«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
статья

Якимычева Вера Владимировна

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.ppt.pptx2.91 МБ
Файл rmo-doklad_yakimycheva.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» воспитатель Якимычева В.В. 2021г.

Слайд 2

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами»

Слайд 4

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- это наглядность. Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.

Слайд 5

Воробьёва В.М. - сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями , Глухов В.П. - блоками –квадратами , Большева Т.В. - коллажем , Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказа .

Слайд 6

МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОКВАДРАТ – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. МНЕМОДОРОЖКА – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. МНЕМОТАБЛИЦА - это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: Предметные картинки; Силуэтные изображения; Геометрические фигуры.

Слайд 8

Составление схемы рассказа о диком животном

Слайд 9

СТИХОТВОРЕНИЯ Пять цыплят, пять утят и гусят, Пять телят, жеребят и козлят, Пять мышат и котят, семь ежат И пятнадцать смешных лягушат. Я рисую лето Я рисую лето – А какого цвета? Красной краской – Солнце, На газонах розы, А зеленой – поле, На лугах покосы. Синей краской – небо И ручей певучий. А какую краску Я оставлю туче? Я рисую лето – Очень трудно это… П. Прануза

Слайд 10

Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева

Слайд 11

ПОТЕШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ

Слайд 12

ЗАГАДКИ Сидит девица в темнице, А коса – на улице. Кто это? (морковь) Без окон, без дверей Полна горница людей. Что это? (огурец)

Слайд 13

ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК

Слайд 14

ВЫВОД В результате использования схем, таблиц и мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно; Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Слайд 15

Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут Вам в развитии речи дошкольника. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8

Выступление из опыта работы

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель

Якимычева В.В.

г. Апшеронск, 2021 г.

слайд 2

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

слайд 3

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, телефона или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, мало разговаривает с ними на различные темы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

слайд 4

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс развития речи. Один из таких факторов, по мнению отечественных учёных - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Схемы и методы помогают детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащают словарный запас детей, развивают связную речь; учат последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивают мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снимают речевой негативизм, воспитывают у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивают мелкую моторику у детей.

слайд 5

Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я в своей работе использую готовые схемы и модели в течении учебного года при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование схем и моделей в развитии речи детей в дошкольной педагогике называют по-разному. Так:

Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями,

Глухов В.П.- блоками –квадратами,

Большева Т.В.-коллажем,

Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.

слайд 6

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.

Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

При работе с мнемотаблицами нужно придерживаться следующей последовательности:

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.

слайд 7

Так при составлении описательного рассказа. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Для этого использую схемы для составления описательного рассказа.

слайд 8

Но после того как дети научились выделять признаки предмета, они могут сами составить схему-таблицу описательного рассказа о предмете.

слайд 9

         При заучивании стихотворений также можно использовать схемы. Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.    Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.  Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

слайд 10

По началу взрослый рисует или берет готовую схему-таблицу к стихотворениям, потом дети сами делают схему к стихотворению.

слайд 11, 12

Так же как и при заучивании стихотворений, можно использовать схемы и при заучивании чистоговорок, потешек, загадок.

слайд 13

Пересказ. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

слайд 14

Вывод. В результате использования схем, моделей и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

Использование театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Развивать и совершенствовать речь детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности....