Программа
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Тимошина Елена Александровна

Программа для дошкольников старшего и подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok.docx46.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад №49

г.п.Родники, Раменского городского округа, Московской области

Принято на педагогическом совете

№______

Протокол №2 от __________

Утверждаю:

Заведующий МДОУ №49

_________/Серяпина Ю.А./

От ________________г.

ПРОГРАММА  

дополнительного образования по познавательному и духовно-нравственному развитию для детей 5-7 лет

 «Познаю мир: Родная страна»

на 2021-2023 учебный год

Разработала воспитатель

первой категории

Тимошина Елена Александровна

2021г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Познаю мир – родная страна» имеет социальнопедагогическую направленность и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит  им успешно учиться.  В Программе используется, комплексный, личностный и  системнодеятельностный   подход к развитию детей. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Как известно, ребенок развивается в деятельности. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является системно - деятельностный подход.   Актуальность программы базируется на анализе предыдущего педагогического опыта и определяется запросом со стороны детей и родителей на программы для социализации младших и старших дошкольников, получении ими первоначальных знаний об окружающем их мире, общении в этом мире и о своей стране. Выполнение программы позволяет показать ребенку его  взаимосвязь со всей окружающей  действительностью, познанием о стране России.

Срок реализации образовательной программы 2года.

В программе также большое внимание уделяется подготовке каждого ребёнка к жизни в коллективе, к учебной  деятельности. Большое значение придаётся гражданско - патриотическому воспитанию учащихся.

В соответствии с вышеизложенным скорректирована и содержательная часть программы. Программа является интегрированной. Программа знакомит детей с  природой, животным и растительным миром, организмом человека, временами года, правилами безопасного поведения, расширяет представления об охране окружающей среды, о стране в которой они живут, ее традициях, праздниках, истории.

Целью программы является знакомство с окружающим миром в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Воспитания любви к Родине, доброжелательного отношения к окружающим, формирование этических и коммуникативных норм поведения.

Задачи программы.  

Личностные:  

- формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

- формировать культуру речевого общения;

- формировать положительную самооценку;

- формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;

- воспитывать внимание;  

- воспитывать организованность и самостоятельность;  

- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности,  ответственности, активности,  аккуратности и т.п.

- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,  

- развивать умения решать творческие задачи;  

- формировать  потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,  

 

Предметные: 

-  сформировать первоначальное представление об окружающем мире;

- сформировать первоначальные знания о  явлениях природы;

- сформировать знания о временах года  и умения описывать и различать их;

-   познакомить  с государственными символами: гимн, герб, флаг;

- познакомить с историей основателем Москвы

- познакомить с историческими памятниками;

- познакомить с творчеством А.С.Пушкина;

- познакомить с различными видами живописи;

- познакомить детей  и дать сведения о ВОВ.

Отличительной особенностью программы является то, что все полученные знания и умения  имеют практическое значение для ребенка  и  могут быть использованы в повседневной жизни. Программа по ознакомлению дошкольников предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств).

Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть,  тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, глазомера, основных движений, расширению словарного запаса ребенка.

Программа включает работу коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов. Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.

Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.

Способы и формы работы с детьми: дидактические игры; практические занятия; занятия - соревнования; беседы.

В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной и созидательной деятельности.

Адресат программы ориентирован на детей 5-7летнего возраста без предварительного отбора.

 

Возрастные особенности детей 5-7 лет  

Восприятие, память, внимание детей 5-7 лет характеризуются нарастанием произвольности этих психологических процессов.  

Мышление детей данного возраста наглядно – образное.

Завершается процесс усвоения речи. Возраст 5-7 лет наиболее благоприятный для развития памяти. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте  начинает формироваться произвольная память. Память, всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер и становится ведущей функцией. Восприятие утрачивает свой первоначальный характер, становится осмысленным.  На развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

   Мышление характерно переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению. Ребёнок образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. На умственное развитие ребёнка  постоянное влияние оказывает игровая ситуация и действия. Ребёнок учится  излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Воображение ребёнка становится управляемым. Для детей  5-7-летнего возраста характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.     Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Чувства становятся осознанными, разумными. Развивается воля, любознательность (возраст почемучек). Формируется  активность, самостоятельность, а также: пассивность, чувство вины, склонность к подражанию. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно–потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Ребёнок 5-7лет начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам. Ребёнок  осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.    

Объём и срок выполнения программы.

Программа рассчитана на 2 года, запланировано 760 часов на весь период обучения.    

Формы обучения: групповая    

Особенности организации образовательного процесса:  

Образовательный процесс проходит в сформированных группах учащихся одного возраста.

Состав группы – постоянный.

Занятия проходят в группе.

Режим занятий. 

В соответствии с нормами СанПин 2.4.31.72-14(приложение 3) Занятия  проводятся 1 раз в две недели, включают в себя игровые, занимательные упражнения, наблюдения, проектную деятельность.

Предполагаемая наполняемость групп 20 человек.  

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности  20- 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Основные применяемые технологии: 

- Здоровьесберегающие технологии  в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятия, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.

В соответствии с требованиями СанПина группа для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятиях для детей создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

 - Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей.  Именно   игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры.

- Компьютерные (новые информационные) технологии.

Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.         Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности, позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, и, как следствие -  желанию учиться.

Технология деятельностного подхода - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности детей. Деятельностный подход к обучению предполагает:

-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  

-выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний;

-выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

-формирование у детей умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

-включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Формы занятий и способы их реализации.

- Дидактические игры

- Наблюдение

- работа  с интерактивной доской

-  Рисование  

 

Прогнозируемые результаты: 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести дети  в процессе занятий на конец кружковой работы будут  иметь представления:

• о нашей планете,  о родной стране и о родном  городе  

• о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад)

• о календаре, об основных признаках времен года;

• о правилах дорожного движения;

• о правилах поведения в общественных местах;  

•  о себе и своей семье;

•  об объектах живой и неживой природы.

•  о  животных, птиц, рыб, насекомых;  как ухаживать за ними.

• о правилах поведения в общественных местах.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе; компетенции:

Учебно-познавательные компетенции

Умение   организовать своё рабочее место, пользоваться карандашом,    работать с тетрадью.  Находить в тетради нужную страницу.  Умение работать с интерактивной доской

Коммуникативные компетенции.

- умение задать вопрос, высказываться по заданной теме, сотрудничать с другими при выполнении общего задания,

- умение представить группе итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов знания элементарных правил личной гигиены, правил безопасности.  

За период освоения программы будут формироваться личностные качества:    

- любознательность, активность;  

- интерес к занятиям,  

- воображение, фантазия  

 Личностные и предметные результаты, которые приобретают дети по итогам освоения программы.  

 личностные:  

• У детей будут формироваться  нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

• Сформируется интерес к природе:

• У детей сформируется положительная самооценка;

• Будет формироваться потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;

• Дети приобретут навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;  

• Приобретут первоначальные  знания и умения и соблюдения правила  безопасного поведения.

• Сформируется интерес к познавательной деятельности, предметные результаты  

Материально-техническое обеспечение: 

Для занятий используется группа, оснащенная столами, стульями, интерактивной доской. Применяется пластилин, бумага, картон, ножницы, имеющиеся для каждого ребёнка.

Информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото - интернет-источники.

Календарно - тематическое планирование по курсу

Н.М. Липская «Познаю мир: родная страна»

  1. Человек и общество

04.10.21

Моя семья

Формирование представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

1 занятие

18.10.21

Что я знаю о себе

Пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; формировать у детей основы гигиенической культуры;

1 занятие

01.11.21

Страна

вежливости

Повышать уровень воспитанности, вспомнить «волшебные» слова, прививать культуру поведения в гостях, развивать пространственное мышление и умение фантазировать, тренировать память

1 занятие

22.11.21

В мире вежливых

слов.

Повышать уровень воспитанности, закрепить «волшебные» слова, вывести правила поведения, тренировать память

1 занятие

06.12.21

Что такое дружба

Познакомить детей с понятием дружбы, способствовать сплочению детского коллектива формирование твёрдых понятий о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями.

1 занятие

20.12.21

Новый год о Рождество

Познакомить  детей с  интересными фактами празднования Нового года и  Рождества.

1 занятие

10.01.22

Дружба в картинках

Продолжать знакомство с понятием дружба. Игровые ситуации.

1 занятие

24.01.22

Мы идем в гости

Познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях.

1 занятие

14.02.22

Мы идем в гости на день рождения.

Обобщить знания детей о правилах поведения в гостях.

1 занятие

28.02.22

Мы идем в театр

Расширять знания детей об окружающей жизни и отражать эти знания в игре; закреплять представление  детей о театре;

1 занятие

14.03.22

Кто работает в театре.

Познакомить детей с театральными профессиями

1 занятие

04.04.22

Прогулка по

городу

Расширять у детей  представления об улицах города;  закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков:

«Пешеходный переход»,

«Подземный переход»,

«Надземный переход»

1 занятие

25.04.22

Экскурсия в зоологический

Музей

Дать детям  понятие «музей», его предназначение;                         продолжить знакомство с дикими животными нашей планеты;

1 занятие

16.05.22

Праздник Пасхи

Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с  народной  жизнью, познакомить с основами духовно- нравственных традиций нашего народа и  традиционного уклада жизни, с особенностями  подготовки и проведения праздничных дней Пасхи.

1 занятие

30.05.22

Проверь себя по теме: «Человек и общество»

Закрепить основные понятия раздела.

1 занятие

2.Моя страна – Россия

05.09.22

Откуда пошла Русская земля.

Способствовать углублению  знаний и формированию  целостного представления о Русской земле и основных занятиях славян.

1 занятие

19.09.22

Как жили люди на Руси

Познакомить детей с  предметами быта и их значением. Систематизировать знания детей о национальных костюмах.

1 занятие

03.10.22

Мастера - золотые руки

Формирование представлений о ремесленниках и их видах деятельности.

1 занятие

17.10.22

Богатыри - защитники земли

Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях -защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче.

1 занятие

31.10.22

Верования древних

славян

Формировать представление  детей о веровании древних славян.

1 занятие

14.11.22

Моя страна-Россия

Продолжать знакомство детей с  главными символами, отличительными символами России, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета.

1 занятие

28.11.22

Проверь себя по  теме:

«Моя страна-Россия»

Закрепить основные понятия раздела.

1 занятие

3.Москва – столица России

12.12.22

Возникновение Москвы. Москва-столица. Ф.Н.Глинка «Москва»

Познакомить с историей основателем Москвы. Дать представление о том, что Москва –самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица.

1 занятие

26.12.22

Москва -столица.

Продолжать знакомить детей с историей Москвы

1 занятие

16-30.01.23

Герб и гимн Москвы. В.Я.Брюсов «Москва»

Познакомить с государственным гимном и гербом России и правилами их использования, рассказать об их происхождении, назначении, содержании.

1 занятие

13.02.23

«Экскурсия на Красную

площадь».

Формирование образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников

1 занятие

27.02.23

Памятники замечательным людям в Москве

Познакомить детей с историческими памятниками Москвы; историей их возникновения.

3 занятия

13.03.23

Памятники замечательным людям в Москве. А.С.Пушкин

«Гонимы вешними лучами»

Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, фактами его биографии, его стихами, объяснить, почему Александра Сергеевича Пушкина называют «народный поэт».

3 занятия

27.03.23

Искусство. Живопись

Познакомить детей с различными видами живописи.

3 занятия

10-24.04.23

«Экскурсия в Третьяковскую галерею».

Познакомить детей с Третьяковской галереей; историей возникновения и  создания. Познакомить детей с залом В.М.Васнецова

3 занятия

13-29.05.23

Великая Отечественная

война 1941-1945гг.

Сообщить     элементарные сведения    о    Великой Отечественной Войне.

3 занятия

Используемая литература:

  1. Аннотация к книге "Познаю мир. Родная страна. Для детей 5-6 лет" Липская Н.М.

  2. Рабочие тетради Липской Н.М.:  «Познаю мир: родная страна» для детей 5-6 лет – 2 части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...