"Удивительные свойства сахара" конспект ОД
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Короед Мария Александровна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные свойства сахара""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_udivitelnye_svoystva_sahara.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Удивительные свойства Сахара»

Цель: создание условий , способствующих развитию  у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость, окрашивание, плавление) и его значении для человека (вреде и пользе);
  2. Познакомить детей со способами переработки и выращивании сахарной свеклы;

Развивающие:

  1. Закреплять  умения выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий;
  2. Закреплять умение самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления скрытых свойств предмета (сахара);
  3. Расширять знание о том, что твердое вещество при нагревании превращается в жидкое вещество и меняет цвет, и при помощи специального аппарата (для сахарной ваты) превращает его в тонкие сахарные нити; о применении этого свойства в пищевой промышленности;
  4. Закреплять умения  детей пользоваться лупой (увеличительным стеклом);
  5.  Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром;
  6. Развивать активность мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности, дисциплинированность;
  2.  соблюдать элементарные правила безопасного поведения в ходе экспериментирования.

Активизация словаря: корнеплод (вершки, корешки), кристаллы, частицы, растворимость, плавление, опыты, вкус, сахар, окрашивание, сахарные нити.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: по 2 стаканчика на каждого ребенка, лупы, сахар – песок, сахар-рафинад, ложки, мешочки с сахаром, пищевой краситель, пипетки, графин с чистой питьевой водой, фартуки, одноразовые шапочки, салфетки, аппарат для сахарной ваты, электрическая плитка, формочки для леденцов; ноутбук, интерактивная доска.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар»;
  2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций;
  3. Дидактическая игра «Свойства предметов»;
  4. Беседы по технике безопасности;
  5. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы:

  1. Наглядные: презентация, схемы.
  2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
  3. Положительная мотивация.
  4. Художественное слово.
  5. Практические действия: проведение опытов.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Формы непосредственно-образовательной деятельности: экспериментирование.

Формы организации: подгруппа (8 чел.)

Возраст детей: 5-6 лет.

Планируемый результат:
• Дети проявляют интерес к совместной деятельности с взрослым, сверстниками, к экспериментам, проводимым с водой;
• Дети проявляют бережное отношение к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность. 
• Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом. 
• Точно и полно отвечают на поставленные вопросы; 
• Слушают воспитателя и сверстников; 
• Дети выделяют существующие признаки предметов и явлений, сопоставляют различные факты;
• Выдвигают гипотезы и строят предположения. 
• Дети знают различные способ получения сахара;
• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов;
• Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал. Встают в круг с воспитателем.

Воспитатель: 

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки).

В.: Дети, а кем бы вы хотели работать, когда станете взрослыми?

Д. : (ответы детей)

В.: Ребята, а кто из вас знает, кто такие исследователи?

Д. : (ответы детей)

В.: Скажите, а вы хотели бы стать исследователями?

Д.: (ответы детей)

В.: А где работают исследователи?

Д.: Исследователи работают в лаборатории.

В.: Верно, исследователи работают в лаборатории. Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. Хотите?  А  то, что мы будем сегодня исследовать, вам нужно будет угадать. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что тут лежит. Возьмите каждый мешочек и потрогайте на ощупь.

Д.:  (дети высказывают предположения)

В.:  Какие мешочки на ощупь?

Д.: Мягкие, воздушные.

В.: Давайте понюхаем мешочки и попробуем отгадать по запаху. Давайте вдохнем поглубже.

Д.: (дети нюхают, что лежит в мешочке, пытаются отгадать по запаху)

В.: Как вы думаете, что там лежит?

Д.: Это сахар, песок, крупа, соль, (дети высказывают свои предположения)

В.: Для того, чтобы точно убедиться, что лежит в мешочках, послушайте загадку и отгадка даст вам точный ответ.

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаечек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает! (сахар)

В.: Правильно, это сахар! Откройте мешочки и убедитесь в этом.  Вот сегодня мы будем исследовать некоторые свойства сахара и узнаем, из чего его делают , как он появляется на полках магазина и как человек использует сахар.

Я приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном.

В.: Ребята, а сейчас мы поговорим, из чего получают настоящий сахар? Кто-нибудь из вас знает ?

Д.: (Предположения детей)

 В.: О сахаре говорят: « В поле родился, в котле варился, в воде   растворился».

Почему же так говорят о сахаре?

Д.: Дети высказывают предположения.

В.:  1. Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд).

2. Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка.

3.  Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.

4. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев.

 5. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд).

6. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах.

 7. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара.

8. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).

В.: Дети, а для чего нам нужен сахар или что делают из сахара?

Д.:  Из сахара делают конфеты, варят варенье, пекут печенье, делают крем для тортов.

В.: Дети, а сейчас мы вместе должны подумать и решить, сахар полезный продукт или нет?

Д.: он может быть вредным и полезным. Сахара много кушать нельзя.

В.: Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза:

•         Сахар улучшает память.

•        Сахар делает нас счастливыми.

•        Сахар дает нам энергию.

Вред:

•         Сладкое портит фигуру,  приводит к ожирению.

•         Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса.

•        Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, снижает уровень зрения, приводит к сонливости.

В.:  Какой вывод можно сделать?

Д.: Употреблять сахар или просто сладости в очень умеренном количестве.

В.: Давайте сейчас с вами поиграем в игру и определим,  в каких продуктах сахар является полезным, а в каких вредным для человека.

Интерактивная игра «Полезные и вредные продукты»

В.: Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в семена свеклы, из которой потом будут вкусный сахар. Давайте встанем в круг.

Психогимнастика .  (звучит спокойная  музыка)

Вокруг себя повернись и в семена свеколки превратись (звучит музыка). Посадили семена в землю (сели на корточки).

Солнышко пригревает, дождик поливает и стали семена прорастать (медленно поднимаются, встают в полный рост).

Сильнее солнышко пригревает, дождик поливает — выросли листочки (дети поднимают руки вверх).

Подул тёплый легкий ветерок (наклоны с поднятыми руками).

Так росла свёколка и радовалась тёплым солнечным денькам (руки опустили, улыбаются).

К осени выросла свёколка большая, пребольшая всем на удивление (разводят руки в стороны, показывая «большая, пребольшая»).

 А теперь вокруг себя повернись и в детей превратись.

В.:  Ребята, мы сказали, что будем сегодня исследователями и поработаем в лаборатории.

Для того, чтобы работать в лаборатории нужно соблюдать определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

Просмотр презентации «Правила поведения в лаборатории»

Давайте наденем специальную одежду для работы в лаборатории-шапочки и фартуки и сядем  за свои места.

 Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

В.: Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, возьмите ложечки и наберите в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается?

Д.: Да, сахар легко сыпется.

В.: Если он легко сыпется, то можно сказать, что он какой?

Д.:  Сыпучий.

В.: Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара).

В.:  А теперь возьмите лупы и  рассмотрите сахар.  Какого он цвета?

Д.: Сахар белый.

В.: На что похожи крупинки сахара?

Д.: Крупинки похожи на кристаллы.

В.: Имеет ли сахар запах? Понюхайте сахар.

Д.: Нет, запах не имеет.

В.: Сахар запах не имеет. (Вывешиваем алгоритм, символизирующий это свойство сахара)

 В.: Ребята, а теперь возьмите ложкой немного сахара и попробуйте его на вкус. Какой он на вкус?

Д.: Он сладкий.

(Каждое свойство сахара подкрепляется символом.)

В.: Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?

Д.: Мешок с сахаром станет мокрым. Сахар может раствориться.

В.: Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой  сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром?

Д.:  Сахар растворился.

В.: А вода изменила свой цвет?

Д.: Нет, вода свой цвет не изменила.

В.:  Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды?

Вывешиваются соответствующие символы.

В.: Ребята, пред вами стоят стаканчики с цветной водой. В них растворена пищевая краска. Давайте из кусочков сахара построим пирамидки.

Д.: дети строят пирамидки.

В.: А сейчас  выберите любой стаканчик с окрашенной водой и полейте на пирамидку.

В.: Что произошло  с сахаром?

Д.: Сахар окрасился.

В.: Значит, какое свойство сахара мы сейчас определили?

Д.: Что сахар можно окрашивать.

В.: Вывешиваем это свойство сахара на доску.

В.:  Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.

Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов. Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете.

-Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, жареная рыба, винегрет, уха.

В.: Ребята, что мы сегодня делали с сахаром?

Д.: Нюхали, растворяли, красили, рассматривали через лупы.

В.: Сегодня мы с вами проведем еще один опыт с сахаром. Мы будем сахар нагревать.  Посмотрите, кто знает, что это такое?

Д.: Ответы детей.

В.: Да, это аппарат для приготовления сахарной ваты. Сейчас я вам покажу, что произойдет с сахаром при нагревании.

Готовим сахарную вату.

После приготовления сахарной ваты, вывешиваем схему на доску.

В.: Ребята, а знаете ли вы как делают леденцы?

Д.: Леденцы делают на кондитерской фабрике в специальных аппаратах.

В.: Верно. Но сегодня я вам покажу как можно приготовить леденцы в домашних условиях. Для этого нам понадобится электрическая плитка, формочки для леденцов. Для проведения этого опыта нужно быть предельно аккуратными, так как мы будем пользоваться плиткой.

Готовим леденцы.

Итог: Ребята, вам понравилось быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? Подводим итог по схемам.

Рефлексия: Понравилось вам эксперементировать? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

Д.: Мы узнали, как из сахарной свеклы получают сахар. Познакомились со свойствами сахара. Выявили полезные и вредные свойства сахара. Узнали, что при нагревании сахар в специальном аппарате превращается в сахарную вату и при нагревании сахар меняет цвет и можно приготовить леденцы.

В.:  Ребята, желаю вам расти здоровыми, не болеть! Кушайте сладостей в меру.

Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой — белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.

Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока — сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал поможет родителям  формировать познавательный интерес ребенка к окружающему миру , развивать  наблюдательность, умение сравнивать, обнаруживать связь живой и неживой природы   ...

«Удивительные свойства обычных растений » Консультация для родителей.

Материал консультации поможет родителям организовать вместе с детьми наблюдения за простыми цветущими травянистыми растениями: мать-и-мачехой, одуванчиком, кислицей,полевым вьюнком, папоротником; науч...

открытое занятие "Удивительные свойства воды"

Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.3. Обучать детей навыкам ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (на основе интегрированного подхода) в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия на основе экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства воды»...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...