«Играть, развивая; развивать, играя»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Юрова Людмила Александровна

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию? Что для этого нужно делать? Вот основные вопросы, на которые автор пытается найти ответы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrat.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Играть, развивая; развивать, играя»

«Только человек умеет играть и только

тогда он вполне человек, когда играет»

Ф.Шиллер

Все воспитатели в один голос заявляют, что сегодня дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности.

(В скобках замечу, что многие воспитатели сами не очень-то жалуют эту тему).

Проблема, как мне кажется, в интеллектуальной загруженности детей, прежде всего. Ориентируясь на запросы родителей, дошкольные учреждения уделяют основное внимание серьезной подготовке к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игры, и особенно для сюжетно-ролевой игры. Ведь полноценная сюжетно-ролевая игра требует много времени, а его-то у ребят и нет. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остаётся для игры: утром занятия и прогулка, вечером после полдника снова занятия с воспитателем или с педагогами дополнительного образования, вечера досуга и прочее.

Как же складываются детские приоритеты в игре в таких непростых условиях?

Девочки и мальчики и сегодня играют в разные игры в соответствии с разным природным предназначением женщины и мужчины.

Женщина – хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовывать свое материнское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери», остается она таковой и теперь. Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Семья – это то, что наблюдают девочки с раннего детства, с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт.

Часто девочки пытаются вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Иногда им это удается.

Дети старшей группы на прогулке играют в «семью». Катя, «жена», посылает «мужа» Диму в магазин и просит купить мяса и хлеба. На что «глава семьи» отвечает: «Лучше я куплю пива».

Что же, «Игры детей – зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик.

К более старшему возрасту дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Школа», «Поликлиника», «Кафе».

Интересно то, что сегодняшние девочки с удовольствием играют в иностранную куклу Барби, игнорируя отечественных Алин, Инн, Катюш. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов от мебели до косметики, что позволяет развернуть игру, максимально приблизив её к жизни. Новое время диктует новую моду. Вот и получается, что  наши куклы остаются невостребованными.

Лишь иногда девочки выбирают тех кукол, образ которых несет какую-либо нагрузку (Незнайка, Мальвина, куклы в народных костюмах).

Дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения, и как показывают наблюдения, выбирая игру, «идут» от атрибутов. Совсем мало мальчики играют в романтические игры, игры-путешествия, игры-профессии («Моряки», «Летчики» и др.). Если в группах есть атрибуты к этим играм (гюйсы, бескозырки, фуражки), то дети играют. Но сюжеты этих игр крайне бедны, малосодержательны. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. По тем ролям, которые они на себя принимают, понятно, какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву мелодраматические сериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра «в войну» трансформируется: современные дети не играют во «фрицев и русских», на тропу войны выходят черепашки Ниндзя, человек-паук, «зачарованные» и прочая, прочая, прочая.

Всё больше в жизнь ребенка входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки.

Воспитатель не в силах изменить тематику телепередач, но он может объяснить родителям, что длительное пребывание перед телевизором или компьютером негативно сказывается на здоровье малыша-дошкольника, причём как на физическом, так и на психологическом. Можно научить родителей на родительском семинаре-практикуме психологическим играм, направленным на снятие гиперактивности, на выход излишней агрессии.

На плечи воспитателей ложится серьёзная просветительская работа среди родителей. К сожалению, многие родители при всей своей «продвинутости» недооценивают роль игры. Часто, устраивая в детский сад ребенка даже 2-3-х лет, они интересуются не только программами, но и дополнительными образовательными услугами. Вот и приходится воспитателю объяснять таким родителям: важность игры в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учёбе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома.

Работая с детьми, воспитатель может заинтересовать их новой темой игры, повлиять на развитие детского игрового воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми умениями. Каждый воспитатель мало-мальски заинтересованный в развитии сюжетно-ролевой игры у воспитанников, находит для этого свои пути-дороги.

Один для обогащения игрового опыта детей знакомит их с интересными литературными произведениями, организует просмотр диафильмов, видеофильмов. Другой вносит новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры или проводят беседы «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором, кто там работает, в чём заключается их работа и т.п. Интересно проведенное занятие также дает толчок новой детской игре.

Есть воспитатели, которые приглашают для бесед с детьми своих знакомых и родственников – представителей романтических профессий. Один только вид морского офицера при полном параде с кортиком в ножнах впечатляет шестилеток. А если он ещё толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске может рассказать о своей профессии, то становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевой игры «Моряки».

К сожалению, талантливых педагогов и всегда-то не хватало, а теперь особенно, когда так остро встает проблема кадров. Опытные педагоги, воспитатели милостью божьей вынуждены уходить из дошкольных учреждений в силу вполне понятных причин. А тем, кто ещё остался работать, бывает трудно настроиться на игровую волну. Что и говорить, провести занятие значительно легче, чем руководить детской сюжетно-ролевой игрой.

Есть у этой проблемы и ещё один аспект. Если у детей в яслях одни воспитатели, в младшем дошкольном возрасте – другие, а в старшем – третьи, то стоит ли удивляться тому, что к подготовительной к школе группе дети не умеют играть!?

Сегодня главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: «играть, развивая; развивать, играя». Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.

Зимой дети играют на улице. Они вырезают лопатками из снежного наста квадратные куски. Это торты. С одним из таких «тортов» несколько человек подходят к воспитателю: «Вот торт! Угощайтесь, пожалуйста». «Большое спасибо! – отвечает воспитатель.- Но мне одной этого слишком много. Давайте разделим торт на всех нас поровну. Как это сделать?» Дети поставлены перед проблемной ситуацией, вполне жизненной и даже житейской. Разрешить её помогут полученные ранее знания: что значит разделить поровну, как это сделать, если гостей будет то или иное количество и т.д.

Воспитатель должен ещё заменить детям старших товарищей, которые в идеальных условиях наличия разновозрастной группы передают младшим игровой опыт. Он должен научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать всё это воспитатель должен на полном серьёзе, не понарошку.

Такой подход  требует от воспитателя определенных навыков, актерского мастерства, если хотите, и, несомненно, желания. И тогда сюжетно-ролевая игра будет жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Игры на кухне (играем и развиваем речь)

Рекомендации учителя-логопеда для родителей. Оформлены в виде буклета. Особенно актуально для тех родителей, у которых очень мало времени для игр с детьми....

Игра-викторина «Вместе играем – речь развиваем»

Выступление на родительском собрании. ООД по обучению детей татарскому языку....

«Развиваем речь, играя в подвижные игры» (методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания  активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных иг...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе

Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...

«День за днем играем речь, развиваем», через игры М. Монтессори

Г.К.Зиганшина, воспитатель; Н.В. Сысуева, воспитатель, МБДОУ «Детский  сад №22 комбинированного вида» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан....