Статья "Удивительный мир шахмат"
статья
Предварительный просмотр:
Увлекательный мир шахмат
Сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шахматы. Шахматы — это не просто интересная настольная игра, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:
1.Развитие способности рассуждать и мыслить логически.
2.Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную
реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.
3. Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии
4. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить
5. Игра требует собранности и сдержанности.
6.Занятия шахматам улучшают память, учат ответственности и самостоятельности
С какого возраста следует начинать обучение игре в шахматы детей?
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников шахматам — c 5 лет, так как в этом возрасте внимание детей уже становится более устойчивым, более сформировано наглядно-образное мышление, есть предпосылки прогнозирования ситуации.
В нашем детском саду был организован шахматный кружок «ШахМат», который посещают воспитанники старших и подготовительных групп. Здесь ребята познают первые азы шахматной игры. Для занятий шахматами приобретены наборы настольных шахмат и магнитная демонстрационная доска, интерактивная доска, подобрана медиатека обучающих и познавательных видео, а также изготовлены различные дидактические игры, раздаточные материалы, задания, напольное игровое поле для подвижных игр.
Выделяются следующие этапы при обучении шахматам:
1.Знакомтсво с шахматной доской
2. Знакомство с фигурами
3. Обучение правилам шахматной игры
4.Решение шахматных задач и этюдов
5. Игра в шахматы
Сам процесс обучения шахматам нужно выстраивать в форме увлекательной игры, но не игры в шахматы, а в увлекательное знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской и тд. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки», шахматные турниры, праздники.
Процессе обучения правилам игры в шахматы использую IT- технологии, подвижные и интерактивные игры (https://www.thinglink.com/scene/1423343011697262593 ), шахматные лабиринты. Предпосылкой для успешного усвоения шахматного материала является отчетливое и ясное представление в уме каждого поля доски. Для этой цели использую различные задания и подвижные игры. Например, для быстрого запоминания расположения полей можно использовать следующие игры.
Игра «Шахматное лото»
Надо изготовить бочонки, как в лото и подписать с обеих сторон обозначение шахматных полей (а1, а2 и т.д.). Эту игру можно проводить на каждом занятии, пока дети не будут знать совершенстве шахматную доску.
Цель: научиться хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить шахматные поля.
Игру можно проводить индивидуально, можно и команда на команду.
- «Найди поле» - ученик выбирает бочонок и ставит на соответствующее поле. Если допущена ошибка, выходит второй, третий и т.д.
- «Кто быстрее?» игра проводиться с контролем времени 2 мин., 1 мин. У кого больше правильно расставленных бочонок, тот и выигрывает.
«Составь доску»- шахматная доска собирается на пустом столе.
«Найди диагональ»- расположить бочонки на указанную диагональ.
«Найти поле»-поставить бочонок на пересечении горизонтали а3-h3 c l диагональю h7-в1.
Игра «Шахматный лабиринт»
Оборудование: шахматное поле, карты – схемы, фигуры.
Задачи: научить работать по схеме, ориентироваться в пространстве (влево, вправо, вперед, упражняться в счете, логическое мышление, умение работать в коллективе, договариваться.
Правила игры: Предлагается по карте -схеме провести по маршруту фигуру в определенное место на поле. В карте не обозначены цвета, но есть клеточки. Стрелки указывают маршрут, есть точка старта и финиша. Количество игроков варьируется от 2 до 6.
Игра «Живые шахматы»
Оборудование: шахматное поле, таблички изображением шахмат или шапочки, музыкальное сопровождение.
Задачи: повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку, развивать быстроту реакции, внимательность, умение играть в коллективе
Правила игры: Дети становятся шахматными фигурами, стоя на местах своих фигур (определяют по надписям, картинкам)
Звучит музыка- шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться они должны встать на свои первоначальные места.
Задача играющих: не перепутать свои места. После меняются фигурами, и игра продолжается.
Когда усвоены необходимые правила, большую часть времени уже нужно уделять игровой практике. На данном этапе важно продумывать, как разбивать детей на пары. Необходимо, чтобы каждого ребенка была возможность играть и с более сильным партнером, и с более слабым. Иначе если будут одни победы, то дети не научатся самоанализу, принятию неудач. А случаи проигрыша могут отбить интерес к игре. Задача педагога научить воспринимать поражение сдержанно, спокойно: не обижаться, сделать выводы, анализировать свои ошибки, подбодрить.
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку –дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ детям о шахматах и консультации для родителей к проекту Шахматы
Рассказ об детям об истории шахмат...
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "
Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...
Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]] ОглавлениеПояснительная записка..........
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....