Развиваемся играя
проект (старшая группа)

Лариса Гилева

Робототехническая деятельность - как способ развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_gruppa.docx167.37 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Чебурашка»,  филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»

Познавательно- исследовательский проект

«Развиваемся играя»

(старшая группа)

https://static.tildacdn.com/tild6137-6265-4335-b266-383034663665/p-35033-individualco.jpg

                                                                           Руководитель: 

Гилева Лариса Викторовна                                                                                                            

                              2021 - 2022  учебный год

Оглавление

1 Вид проекта

2 Цель проекта

3 Задачи проекта

4 Актуальность

5 Паспорт проекта

6 Диагностическая карта

7 Планирование проекта

8 Практический этап проекта

9 Заключительный этап проекта

10 Планируемые результаты

11 Приложение 1

12 Приложение 2

13 Используемая литература

Проект «Развиваемся играя»

Вид проекта: групповой (10 человек) ,долгосрочный, познавательно- исследовательский

Цель: научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием, таким как «Робомышь» и правильно его программировать.

Задачи проекта:

       формировать понимание элементарных схем пространства;

учить передвигаться в заданном направлении;

обучить программированию робомыши;

      формировать умение построения плана игровых действий каждым участником;

      формировать логическое мышление, мелкую моторику.

обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

      развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

      развивать произвольность и саморегуляцию поведения, умение доводить начато

дело до конца;

      развивать  коммуникативные навыки.

 Участники проекта: дети старшей группы (6 человек), воспитатель

Гипотеза: обучение дошкольников работать с интерактивным оборудованием, таким как набор STEM «Робомышь» играет важную роль в развитии.

Объект исследования: интерактивное оборудование набор STEM «Робомышь»  

Предмет исследования: робототехническая деятельность - как способ развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

При проведении познавательно- исследовательской деятельности были использованы следующие методы:

беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;  

игровые ситуации;

формы работы:

занимательные игры-занятия с элементами конструирования, робототехники (игры-путешествия, игры-соревнования, игры на логику и мышление).

Игровые приёмы:

моделирование проблемной ситуации от имени сказочного  героя – мыши;

 повтор инструкций;

 выполнение действий по указанию детей;

 «намеренная ошибка»;

проговаривание хода предстоящих действий;

предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

В ходе познавательно – исследовательской деятельности мы выяснили, что работа с интерактивным оборудованием направлена:

- на обучение структурированной деятельности воспитанников, развитие логического мышления, инженерного мышления, воображения, конструирования, изучение причинно-следственных связей;

- на знакомство с алгоритмизацией и начальным программированием;

- на  формирование познавательных интересов и действий дошкольников;

-на любознательность, целеустремлённость, самостоятельность, ответственность дошкольников;

Актуальность

       Актуальность проекта обусловлена тем, что робототехника, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: изучение методической литературы для работы с интерактивным оборудованием, диагностический материал планирование  проекта
  2. Основной: практическая деятельность
  3. Заключительный: конкурс «Что умеем мы покажем»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательно- исследовательский проект

«Развиваемся играя»(старшая группа)

Автор- разработчик

Гилева Лариса Викторовна

Участники проекта

Воспитатель, дети старшей группы (6 человек)

Сроки реализации проекта

2021 - 2022  учебный год

Основания для разработки проекта

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)  

Цель проекта

научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием, таким как «Робомышь» и правильно его программировать.

Задачи проекта

      формировать понимание элементарных схем пространства;

учить передвигаться в заданном направлении;

обучить программированию робомыши;

       формировать умение построения плана игровых действий каждым участником;

       формировать логическое мышление, мелкую моторику.

обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

         развивать произвольность и саморегуляцию поведения, умение доводить начатое

дело до конца;

       развивать  коммуникативные навыки.

Формы работы

занимательные игры-занятия с элементами конструирования, робототехники (игры-путешествия, игры-соревнования, игры на логику и мышление).

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный: изучение методической литературы для работы с интерактивным оборудованием, диагностический материал планирование  проекта
  1. Цель: планирование  всего проекта, диагностика
  1. Основной: практическая деятельность

Цель: Развивать желание, инициативу, добиваться результативности.

  1. Заключительный: конкурс «Что умеем мы покажем»

Цель: Выявить, насколько дети научились работать с интерактивным оборудованием, таким как «Робомышь» и правильно его программировать.

Планируемые результаты проекта

- ребенок должен проявлять  интерес к робототехнике и умению работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению инженерных задач, доводить решение задачи до готовности;                    

- развиваются  навыки логического, алгоритмического, конструкторского и инженерного мышления.

- активно проявлять любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи;

- владеть способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умения выбирать себе партнёров по совместной деятельности;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

                                  1.Подготовительный этап

  1. Цель: планирование  всего проекта

В ходе подготовительного этапа готовятся дополнительные схемы для игр, наклейки для игрового поля (цифры, буквы ), проводится диагностика детей.

Диагностическая карта

ФИО ребенка

Знает основные команды: Включение Скорость Вперед Назад Направо Налево Действие Поехали Сброс

Составляет программу с помощью карт кодирования

Собирает лабиринт по картам с упражнениями

Программирует Робота-Мышь с помощью кнопок управления на корпусе

Азизов Арсений Евгеньевич

иногда

иногда

редко

редко

Богданова Владислава Вячеславовна

иногда

иногда

редко

редко

Кузнецов Александр Алексеевич

иногда

иногда

редко

редко

Мельникова Виктория Сергеевна

иногда

иногда

редко

редко

Постников Андрей Александрович

иногда

иногда

редко

редко

Хакулова Амира Альбертовна

иногда

иногда

редко

редко

Планирование проекта

Дата

Тема

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

Исполнитель

«Робомышь»

Провести с детьми вводный    инструктаж; Закрепить правила поведения в игре с робомышью.

Дать представление о том кто такой исполнитель

Беседа «Кто такие роботы»

Игра «Выполни команду»

Октябрь

Исполнитель

«Робомышь»

Учить выкладывать  символами команду исполнителю. Следовать указанной схеме

Игра «Собери по схеме»

Октябрь

Исполнитель

«Робомышь»

Учить читать  схему. Уметь  отбирать нужные детали, строить по схеме.

Игра «Кто быстрее до сыра»

 Ноябрь

Исполнитель

«Робомышь»

Упражнять детей собирать  поле по схеме (4, 5, 6, 7). Учить ориентации на поле Уметь находить  короткий путь исполнителя к сыру, длинный путь исполнителя к сыру. Научиться выкладывать символами команды для исполнителя. Показать как программировать «Робомышь».

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Декабрь

«Играем с Робомышью»

Закреплять умение ориентироваться  в пространстве: слева, справа.

Закреплять геометрические фигуры.

Игра «Колби спешит на помощь»

Декабрь

Исполнитель

«Робомышь»

Закреплять умение ориентироваться  в пространстве: слева, справа.

Закреплять знание цифр.

Игра «Доберись до цифры»

Декабрь

Исполнитель

«Мышь Колби»

Учить читать схему. Закреплять умение отбирать нужные детали, строить по схеме.

Игра «Обойди препятствия»

Декабрь

Исполнитель

«Мышь Колби»

Учить читать схему. Закреплять умение отбирать нужные детали, строить по схеме.

Игра «Колби спешитна помощь»

Январь

Исполнитель

«Робомышь»

Учить собирать  поле по схеме (8, 9, 10, 11) Уметь  ориентироваться  на Поле,  находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя. Учить программировать «Робомышь»

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Февраль

 «Учимся вместе «Робомышью»

Учить детей использовать робомышь в грамоте. Уметь задавать правильно построенную программу для прохождения пути до заданного звука. Называть и различать звуки .

Игра «На что похоже?»

Февраль

Исполнитель

«Робомышь»

Учить детей находить заданные звуки по схеме.

Игра «Колби произносит звуки»

Февраль

Исполнитель

«Робомышь»

Учить читать  схему, отбирать нужные детали. Закреплять умение строить по схеме.

Игра «Справа слева от меня есть одно местечко…»

Март

Исполнитель

«Робомышь»

Закрепить умение собирать  поле по схеме 10Учить выкладывать символами команду символами для исполнителя, программировать робомышь. Уметь ориентироваться на поле, находить коротки

Игра

«РобомышьКолби ищет сыр»

Март

Исполнитель

«Робомышь»

Закрепить умение собирать  поле по схеме 12.Учить выкладывать символами команду символами для исполнителя, программировать робомышь. Уметь ориентироваться на поле, находить короткий путь исполнителя к сыру.

Игра «Говорю-делаю» «РобомышьКолби ищет сыр»

Март

 

Исполнитель

«Робомышь»

Упражнять детей самостоятельно собирать  поле по схеме 13, ориентироваться на поле. Уметь находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя,

Программировать «Робомышь».

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Апрель

Исполнитель

«Робомышь»

Учить собирать  поле по схеме 14, и ориентироваться  на нем.Уметь  находить короткий путь исполнителя к сыру, находить  длинный путь исполнителя к сыру. Закреплять умение выкладывать символами команды для исполнителя, программировать «Робомышь».

Игра «РобомышьКолби ищет сыр»

Апрель

Исполнитель

«Робомышь»

Закреплять умение ориентироваться  в пространстве: слева, справа.

Закреплять геометрические фигуры.

Игра «Колби спешит на помощь»

Апрель

Исполнитель

«Робомышь»

Учить детей составлять схемы до заданного звука

Игра «Колби спешит на помощь»

Май

Исполнитель

«Робомышь»

Учить детей составлять схемы до заданной цифры

Игра «Колби спешит на помощь»

Май

Исполнитель «Робомышь»

Закреплять умение собирать поле по схеме 18.  Уметь ориентироваться на поле. Находить  короткий и длинный путь исполнителя к сыру. Учить выкладывать команды для исполнителя.

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Май

Исполнитель «Робомышь»

Учить собирать поле по схеме 19, ориентация на поле. Находить Короткий и длинный путь исполнителя к сыру. Закрепить умение выкладывать символами команды для исполнителя, программировать «Робомышь»

Игра «Робомышь Колби ищет сыр»

Май

Исполнитель «Робомышь»

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали.

Строить по замыслу.

Игра «Придумай и собери сам»

Июнь

 

Исполнитель «Робомышь»

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали.

Строить по замыслу.

Игра «Придумай и собери сам»

Июль

Конструиро-

вание по замыслу

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали.

Строить по замыслу.

Игра «Придумай и собери сам»

Август

Конструиро-

вание по замыслу

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали.

Строить по замыслу.

Игра «Придумай и собери сам»

2.Этап практический

Цель: Развивать желание, инициативу, добиваться результативности.

        Во время проведения занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.

                                       3 Этап заключительный

Цель: Выявить, насколько дети научились работать с интерактивным оборудованием, таким как «Робомышь» и правильно его программировать.

                                    Конкурс «Что умеем мы покажем».

Планируемые результаты проекта:

- ребенок должен проявлять  интерес к робототехнике и умению работать по предложенным инструкциям, творчески подходить к решению инженерных задач, доводить решение задачи до готовности;                    

- развиваются  навыки логического, алгоритмического, конструкторского и инженерного мышления.

- активно проявлять любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи;

- владеть способами элементарного планирования деятельности, построения замысла, умения выбирать себе партнёров по совместной деятельности;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

                                                                                                                        Приложение 1

Примерные задания для проведения конкурса «Что умеем мы покажем»

 «Найди для картинок «свое» место»

Цель: Закрепление умения узнавать, называть и соотносить цвет реальных предметов в животном и растительном мире с эталоном цвета.

Оборудование: Предметные цветные картинки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д.

Ход игры: Педагог показывает ребенку картинку, спрашивает, что  на ней изображено и какого цвета. Затем предлагает при помощи мышки показать, куда нужно поместить эту картинку (на нужное место (свой домик) такого же цвета). «Что изображено на этой картинке (морковка)? Какого она цвета? Где ее домик на игровом поле? Проведи мышку на эту картинку в свой домик. Расскажи, по какому маршруту она будет двигаться.

 «Исправь ошибку»

Цель: Закрепление умения определять и называть цвет реальных предметов, находить ошибки в раскрашенных рисунках, развивать зрительное внимание, зрительную память.

Оборудование: картинки с изображением предметов, раскрашенных неверно, например: красная елка, синее яблоко, зеленая морковка и т.д.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку рассмотреть предложенные картинки, определить, что в них не так и исправить ошибки. При помощи

мышки, покажи на какую цветную клетку (елку на зеленую, морковку - на оранжевую и т.д.) нужно разместить картинку.

«Помоги зайчику добраться до морковки»

Цель: Формирование зрительных умений обследовать планомерно и целенаправленно картинки. И выделять главные признаки, упражнять в локализации и зрительном опознавании форм.

Оборудование: На игровом поле в нижнем левом углу расположена игрушка зайчика, в правом верхнем углу муляжи морковки.

Ход игры: Педагог показывает игрушку зайчика и просит ребенка вместе с мышкой помочь зайчику - показать ему путь, как добраться до морковки и показывает, где она находится. Главное в пути нужно соблюдать одно условие, пройти по всем квадратам (кругам, треугольникам и т.д.)

«Проведи мышку по фигурам»

Цель: Обучение зрительному анализу формы и величины предметов, словесно обозначать величину нарисованных предметов, отбирать предметы по убывающей величине.

Ход игры. Педагог обращает внимание ребенка на игровое поле и просит назвать изображенные на нем геометрические фигуры. Затем предлагает выбрать ребенку фигуру, которая ему больше нравится (например, круг) . Уточняет, что на игровом поле несколько кругов, «Сосчитай сколько кругов ты видишь, скажи, а эти круги одинаковые, что у них общее (цвет)? А чем-то они отличаются друг от друга (размером)? Проведи мышку от самого большого круга до самого маленького».

«Дорожные знаки»

Цель: Формирование представлений о дорожных знаках, развитие мышления, пространственной ориентировки, обучение правилам безопасного движения.

Оборудование: стандартные дорожные знаки и знаки, выполненные педагогом на контрастном фоне (фон синий, стрелки белые; фон белый, стрелки черные): движение только прямо; движение направо; движение налево; движение прямо и направо; движение прямо и налево.

Ход игры. Педагог рассматривает с детьми знаки дорожного движения. Уточняет направления движения и мест отдыха, заправки, технического обслуживания, где можно покушать, получить врачебную помощь. А затем предлагает поиграть в водителей. « Я буду как навигатор, при помощи знаков, показывать путь движения. Вы водители, будите управлять машиной, а машинкой будет мышка». Педагог показывает знак, водитель устанавливает путь, согласно знакам, а машина (мышка) едет по указанному пути.

«Где окажется мышка?»

Цель: развитие первоначальных навыков ориентировки на ограниченной поверхности.

Оборудование: разноцветные карточки.

Ход игры. Педагог на столе располагает карточки цветной стороной вниз. Ставит мышку на любую цветную клетку на игровом поле. Затем предлагает ребенку переместить мышку, например на 2 клетки вниз (вправо, вверх, влево, чтобы попало на цветную клетку) и определить где оказалась мышка и проверить правильность передвижения - перевернуть первую карточку и сравнить одного они цвета или нет, если одинаковые, значит маршрут был задан правильно.

Приложение 2

При реализации проекта предусмотрено проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится  в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) предусмотрено использовать исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей. В диагностике используются специальные диагностические таблицы по методике Фешиной Е.В., с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, педагог ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (педагог может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты. Диагностическая карта ФИО ребенка Знает основные команды: Включение Скорость Вперед Назад Направо Налево Действие Поехали Сброс Составляет программу с помощью карт кодирования Собирает лабиринт по картам с упражнениями Программирует Робота-Мышь с помощью кнопок управления на корпусе

                                Диагностическая карта

ФИО ребенка

Знает основные команды: Включение Скорость Вперед Назад Направо Налево Действие Поехали Сброс

Составляет программу с помощью карт кодирования

Собирает лабиринт по картам с упражнениями

Программирует Робота-Мышь с помощью кнопок управления на корпусе

                                         Используемая  литература:

1.Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников». Маркова В. А. — М., 2018.

2.Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.

3.STEAM – образование дошкольного и младшего школьного возраста. Т. В. Волосовец, В А. Маркова, С. А. Аверин. – М., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...