Научная статья "Подвижные игры для детей 3-4 лет".
статья (младшая группа)

Пескова Вероника Андреевна

Научная статья "Подвижные игры для детей 3-4 лет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_detey_3-4_let.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Пескова Вероника Андреевна

                                                                                                                       воспитатель

                                                                                                        ГБДОУ детский сад № 33

                                                                                                         комбинированного вида

                                                                                              Невского района Санкт-Петербурга

Подвижные игры для детей 3-4 лет

Забота о здоровье детей сегодня занимает ключевое место в педагогическом процессе. Общество нуждается в здоровом поколении. Здоровье приобретается в раннем дошкольном возрасте, оно является основой для формирования важных характеристик. Современном общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которые призваны заложить основы для формирования и укрепления здоровья нации.  Невозможно не согласиться с тем, что в качестве основ воспитательного процесса является формирование физически крепкого человека.

Подвижные игры – это наиболее эффективный и доступный метод для развития физических возможностей ребенка 3-4 лет. Стоит отметить, что игра является естественным спутником жизни ребенка и в связи с чем она отвечает всем законам, которые заложены в организме ребенка по его природе – потребности постоянно двигаться и развиваться [1].

Современные дети мало двигаются, меньше играют по причине привязанности к компьютерным играм и телевизору. Снижается количество игровых площадок для детей дошкольного возраста. Перед современной системой образования остро стоит проблема в обеспечении детей двигательной активностью.  

Игровая форма занятий создается посредством игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство к побуждению детей к учебному процессу.

В соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы, где решение программных образовательных задач к воспитательно –образовательной работе должна осуществляться в рамках совместной деятельности взрослого и ребенка, при этом основной формой коррекции является игра.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе. Игра, по своей сути, представляет форму деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[2].

Уже начиная с первых лет жизни, ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании взрослым [3].

Игра это один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания и обучения, способом средства общения. Посредством игровой деятельности развивается личность будущего взрослого человека, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность в учебной и трудовой деятельности, межличностной коммуникации.

Бессюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это игры с элементами соревнования или игры –эстафеты (игра «Выгони мяч») [4].

Для детей 3-4 лет   используют игры-забавы (например, игра «Найди предмет») [5].

Игра-забава – это универсальный вид жизнедеятельности ребенка 3-4 лет. Все чем занимается маленький ребенок– складывает из кубиков башенку, катает мячик или просто бегает называется игрой. В данном выражении есть доля истины, поскольку игра является свободным видом деятельности, в которой важен не результат, а процесс, который доставляет малышу удовольствие.

Игры –забавы – это не просто времяпрепровождение, а также самый естественный путь обучения более действенный, чем полезные занятия, который иногда бывает скучными и неинтересными для детей. В дошкольной педагогике игра применяется для обучения и воспитания, которая является атрибутом педагогики. Среди таких игр самыми занимательными являются игры –потешки: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Баран-барабан» [5].

Посредством таких игр, которые сопровождаются движениями и звуками, детей привлекает эмоциональная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения, которые возникают в тот момент, когда взрослый создает атмосферу радости. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры имеют огромный развивающий потенциал, которые способствуют раскрепощению детей, развитию активной речи, которая облегчает обогащение словаря, произвольность действий.

Игры, которые сопровождаются стихотворными строчками или мелодией развивают у детей чувства ритма, музыкальное восприятие. Вместе с тем такие игры постепенно вводят в действие ребенка: в такие игры включены элементы условности, которые сочетают словесное обозначение персонажей игры и его действий, которые взрослый человек многократно адресует ребенку [4].

В том случае, если подвижные игры организуются для детей 3-4-летнего возраста, то очень важно понимать меру свободы. С одной стороны, играя дети должны чувствовать себя непринуждённо и независимо. С другой стороны, игра является обязательным видом контроля со стороны педагогов и родителей.

В основе подвижной игры лежит две составляющие: сюжет и двигательное действие. Как правило, такие игры являются групповыми и имеют четко выстроенные правила. В процессе игровой деятельности ребенок учиться взаимодействовать с другими участниками, принимать решения в зависимости от перемены ситуации, проявляя лидерские качества.

Подвижная игра – это одно из важных средств для комплексного развития личности ребенка 3-4 лет. Основная особенность подвижных игр состоит в комплексном воздействии на организм, а также на все стороны личности ребенка: в игровой деятельности осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание [3].

Подвижные игры делятся на сложные, сюжетные и бессюжетные игры.

Смысл подвижных игр состоит в их исключительной важности в физической и духовной жизни.

В процессе игровой деятельности происходит не только упражнение в уже имеющихся навыков, их закрепление и совершенствование, а также в формировании психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, формирование интереса у детей к выполнению правил игры, распределение ролей в игре, руководство процессом игры, подведение итогов.

Довольно важным является умение педагога правильно строить ход подвижной игры, помогая при этом детям всестороннего развития.  Методически продуманное руководство подвижной игрой следует постоянно совершенствовать, поднимая ее на более высокий социальный уровень. В связи с тем методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направленную на формирование творческой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – это средство пополнения ребенком опыта и знаний, представлений об окружающем мире, развития мышления, морально-волевых и физических качеств[2].

Литература

  1. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.
  2. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 160 c.
  3. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. - М.: Диалог культур, 2019. - 240 c.
  4. Залогина, В.П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре // Творческие игры в детском саду. – М., 2015.
  5. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец; под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Академия, 2016. – 295 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Сценарий научной конференции "Играй! Исследуй! Размышляй!"

Сценарий разработан для проведения научной конференции среди детей 5-7 лет...

Научная статья: "Игры для развития общения и товарищества у детей"

Целью этих игр является: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься....

Научная статья "Игра в жизни дошкольника"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Однако такой мощный воспитательный эфф...

Научная статья "Играя - учимся жить"

Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть и его надо удовлетворить. Вся его жизнь – это игра. А.С Макаренко....