Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Моисеева Светлана Михайловна

Данная статья  раскрывает организацию работы  Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

    ДОУ было открыто в 1979 году. Рассчитано было на 12 групп, 2 из которых коррекционные.

    Учитывая тенденцию роста патологии у детей, в частности речевой, Учредителем было принято решение перепрофилировать общеобразовательные группы в коррекционные.

Перепрофилирование проходило постепенно с 1994 по 1998 год. С 1998 г. в МДОУ функционирует 10  коррекционных  групп для детей логопатов.

В системе специального образования дошкольников с речевыми расстройствами в детском саду  предусмотрены группы, в которых осуществляется помощь детям с заиканием, ФФНР, ОНР 1, 2, 3 уровня, дизартрией.

Зачисление детей проводится по решению ПМПКомиссии.

      Реализация приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования всех категорий детей. При этом крайне важно обеспечить не только доступность дошкольного образования, но и повышения его качества за счет гибкости и  многообразия образовательных программ и форм предоставления образовательных услуг.

        Одной из форм образовательных услуг населению является ППМПКонсультирования, созданный на базе нашего ДОУ  в 2002 г. по приказу УО.

          В своей деятельности  ППМПКонсультирования  руководствуется нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также Уставом МКДОУ и Положением о Пункте психолого-медико-педагогического консультирования.

       Пункт работает на безвозмездной основе в соответствии с планом работы на год.

       Целью пункта – оказание  помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи пункта:

*психолого-педагогическое просвещение семей;

*повышение престижа педагогических знаний и общественной активности родителей;

*определение направлений индивидуально ориентированной педагогической, социальной, психологической помощи детям на основе диагностики их развития; выбор оптимальных форм её организация;

*разработка индивидуальных рекомендаций для родителей с целью облегчения социализации ребенка.

       С целью информирования родителей о деятельности пункта информацию размещали в СМИ,  на сайте  УО, в поликлиниках, на информационном стенде ДОУ, но лучшей рекламой о деятельности пункта стали сами родители.

    Работа по открытию пункта проводилась поэтапно. Изучили нормативные документы, опыт работы коллег на федеральном  и региональном уровне. Социальный заказ. Выявляли  через поликлиники неорганизованных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Проанализировали ситуацию: определили положительные и отрицательные факторы.

Положительными факторами явились следующее:

  • месторасположение ДОУ ( центр города),
  • наличие нормативной базы,
  • высокообразованный профессиональный коллектив, имеющий опыт работы  с детьми дошкольниками разных категорий,
  • материально – техническое и методическое оснащение,

Отрицательными факторами  были  следующие:

  • отсутствие финансовых вложений;
  •  неприятие проекта многими членами педагогического коллектива;
  • отсутствие опыта по организации работы пункта ( в какое время проводить прием, в каком помещении и кто  и как будет  выполнять эту работу  и др.)

    Поэтому опираясь на положительные факторы  попытались устранить отрицательные  или снизить их влияние.

   Была разработана организационная структура ППМПКонсультирования. Уточнена и дополнена нормативная база, отобрано программно – методическое обеспечение, проведены семинарские занятия с кадрами, разработаны функциональные обязанности членов ППМПКонсультирования, подобран пакет методических материалов для консультирования, отобраны диагностические методики, методический материал адаптирован к условия « экспресс» диагностики, разработаны индивидуальные карты и т.д.

 Проведен педсовет, где обсуждался вопрос об открытии ППМПКонсультирования. в ДОУ и его функционировании. Определен состав ППМПК.

В  состав вошли высококвалифицированные работники ДОУ – 3 учителя – логопеда, воспитатель, врач психиатр, педагог – психолог, руководитель ДОУ. Определен график консультированного приема: вторник с 10.30 до 12.00,

  четверг с 16.30 до 17.30

Выделено помещение имеющее отдельный вход с улицы.

    Работа ППМПК очень многогранна, т. к. контингент детей очень разнообразный.  На пункт обращаются  родители детей от 2  до 7 лет   с разным  уровнем  развития. Поскольку основным направлением деятельности нашего ДОУ является коррекция психо-речевого развития, то  чаще всего на пункт обращаются родители детей, имеющих эти проблемы в развитии.

      Работа ППМПК проводится по нескольким модулям:

  • работа с детьми  и семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья на дому;
  • работа с детьми, посещающими другие ДОУ города  и их родителями (законными представителями).
  • работа с детьми и семьями , воспитывающими  неорганизованных детей ;

     Оказание помощи  детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающих детей на дому  осуществляем в виде:

  • консультирование родителей;
  • психолого- медико- педагогическое обследование ребенка;
  • рекомендаций родителям по определению дальнейшего образовательного маршрута ребенка;
  •  просвещения родителей и повышения их психолого- медико – педагогической компетентности;
  • социализации детей –  через систему организованной воспитательно – образовательной деятельности.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используем такую форму как образовательная деятельность на дому.

   Запись на консультацию проводится руководителем по телефону.

Родителю назначается время для проведения консультирования. Первичная консультация проводится в отсутствие ребенка, чтобы дать возможность родителям рассказать о проблемах, ответить на вопросы анкеты, получить более полную информацию о деятельности пункта, познакомиться с условиями, оформить необходимые документы и специалистам предоставляется возможность заочно познакомиться с ребенком.

      На повторный прием родители (законные представители) приходят с ребенком. Специалистами пункта проводится  диагностическое обследование. Иногда обследования проводится в несколько этапов, т. к. не все дети идут на контакт, многие очень быстро эмоционально истощаются. После изучения уровня развития ребенка его состояние здоровья, результатов анкетирования родителей совместно с родителями определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка (воспитательно-образовательная деятельность в условиях семьи с повторным консультированием специалистов пункта, занятия с логопедом поликлиники

или организацию воспитательно – образовательной деятельности с ребенком в условиях ДОУ с целью социализации и интеграции ребенка  в среду сверстников на основе их кратковременного пребывания в ДОУ.

   Если родители выбирают форму кратковременного посещения ДОУ, то с ними заключается договор.

   Чтобы заключить с родителями договоров на эти услуги родители предоставляют документы на ребенка: копию свидетельства о  рождении , копию паспорта одного из родителей и медицинское заключение о возможности нахождения ребенка в детском коллективе.

     На таких детей разрабатывается индивидуальная образовательная программа, включающая в себя, индивидуальную сетку основных видов деятельности. Как правило, работа с этими детьми проводится индивидуально, исключение составляет музыкальная и физкультурная деятельность, праздники, развлечения.

Затем по возможности  постепенно  ребенок все больше включается в общие виды детской деятельности.

     Работу    с организованными детьми и их родителями выстраиваем по следующему алгоритму:

  • работа с родителями(законными представителями);
  • работа с детьми;
  • работа с педагогами ДОУ.

    За  ДОУ закреплено 13 детских садов общеразвивающей направленности. В целях просвещения родителей специалисты пункта выходят в эти ДОУ на родительские собрания, проводят консультации. Также родители этих детей имеют возможность проконсультироваться со специалистами пункта в условиях нашего ДОУ. Провести обследование психо-речевого развития ребенка. Получить рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте ребенка (посещение ДОУ общеразвивающей направленности, занятия с логопедом поликлиники, оформление документов на ПМПКомиссию.)

Данные о консультировании этих детей заносятся в журнал.

Дата приема

Первичное

обращение или повторное

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Данные о родителях

Данные обследования

Рекомендации

    Индивидуальная карточка на этих детей не оформляется и индивидуальный образовательный маршрут не разрабатывается.  При необходимости даются рекомендации.

    С целью совершенствования  компетентности педагогов, закрепленных ДОУ   города по вопросу работы с детьми с проблемами в психо – речевом развитии организуются семинары, лекции, осуществляется индивидуальное консультирование. При необходимости даются конкретные рекомендации педагогам по работе с детьми  с проблемами в развитии в условиях общеразвивающего ДОУ.

    С целью ранней диагностики  проблем в развитии проводится работа с неорганизованными детьми нашего микрорайона. Алгоритм работы во многом сходен с алгоритмом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися на дому. Задача специалистов выявить проблемы в психо-речевом развитии ребенка и дать рекомендации родителям. Если у ребенка выявляются проблемы, то алгоритм действий как с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Если уровень развития ребенка соответствует незначительно отклоняется от общепринятых возрастных норм, то назначаем на повторную консультацию через 3 мес. И даем рекомендации по воспитании в семье.

     Преимущество работы пункта перед другими формами работы с неорганизованными детьми в том, что используя эту форму специалисты ДОУ имеют возможность опосредовано через родителей влиять на воспитательно – образовательную деятельность ребенка и организовать образовательную деятельность дистанционно.

      Как правило дети с ограниченными возможностями здоровья, которые занимались на нашем ППМПК в последствии по решению ПМПКомиссии зачисляются к нам в ДОУ и получают инклюзивное образование.

Работа пункта нашего ДОУ востребована.об этом говорит динамика обращений на пункт граждан.    

      Прослеживается увеличение числа обращений на пункт родителей организованных детей и снижение количества обращений с неорганизованными детьми. Это объясняется тем, что в городе снижается численность неорганизованных детей. А неорганизованных детей старше 5 лет не имеющих медицинских противопоказаний к посещению ДОУ практически нет. У всех неорганизованных детей посещающих пункт отмечается положительная динамика в развитии.

Resource id #3084

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...