28.43 КБ
Файл szhataya_versiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Игровое диагностическое занятие как одна из форм организации консультативной помощи семьям.

Балхина С.Ю.

Варава А.С.

МБДОУ «ДС «Брусничка», г. Тарко – Сале.

Одной из задач национального проекта «Образование»  является «реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье».

Современные родители имеют возможность получить необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей  через интернет - ресурсы, социальные сети, специальную литературу. Однако все дети развиваются индивидуально, и многие родители испытывают потребность в уточнение информации  об индивидуальных особенностях и возможностях своего ребенка.

В нашем ДОУ создана и успешно функционирует система оказания консультативной помощи. Она направлена на тесное сотрудничество ДОУ с родителями детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, с ОВЗ и инвалидностью, не посещающих детский сад.

Родители могут получить бесплатную квалифицированную помощь специалистов: педагога-психолога, учителя — логопеда, учителя – дефектолога, воспитателей с высшей квалификационной категорией, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Специалисты консультационного пункта «Диалог» помогают подготовиться  к поступлению в детский сад или школу, дают рекомендации по развитию речи, обучают родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком и многому другому.

Модель  консультационного пункта «Диалог» предусматривает наличие очной и дистанционной  формы консультирования на платформе zoom, viber, Skype, whatsApp и по телефону.

Для родителей организовываются вебинары, мастер – классы, практикумы.

Для детей инвалидов, не посещающих ДОУ, организованы мероприятия в рамках реализации  ИПРА (осуществляется консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения этих детей).

Для оказания профессиональной помощи наши специалисты, систематически проходят курсы повышения квалификации. Например, прошли обучение по программе «Организация коррекционной работы при РАС».

Мы часто используем такую форму работы как игровое диагностическое занятие с ребенком. Это связано с тем, что родители приходят на консультацию с детьми и со слов родителей специалисту сложно объективно судить об актуальном уровне развития ребенка.

Игровое диагностическое занятие – одна из наиболее эффективных форм организации взаимодействия специалиста с семьей. Его успешная подготовка зависит от той информации, которую предоставляют родители в ходе записи на консультацию (имя, возраст ребенка, особенности развития и интересы).

На первом этапе специалист знакомится с родителями и ребенком. При встрече важно установить положительный эмоциональный контакт. От доверительных отношений специалиста с ребенком и семьей во многом зависит весь ход игрового занятия.

На втором этапе ребенок  имеет возможность свободно выбирать те игры, которые ему понравились. Специалист наблюдает за игрой ребенка и его общением с родителями, делая первичные выводы об особенностях его развития. При этом специалист выступает как активный наблюдатель, включаясь в игровую деятельность.

На третьем этапе специалист предлагает ребенку игры, направленные на более глубокую диагностику ранее отмеченных трудностей малыша.

В конце игрового занятия специалист делиться результатами наблюдения и дает рекомендации родителям.

Пример из практики.

В консультационный пункт обратились родители. Их ребенок 3 лет  не посещает детский сад, имеет ДЦП и ЗРР. Родителей интересовал вопрос об уровне актуального развития ребенка и  готовности его к посещению детского сада.

В  ходе предварительной беседы с родителями специалисты выяснили, что у ребенка имеются трудности при одевании, приеме пищи, малыш мало и непонятно говорит, не может передвигаться без опоры.

С данной семьей было проведено игровое диагностическое занятие. В ходе наблюдения за деятельностью ребенка специалист сделал выводы о недостаточном развитии координации движений, мелкой моторики, о несоответствии уровня развития речи возрасту и т.д.

Для углубленной диагностики и определения уровня развития речи специалист использовал ряд игр. Особенно интересной для ребенка и информативной для специалиста стала игра «Зоя сова».

  1. Музыкальное пособие «Зоя – сова» помогает в работе над слуховым вниманием, слуховой памятью. Знакомит ребенка с неречевыми звуками и учит различать их. Тренирует подражание, которое необходимо для овладения речью. Авторы пособия Ольга Сухова и Анастасия Логочевская slushat_interesno. В комплект входят карточки с иллюстрациями для занятий и 16 песен и минусы к ним. С ребенком была проведена игра «Слышу и узнаю» направленная на слуховое внимание.
  2. Игры «Мерсибо» направлены на решение педагогических задач и могут применяться с дошкольниками или школьниками в зависимости от задачи специалиста. Для определения уровня пассивного и активного словаря, умения ориентироваться на плоскости специалист использовал игру «Тир выбивалка».

Для определения уровня развития мелкой моторики, умения воспринимать, удерживать и действовать в соответствии с инструкцией специалист использовал игровое оборудование Пертра.

  1. Пособие «Pertra», разработанное известным педагогом Марианной Фростинг, можно использовать как в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие можно использовать в качестве диагностического материала, а также на занятиях с детьми.      

Пособие «Pertra» как нельзя более способствует сенсорному развитию, развитию таких видов детской деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. В процессе работы дети учатся применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и ими самими.

Во время игрового занятия специалист использовал игру «Собери бусы». Ребенку предлагалось собрать бусы по образцу взрослого.

Мы дали родителям ряд рекомендаций по подготовке ребенка к посещению детского сада и его развитию.

Например, для ребенка с ДЦП очень важно иметь свои обязанности, за которые отвечает только он сам (собирать игрушки, вытирать пыль и т.д.). Во время еды пусть сам держит ложку и ест.

Формирование навыка самостоятельного одевания можно начать с одевания любимых игрушек, при этом родители должны проговаривать свои действия. Со временем у ребенка, как правило, появляется желание одеваться самостоятельно, пополняется словарный запас и формируется фразовая речь.

Эти навыки будут способствовать укреплению мышц рук, ориентировки в пространстве, развитию координации движений,  самостоятельности.

Родителям важно проявлять терпение, поощрять и хвалить ребенка за малейшие проявления активности.

В результате игрового диагностического занятия родители смогли увидеть своего ребенка в новых условиях, получить профессиональную консультацию по волнующему их вопросу.

Игровое диагностическое занятие позволяет даже за однократное посещение родителями специалиста ответить на их вопросы и построить доброжелательные отношения с семьей.

Литература:

  1. Национальный проект Р.Ф. «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/
  2. Положение о консультативном пункте Приказ № 124-п от «29» августа 2019 г. https://brusnichka-tsale.tvoysadik.ru/?section_id=82
  3. Ольга Сухова, Анастасия Логочевская. Музыкальное пособие «Зоя – сова». https://www.instagram.com/slushat_interesno/?hl=ru
  4. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» — программно-дидактический комплекс
    https://mersibo.ru/shop/mersibo-plus2
  5. Перминова Г. А. —  М.: ИНТ, Методическое пособие к набору психолога «Пертра», 2014. —  52 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровое диагностическое занятие как одна из форм организации консультативной помощи семьям. Подготовили : Учитель – логопед высшей квалификационной категории Балхина С.Ю . Учитель – логопед первой квалификационной категории Варава А.С.

Слайд 2

Консультационный пункт «Диалог».

Слайд 3

Игровое диагностическое занятие . Игровое диагностическое занятие – одна из наиболее эффективных форм организации взаимодействия специалиста с семьей.

Слайд 4

Игры используемые на игровом диагностическом занятии. Музыкальное пособие «Зоя – сова» помогает в работе над слуховым вниманием, слуховой памятью. Авторы пособия Ольга Сухова и Анастасия Логочевская slushat_interesno .

Слайд 5

Игры « Мерсибо » направлены на решение педагогических задач и могут применяться с дошкольниками или школьниками в зависимости от задачи специалиста. «Тир выбивалка» «Кто сказал мяу» «Овощи-фрукты»

Слайд 6

Пособие « Pertra », разработанное известным педагогом Марианной Фростинг . Данное пособие можно использовать в качестве диагностического материала, а также на занятиях с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апрель 2018 год. Мастер-класс по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Ананьевой А.А.

Среди обилия существующих сегодня развивающих игр и игрушек мозаика уверенно занимает лидирующие позиции. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка, является отличным с...

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Малышевой Ю. В.,Тема: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». 15 апреля 2019 год

Игры с пальчиками, развивают мозг ребёнка, положительно воздействуют на речевые функции, и здоровье ребёнка, помогают убрать напряжение, снимают умственную усталость, стимулируют творческие способност...

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Малышевой Ю. В., Тема: «Как развивать познавательный интерес у детей?». 20 февраля 2019 год

Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные св...

Консультация по оказанию методической, диагностической, консультативной помощи семье Новиковой Е.А. Тема: «Как наказывать и как хвалить ребенка». 4.02.2020 год

Похвала и наказание — две стороны медали, две основные составляющие воспитательного процесса. Можете ли вы сказать, что важнее? Что скорее даст нужный результат? Есть ли какие-то общие правила н...

Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей

В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий. Представлени...