Статья "Удивительный мир шахмат"
статья

Тонконогова Ольга Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shahmaty.docx807.09 КБ

Предварительный просмотр:

Увлекательный мир шахмат

Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шахматы. Шахматы — это не просто интересная настольная игра, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

 1.Развитие способности рассуждать и мыслить логически.

2.Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную

 реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.

3. Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии

4. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить

5. Игра требует собранности и сдержанности.

6.Занятия шахматам улучшают память, учат ответственности и самостоятельности

С какого возраста следует начинать обучение игре в шахматы детей? 

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников шахматам — c 5 лет, так как в этом возрасте внимание детей уже становится более устойчивым, более сформировано наглядно-образное мышление, есть предпосылки прогнозирования ситуации.

В нашем детском саду был организован шахматный кружок «ШахМат», который посещают воспитанники старших и подготовительных групп. Здесь ребята познают первые азы шахматной игры. Для занятий шахматами приобретены наборы настольных шахмат и магнитная демонстрационная доска, интерактивная доска, подобрана медиатека обучающих и познавательных видео, а также изготовлены различные дидактические игры, раздаточные материалы, задания, напольное игровое поле для подвижных игр.

Выделяются следующие этапы при обучении шахматам:

1.Знакомтсво с шахматной доской

2. Знакомство с фигурами

3. Обучение правилам шахматной игры

4.Решение шахматных задач и этюдов

5. Игра в шахматы

Сам процесс обучения шахматам нужно выстраивать в форме увлекательной игры, но не игры в шахматы, а в увлекательное знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской и тд. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки», шахматные турниры, праздники.

 Процессе обучения правилам  игры в шахматы  использую IT- технологии, подвижные и интерактивные игры (https://www.thinglink.com/scene/1423343011697262593 ),  шахматные  лабиринты. Предпосылкой для успешного усвоения шахматного материала является отчетливое и ясное представление в уме каждого поля доски. Для этой цели использую различные задания и подвижные игры. Например, для быстрого запоминания расположения полей можно использовать  следующие игры.

 Игра «Шахматное лото»

Надо изготовить бочонки, как в лото и подписать с обеих сторон обозначение шахматных полей (а1, а2 и т.д.). Эту игру можно проводить на каждом занятии, пока дети не будут знать совершенстве шахматную доску.

Цель: научиться хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить шахматные поля.

Игру можно проводить индивидуально, можно и команда на команду.

- «Найди поле» - ученик выбирает бочонок и ставит на соответствующее поле. Если допущена ошибка, выходит второй, третий и т.д.

- «Кто быстрее?» игра проводиться с контролем времени 2 мин., 1 мин. У кого больше правильно расставленных бочонок, тот и выигрывает.

«Составь доску»- шахматная доска собирается на пустом столе.

«Найди диагональ»- расположить бочонки на указанную диагональ.

«Найти поле»-поставить бочонок на пересечении горизонтали а3-h3 c l диагональю h7-в1.

Игра «Шахматный лабиринт»

Оборудование: шахматное поле, карты – схемы, фигуры.

Задачи: научить работать по схеме, ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вперед, упражняться в счете, логическое мышление, умение работать в коллективе, договариваться.

Правила игры: Предлагается по карте -схеме провести по маршруту фигуру в определенное место на поле. В карте не обозначены цвета, но есть клеточки. Стрелки указывают маршрут, есть точка старта и финиша. Количество игроков варьируется от 2 до 6.

Игра «Живые шахматы»

Оборудование: шахматное поле, таблички изображением шахмат или шапочки, музыкальное сопровождение.

Задачи: повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку, развивать быстроту реакции, внимательность, умение играть в коллективе

Правила игры: Дети становятся шахматными фигурами, стоя на местах своих фигур (определяют по надписям, картинкам)

Звучит музыка- шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться   они должны встать на свои первоначальные места.

Задача играющих: не перепутать свои места. После меняются фигурами, и игра продолжается.

C:\Users\22558\Documents\видео мое\фото робототехн\IMG_20200204_164040.jpgC:\Users\22558\Documents\видео мое\фото робототехн\IMG_20200204_164103.jpg

C:\Users\22558\Documents\видео мое\фото робототехн\IMG_20200204_164224.jpgC:\Users\22558\Documents\видео мое\фото робототехн\IMG_20200227_160755.jpg

Когда усвоены необходимые правила, большую часть времени уже нужно уделять игровой практике. На данном этапе важно продумывать, как разбивать детей на пары. Необходимо, чтобы каждого ребенка была возможность играть и с более сильным партнером, и с более слабым. Иначе если будут одни победы, то дети не научатся самоанализу, принятию неудач. А случаи проигрыша могут отбить интерес к игре. Задача педагога научить воспринимать поражение сдержанно, спокойно: не обижаться, сделать выводы, анализировать свои ошибки, подбодрить.

C:\Users\22558\Downloads\1635874822197.jpg

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку –дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...