Опытно-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

 

Управление образования Администрации муниципального района   Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  с. Нижнетроицкий  муниципального района  

Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

Проект

 опытно-исследовательская деятельность

 с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет

 тема: «Мир бумаги»

возрастная группа: старшая группа

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил : воспитатель 

                                                                                   Февралёва Ирина Николаевна

                                                                                   Педагогический стаж:26 лет

                                                                                   Имеющаяся категория : первая

 

          

 

                                                            г. Туймазы 2018 год.

 

 

Проект: «Мир бумаги»

Автор проекта: Февралёва Ирина Николаевна

Руководитель проекта: Февралёва Ирина Николаевна

Вид проекта:  познавательно - исследовательский,  групповой, творческий.

Продолжительность: средней продолжительности.

Сроки реализации: январь-март.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Место проведения: МБДОУ детский сад с. Нижнетроицкий, старшая группа.

Пояснительная записка

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумаге около 20000 лет. И все эти долгие века она имеет выдающееся значение для развития мировой культуры, образования и научно-технического процесса. На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. Что означает бумага, кто и где ее придумал, из чего, как делали ее раньше и производят сейчас, какие интересные факты о бумаге можно узнать. Есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды?

Самостоятельно дети дошкольного возраста не могут найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому педагогу необходимо создать все необходимые условия для решения данной проблемы.

В данном случае проектный метод один из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога с детьми по достижению поставленной цели.      

Цель проекта: сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о бумаге: ее видах, качествах и свойствах.

Цель исследовательской работы: показать детям, что изобретение бумаги это величайшее достижение человечества, помочь установить и доказать, что не рациональное использование бумаги оказывает отрицательное влияние на состояние окружающей среды и как мы, люди, можем  изменить ситуацию. 

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

Задачи проекта:

Образовательные задачи: способствовать расширению знаний детей о бумаге:  ее видах, качествах и свойствах.

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера (мнётся, рвётся, впитывает воду).

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности.

Учить детей с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Формировать навыки доказательной речи, умение четко аргументировать свой ответ.

Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес детей в процессе совместной исследовательской деятельности средствами практических опытов с бумагой.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение, любознательность. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования, способствовать воспитанию умений договариваться друг с другом для решения общей задачи. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Актуальность  и проблема  проекта: Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Наиболее близкий и естественный для детей дошкольного возраста вид деятельности  - это экспериментирование, в результате которого успешно осуществляется  взаимодействия трех линий развития ребенка «Чувствовать - Познавать - Творить».

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о ее разнообразии и свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.  А также появляется много вопросов: «Почему один вид бумаги легко можно разрезать ножницами, а другой сложнее? Намокает быстро или требуется время? и т. д.» У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Поэтому бумага – самый доступный и распространенный материал, который привлекает ребенка. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, работая с бумагой, расширяя одновременно свой кругозор.

Паспорт проекта

    1.

      Цель проекта

 Изучить историю появления бумаги, её виды, свойства.

    2.

 

       Задачи

 

      

 

 

 

 

 

 

      

Формировать представление  детей о бумаге:

 ее видах, качествах и свойствах.

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера (мнётся, рвётся, впитывает воду).

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели  и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

-словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие;

- доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ;

-мелкую моторику рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования;

- воспитывать бережное отношение к бумаге.

   3.

Предполагаемые

результаты  проекта

для детей

 

 

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к бумаге, основанного на её нравственно-этетическом и практическом значении для человека.

Дети узнают историю создания бумаги:  обобщают знания о бумаге - как материале, который имеет опредёлённые свойства и качества (опытным путём).

Сформировать интерес  детей к познанию окружающего мира, закрепить  знания  о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

   

Для воспитателя

 

Организовать плодотворное, позитивное сотрудничество с родителями; повысить содержательный и организационный уровень проекта; обогащать  предметно-развивающую среду;

мотивировать сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

 

Для родителей

Организовать активное участие в образовательном процессе; дать возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка; повысить педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

Этапы проекта:

1 этап -  Мотивационный.   «Поисковый».

2 этап -  Аналитический.

3 этап – Исследовательский.

4 этап – Презентационный.

 

 

 

Этапы работы над проектом:

  1 Этап: Поисковый. (I –неделя).

          Воспитатель формирует проблему, задачи, вводит в исследовательскую деятельность.

 2 Этап : Аналитический (II-недели).

       Подводит к решению задач, помогает спланировать деятельность, решает        задачу организации.

3.Этап : Исследовательский.( III-XI неделя).

        Дети проводили опыты, эксперименты. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о бумаге: поговорки, пословицы, стихи, рассказы. Рассматривали иллюстрации, просмотр презентации. Проводились ООД, словесные, дидактические игры, беседы.

Исследовательская деятельность : проводились опыты.

4 Этап-Презентация. (XII – неделя).

Изготовление Лэпбука.

Этапы реализации проекта.

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта.

Содержание деятельности детей на различных этапах.

Мотивационный.   «Проблемная ситуация»

1.Формирует проблему, по заданию Тюк - Тюка дети проводят исследования в группе.

2. Вводит в сюжетную ситуацию с помощью Тюк - Тюка, познакомить детей со свойствами  бумаги, разных ее видах, качествах и свойствах.

3.Формирует задачи:

Как появилась бумага   (история)?

Из чего делают бумагу?

Какие виды бумаги есть?

Для чего нужна бумага?

Что можно изготовить из бумаги?

 

1.Входят в проблему.

2. Вживаются в сюжетную ситуацию.

3.Принимают и уточняют задачи проекта.

Аналитический.

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель совместно с родителями помогает детям спланировать деятельность ( найти решение путём практических навыков, воплотить найденное решение в исследовательскую деятельность).

3.Подвести детей к умению сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать бережное отношение к бумаге.

4.Воспитатель решает задачу организации деятельности.

1.Планируют деятельности.

2.Распределяют амплуа.

Исследовательский

1.Воспитатель организует работу над проектом ( поэтапно, поиск решений, продуктивная деятельность,  исследовательская деятельность).

2. Оказывает практическую помощь.

3.Оформление мини музея «Мир – бумаги».

4.Изготовление лэпбука «Мир - бумаги».

1.Ищут решение задачи.

Презентационный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности.

 

Ожидаемый результат проекта.

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к бумаге, основанного на её нравственно-этетическом и практическом значении для человека.

Дети знают историю создания бумаги:  обобщают знания о бумаге -как материале, который имеет опредёлённые свойства и качества (опытным путём).

Сформирован интерес  детей к познанию окружающего мира, закреплены  знания  о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

Работа с родителями.

Консультация

«Мастерим игрушки вместе»

Акция

«Мастерим вместе с ребенком»

Привлечение родителей к созданию головных уборов из бумаги

Этапы проекта:

1 этап -  Мотивационный.   «Поисковый ».

Однажды вечером с детьми просматривали мультфильм «Бумажки», детей заинтересовало то, что в этой стране все было сделано из бумаги. Они были удивлены, почему не промокают бумажные дома под дождем, почему такая прочная бумажная мебель в этой стране. Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага.

На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели вопросов».

Что мы знаем

Что хотим узнать

Откуда можно узнать

Бумага бывает тонкая, бывает толстая.

(Арина Р.)

На бумаге можно рисовать.

(Кирилл Сопочкин.)

Из бумаги делают поделки.

(Диана.)

Бумага может мяться.

(Руслан.)

Откуда берется бумага?

(Даша Л.)

Почему бумага рвется?

(Кирилл С.)

Что делают из бумаги?

(Айнур.)

Кто придумал бумагу?

(Милана.)

Спросить у взрослых.

Прочесть в книге.

Посмотреть в интернете.

2 этап -  Аналитический.

Подбор художественной литературы: стихов, загадок, сказок; исторических справок, иллюстраций; сбор коллекции разного вида бумаги. Оформление развивающей предметно-пространственной среды в группе.

3 этап – Исследовательский.

Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства;  просмотр презентации «Происхождение бумаги», рассматривание поделок из бумаги (оригами, квилинг,  аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками.

Образовательная область «Познавательное  развитие»

Дидактические игры: «Парочки», «Найди нужный вид бумаги», упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги).

Проведение опытов с бумагой «Вода и бумага», «Сравнение бумаги».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Игра «Бумажная парикмахерская».

Ситуативные беседы:

«Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?»

Образовательная область «Речевое развитие»

Беседа с презентацией «Происхождение бумаги»

Речевые игры: «Назови как можно больше предметов», «Бумажная, бумажный, бумажные», Игра «Бумажная кукла».

Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов о бумаге.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Конструирование: оригами «Лисонька».

Аппликация: подарок для папы « Кораблик».

Рисование : «Милой мамочке портрет».

4 этап - Презентационный.

Выставка поделок из бумаги, совместно с родителями.

Альбом «Виды бумаги»

Коллекция «Фантики»

Работа с родителями:

- консультация «Мастерим игрушки вместе»

 - домашняя работа по поиску информации и иллюстрированного материала;    

 - акция «Мастерим вместе с ребенком»;

 - индивидуальные консультации ;

 - привлечение родителей к созданию головных уборов из бумаги.

Итоговое мероприятие: Выставка детских  и совместных с родителями  поделок из бумаги

Используемая литература:

Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г.

«Поделки из бумаги» Е.А. Каминская Москва,2011

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.docx93.29 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района   Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  с. Нижнетроицкий  муниципального района  

Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

 опытно-исследовательская деятельность

 с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет

 тема: «Мир бумаги»

возрастная группа: старшая группа

                                                                                   Выполнил : воспитатель  

                                                                                   Февралёва Ирина Николаевна

                                                                                   Педагогический стаж:26 лет

                                                                                   Имеющаяся категория : первая

           

                                                            г. Туймазы 2018 год.

Проект: «Мир бумаги»

Автор проекта: Февралёва Ирина Николаевна

Руководитель проекта: Февралёва Ирина Николаевна

Вид проекта:  познавательно - исследовательский,  групповой, творческий.

Продолжительность: средней продолжительности.

Сроки реализации: январь-март.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Место проведения: МБДОУ детский сад с. Нижнетроицкий, старшая группа.

Пояснительная записка

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумаге около 20000 лет. И все эти долгие века она имеет выдающееся значение для развития мировой культуры, образования и научно-технического процесса. На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. Что означает бумага, кто и где ее придумал, из чего, как делали ее раньше и производят сейчас, какие интересные факты о бумаге можно узнать. Есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды?

Самостоятельно дети дошкольного возраста не могут найти ответы на все интересующие его вопросы, поэтому педагогу необходимо создать все необходимые условия для решения данной проблемы.

В данном случае проектный метод один из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога с детьми по достижению поставленной цели.      

Цель проекта: сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о бумаге: ее видах, качествах и свойствах.

Цель исследовательской работы: показать детям, что изобретение бумаги это величайшее достижение человечества, помочь установить и доказать, что не рациональное использование бумаги оказывает отрицательное влияние на состояние окружающей среды и как мы, люди, можем  изменить ситуацию. 

Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования. 

Задачи проекта:

Образовательные задачи: способствовать расширению знаний детей о бумаге:  ее видах, качествах и свойствах. 

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера (мнётся, рвётся, впитывает воду).

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности.

Учить детей с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности. 

Формировать навыки доказательной речи, умение четко аргументировать свой ответ.

Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес детей в процессе совместной исследовательской деятельности средствами практических опытов с бумагой.

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение, любознательность. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования, способствовать воспитанию умений договариваться друг с другом для решения общей задачи. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Актуальность  и проблема  проекта: Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Наиболее близкий и естественный для детей дошкольного возраста вид деятельности  - это экспериментирование, в результате которого успешно осуществляется  взаимодействия трех линий развития ребенка «Чувствовать - Познавать - Творить».

Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о ее разнообразии и свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги.  А также появляется много вопросов: «Почему один вид бумаги легко можно разрезать ножницами, а другой сложнее? Намокает быстро или требуется время? и т. д.» У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Поэтому бумага – самый доступный и распространенный материал, который привлекает ребенка. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, работая с бумагой, расширяя одновременно свой кругозор.

Паспорт проекта

    1.

      Цель проекта

 Изучить историю появления бумаги, её виды, свойства.

    2.

       Задачи

       

       

Формировать представление  детей о бумаге:

 ее видах, качествах и свойствах.

Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера (мнётся, рвётся, впитывает воду).

Формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели  и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности. 

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;

-словесно – логическое мышление, внимание, воображение, образное восприятие;

- доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ;

-мелкую моторику рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе экспериментирования;

- воспитывать бережное отношение к бумаге.

   3.

Предполагаемые

результаты  проекта

для детей

 

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к бумаге, основанного на её нравственно-этетическом и практическом значении для человека.

Дети узнают историю создания бумаги:  обобщают знания о бумаге - как материале, который имеет опредёлённые свойства и качества (опытным путём).

Сформировать интерес  детей к познанию окружающего мира, закрепить  знания  о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

   

Для воспитателя

Организовать плодотворное, позитивное сотрудничество с родителями; повысить содержательный и организационный уровень проекта; обогащать  предметно-развивающую среду;

мотивировать сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

Для родителей

Организовать активное участие в образовательном процессе; дать возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка; повысить педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

Этапы проекта:

1 этап -  Мотивационный.   «Поисковый».

2 этап -  Аналитический.

3 этап – Исследовательский.

4 этап – Презентационный.

Этапы работы над проектом:

  1 Этап: Поисковый. (I –неделя).

          Воспитатель формирует проблему, задачи, вводит в исследовательскую деятельность.

 2 Этап : Аналитический (II-недели).

       Подводит к решению задач, помогает спланировать деятельность, решает        задачу организации.

3.Этап : Исследовательский.( III-XI неделя).

        Дети проводили опыты, эксперименты. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о бумаге: поговорки, пословицы, стихи, рассказы. Рассматривали иллюстрации, просмотр презентации. Проводились ООД, словесные, дидактические игры, беседы.

Исследовательская деятельность : проводились опыты.

4 Этап-Презентация. (XII – неделя).

Изготовление Лэпбука.

Этапы реализации проекта.

Этап

Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта.

Содержание деятельности детей на различных этапах.

Мотивационный.   «Проблемная ситуация»

1.Формирует проблему, по заданию Тюк - Тюка дети проводят исследования в группе.

2. Вводит в сюжетную ситуацию с помощью Тюк - Тюка, познакомить детей со свойствами  бумаги, разных ее видах, качествах и свойствах.

3.Формирует задачи:

Как появилась бумага   (история)?

Из чего делают бумагу?

Какие виды бумаги есть?

Для чего нужна бумага?

Что можно изготовить из бумаги?

1.Входят в проблему.

2. Вживаются в сюжетную ситуацию.

3.Принимают и уточняют задачи проекта.

Аналитический.

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель совместно с родителями помогает детям спланировать деятельность ( найти решение путём практических навыков, воплотить найденное решение в исследовательскую деятельность). 

3.Подвести детей к умению сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать бережное отношение к бумаге.

4.Воспитатель решает задачу организации деятельности. 

1.Планируют деятельности.

2.Распределяют амплуа.

Исследовательский

1.Воспитатель организует работу над проектом ( поэтапно, поиск решений, продуктивная деятельность,  исследовательская деятельность).

2. Оказывает практическую помощь.

3.Оформление мини музея «Мир – бумаги».

4.Изготовление лэпбука «Мир - бумаги».

1.Ищут решение задачи.

Презентационный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результативности.

               

Ожидаемый результат проекта.

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к бумаге, основанного на её нравственно-этетическом и практическом значении для человека.

Дети знают историю создания бумаги:  обобщают знания о бумаге -как материале, который имеет опредёлённые свойства и качества (опытным путём).

Сформирован интерес  детей к познанию окружающего мира, закреплены  знания  о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

Работа с родителями.

 

   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ca058cd2d1a64f1d3f9574b1231565e5-l&n=13

Этапы проекта:

1 этап -  Мотивационный.   «Поисковый ».

Однажды вечером с детьми просматривали мультфильм «Бумажки», детей заинтересовало то, что в этой стране все было сделано из бумаги. Они были удивлены, почему не промокают бумажные дома под дождем, почему такая прочная бумажная мебель в этой стране. Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага.

На этом этапе был проведен опрос детей с использованием «Модели вопросов».

Что мы знаем

Что хотим узнать

Откуда можно узнать

Бумага бывает тонкая, бывает толстая.

(Арина Р.)

На бумаге можно рисовать.

(Кирилл Сопочкин.)

Из бумаги делают поделки.

(Диана.)

Бумага может мяться.

(Руслан.)

Откуда берется бумага?

(Даша Л.)

Почему бумага рвется?

(Кирилл С.)

Что делают из бумаги?

(Айнур.)

Кто придумал бумагу?

(Милана.)

Спросить у взрослых.

Прочесть в книге.

Посмотреть в интернете.

2 этап -  Аналитический.

Подбор художественной литературы: стихов, загадок, сказок; исторических справок, иллюстраций; сбор коллекции разного вида бумаги. Оформление развивающей предметно-пространственной среды в группе.

3 этап – Исследовательский.

Определение объекта изучения; рассказ об истории возникновения бумаги и бумажного производства;  просмотр презентации «Происхождение бумаги», рассматривание поделок из бумаги (оригами, квилинг,  аппликация); рассматривание разных видов бумаги; эксперименты с бумагой; игры с бумажными игрушками.

Образовательная область «Познавательное  развитие»

Дидактические игры: «Парочки», «Найди нужный вид бумаги», упражнение «Чудесный мешочек» (угадать на ощупь вид бумаги).

Проведение опытов с бумагой «Вода и бумага», «Сравнение бумаги».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Игра «Бумажная парикмахерская».

Ситуативные беседы:

«Чем пользовались люди, когда не было бумаги?», «Что будет, если закончится лес, который используют для изготовления бумаги?»

Образовательная область «Речевое развитие»

Беседа с презентацией «Происхождение бумаги»

Речевые игры: «Назови как можно больше предметов», «Бумажная, бумажный, бумажные», Игра «Бумажная кукла».

Чтение Б.Житков «Откуда пришла бумага?», чтение стихов о бумаге.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Конструирование: оригами «Лисонька».

Аппликация: подарок для папы « Кораблик».

Рисование : «Милой мамочке портрет».

4 этап - Презентационный.

Выставка поделок из бумаги, совместно с родителями.

Альбом «Виды бумаги»

Коллекция «Фантики»

Работа с родителями:

- консультация «Мастерим игрушки вместе»

 - домашняя работа по поиску информации и иллюстрированного материала;    

 - акция «Мастерим вместе с ребенком»;

 - индивидуальные консультации ;

 - привлечение родителей к созданию головных уборов из бумаги.

Итоговое мероприятие: Выставка детских  и совместных с родителями  поделок из бумаги

Используемая литература:

Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.Энциклопедия « Вопросы и ответы». Москва. 1999г.

«Поделки из бумаги» Е.А. Каминская Москва,2011

Приложение

  Стихотворения

Простой бумаги свежий лист! 
Ты бел, как мел. Не смят и чист. 
Твоей поверхности пока 
Ничья не тронута рука. 
Чем станешь ты! Когда, какой 
Исписан будешь ты рукой? 
Кому и что ты принесешь- 
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь? 
Прощаньем ляжешь ли на стол? 
Иль обратишься в протокол? 
Или сомнет тебя поэт, 
Бесплодно встретивший рассвет? 
Нет, ждет тебя удел иной! 
однажды карандаш цветной 
пройдется по всему листу, 
Его заполнив пустоту. 
И синим будет небосвод. 
И красным будет пароход. 
И черным в небе будет дым, 
И солнце будет золотым.

Валентин Берестов «Тетрадки»

Тетрадки в портфеле шуршали,

Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка в линейку бормочет:

- Грамматика! -

А в клетку тетрадка ворчит:

- Математика! -

На чём примирились

тетрадка с тетрадкой,

Для нас до сих пор

остаётся загадкой

Клен Ольга                                                              -

Я - маленький бумажный самолетик,
Гонимый ветром яростной судьбы.
Вся жизнь проходит в непростом полете.
А может, жить по принципу "ходьбы"?

Не будут бить по беззащитным крыльям
Ни дождь, ни град, ни ветви тополей.
Ходить тихонько, покрываясь пылью,
Скучнейшими дорогами полей...

Нет, самолетик я! Решительный! Бумажный!
Стою сейчас на взлетной полосе.
Я ввысь взлечу, как лайнер важный,
Увижу небо в радужной красе!

Увидеть небо, пусть всего однажды!
Пусть дует ветер, крыльями шурша.
Я - самолетик! Маленький! Отважный!
В ком вовсе не бумажная душа...

Простой листок бумаги

 Простой листок бумаги,

 Но в опытных руках

 Он может обернуться

 Жар-птицей в облаках.

 Он может стать зверушкой,

 Причудливым цветком,

 Забавною игрушкой,

 Усатым мотыльком…

 Волшебное занятье

 Для рук и для ума,

 И мира восприятье -

 Чудесная страна!

 Фантазии подвластны

 Бумажные листы -

 Для дома и в подарок,

 И просто для игры.

 Но главное богатство,

 Что красоту творя,

 Простой листок поможет

 Создать тебе себя!

***

 Если вам скучно и нечем заняться,

 Не над чем от души посмеяться,

 Если грустите, смотря в потолок,

 Вспомните: есть ведь волшебный листок!

 Сразу весь мир посветлеет вокруг,

 Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг

 Кошка, улитка, собака, гепард,

 Фокусник, клоун, с гитарою бард.

 Сложим жирафа, дрофу, бегемота,

 Мы очень любим такую работу!

 Будет у нас зоопарк на столе.

 Звери там будут гулять по земле.

 Сложим журавлика, галку, гуся

 Лишь бы бумага не кончилась вся!

Информационное обеспечение проекта

      ….  Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Здоровье человека и его благополучие во многом зависят от мер сохранения и возобновления лесных массивов. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, необходимо экономить и вторично перерабатывать бумагу и картон. Утилизация макулатуры имеет большое значение, так как её применение позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра  древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).

 Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист. Существует несколько видов бумаги, которые отличаются друг от друга массой, плотностью, прочностью, гладкостью, белизной, оттенком, степенью непрозрачности, толщиной, пористостью и, конечно, стоимостью.

Происхождение бумаги

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука.

Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Состав бумаги

В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.

Производство бумаги

Основными операциями при изготовлении бумаги ранее были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось вначале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В 13-15 вв. появились механические толчеи. В конце 17 в. в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане.

Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того, как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали.

В 1799 француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов бумаги и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.

Сейчас, наиболее распространенный способ производства бумаги - "мокрый", который базируется, как правило, на использовании плоско - или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра (пресса, состоящего из 2-20 валов, между которыми пропускают бумагу) и наката (устройство для наматывания бумаги в рулон).

Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосеточные машины) или в зазор между которыми (двухсеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная масса.

При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, между валами которых (находясь на прессовом сукне) проходит бумажное полотно. При этом часть влаги из него отжимается.

Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.

Другой способ производства бумаги, ручной. При ручном производстве бумаги используются экологически более чистые методы, химической обработки сырья или нет совсем, или очень немного. Материалом может служить лен, хлопок, рис. Иногда делают имитацию бумаги из естественных материалов. Бумага, сделанная вручную, разумеется, заметно дороже бумаги массового производства.

Виды бумаги

Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др. Листовая и рулонная бумага для печати выпускается с массой площади 40-250 г/м2.

Печатная бумага определяется мягкостью поверхности, которая должна легко деформироваться и плотно прижиматься к форме, хорошо впитывать печатную краску и не коробиться при увлажнении водой для печати офорта или литографии. Отсутствие сильно выраженной зернистости позволяет при минимальном давлении получить максимальный контакт листа с печатной формой. При рыхлой структуре печатная бумага должна сохранять прочность во влажном состоянии.

Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, т.к. повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати - лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках.

Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной бумаги для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало -, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу.

Бумага машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную - для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации.

Ниже приведены характеристики некоторых видов бумаг, применяемых в издательском деле и полиграфии:

1. Типографская (для высокой печати) - 50-70 г/м2, на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20-75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40- 50 г/м2, чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.

2. Офсетная - 60-250 г/м2, чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.

3. Для глубокой печати - белая 60-220 г/м2, чистоцеллюлозная, слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.

4. Газетная - 45-49 г/м2, низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.

5. Мелованная - с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу - основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность - тонкая мелованная бумага 60-70 г/м2, предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати.

6. Обложечная - светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшой усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м2) и склейки переплетных крышек (80-120 г/м2).

7. Форзацная - клееная, среднезольная бумага 80-160 г/м2, чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.

8. Картографическая - 85-160 г/м2, композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.

9. Писчая - белая или цветная, 45-80 г/м2, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.

10. Документная - на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.

12. Баритованная - белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.

13. Ватманская (ватман) - белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.

14. Веленевая - белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.

15. Верже - белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.

16. Эстампная - бумага с ограниченной линейной и остаточной деформацией при увлажнении, предназначенная для печатания художественных гравюр.

17. Этикеточная - 45-120 г/м2, малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.

18. Крафт-бумага - особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки

Свойства  бумаги

 Гладкость.

        На примере   разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная.        Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

Прозрачность бумаги.

        Прозрачность  бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость.  Используется в технологическом производстве, медицине.

 Пористость

        Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась.          Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

Растяжимость

        Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует

способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Мягкость

        Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и

пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

Влагопрочность.

        Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет.  Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

Горение.

        Как вы знаете  бумага хорошо горит. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения  комнатных цветов, на приусадебном хозяйстве.

Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и  предназначение.

        слова Алишера Навои о бумаге:

 «Бумага – крылья, на которых разносятся по миру мысли мудрецов».

Ключевые понятия

Бума́га - волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозырастений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры).

Папи́рус — писчий материал, в древности . Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение, принадлежащее семейству Осоковые.

Макулатура — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Вместо термина макулатура в литературе используют как синонимы термины «вторичное волокно» или «вторичное сырье»

Древеси́на - внутренняя часть дерева, лежащая под корой.

Беседа  "Виды и свойства бумаги"  

  Видео - презентация

Бумага – это один из самых распространенных материалов. Происхождение бумаги было обусловлено появлением письменности – ведь помимо изобретения алфавита и грамматики, необходимо было на чем-то писать. Впрочем, в том виде, в котором мы привыкли, бумага появилась не сразу. Пожалуй, что можно сказать, что история возникновения бумаги началась с того, что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус. До V-го века папирус оставался основным материалом для письма, и лишь в X веке от него практически полностью отказались.

Параллельно с развитием папируса началось развитие другого материала, который оказал большое влияние на историю бумаги. Этим материалом стал придуманный во II-м веке до нашей эры в Малой Азии пергамент. Свое название он получил из-за места, где началось его производство – города Пергама  Пергамского царства.

Однако настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше.

Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.

На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, уже не считалась в Китае редким материалом. Дальнейшим шагом в истории развитии бумаги стало ее полное вытеснение из употребления деревянных дощечек в III веке, которые ранее использовались для письма. Бумагу изготавливали нужного размера, цвета, толщины и пропитывали специальными веществами для более длительного хранения.

Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.

Современные технологии сильно изменили мир. По мере распространения телевидения, компьютеров и интернета регулярно предрекается смерть книг, журналов и газет (а вместе с этим – еще и большой спад бумажного производства). Однако, несмотря на прогнозы, и книги, и журналы, и газеты все еще живы, а это значит, что история бумаги продолжается! Более того, современное применение бумаги настолько разнообразно, что можно уверенно утверждать, – эта история закончится не скоро.

Важнейшими показателями бумаги являются: масса бумаги, толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др.

Виды бумаги.

Для письма и печати (книгижурналыгазетытетради)

Отделочный материал (обои)

Поделочный материал (оригамипапье-маше)

Декоративная  (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных  переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)

Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

Чистящий материал (туалетная бумагасалфетки)

Для производства денег 

Подложка для нанесения химических реактивов (фотобумага,  наждачная бумага).

Загадки про бумагу

Поле белое,

Овцы черные.

Ответ: Бумага, буквы

Семя плоско,

Поле гладко.

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.

Ответ: Бумага, буквы, пишущий

Прилетели галки в поле 

И уселись на снегу...

Стану я учиться в школе — 

Разобраться в них смогу.

Ответ: Буквы, бумага

Склеите корабль, солдата, 

Паровоз, машину, шпагу. 

А поможет вам, ребята, 

Разноцветная... 

Ответ: Бумага

Пословицы и поговорки

Без бумажки ты букашка. 
Бумага все стерпит.
Бумага терпелива: от стыда не краснеет.
 
Бумага терпит, перо пишет.
Перо скрипит, бумага терпит.
Белая бумага марается, молодой человек попадается.
Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки.
На деле прав, на бумаге виноват.
Не на бумаге сказано, а делом показано.
В чернилах крещен, гербовой бумаге повит, концом пера вскормлен (бюрократ).
Меди рубль, да бумажек с пуд.
Подсунуть барашка в бумажке (взятка).
Бумажки клочок в суд волочет.
Без бумажки ты букашка, а бумажкой – человек.
Жалеть писцу бумажки – не нажить ему рубашки.
Чернильное море, бумажные берега.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Огонь в бумагу не завернёшь.

Дидактические  игры

Задача:

Дидактическая игра: «Парочки»
- Развивает память и внимание;
 
- Тренирует словесно-логическое мышление;
- Способствует сенсорному и социальному развитию;
- Формирует представление о предметах окружающего мира.
 

Правила:
Разложите карточки картинками вниз. Ребёнок берёт одну карточку и пытается найти пару. Если картинки не совпадают карточка возвращается на место, при этом надо постараться запомнить расположение картинок.
 
Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.
 

 «Найди нужный вид бумаги»

Задача: Закреплять представление детей о различных видах бумаги.

Бумагу подбирают разную (контрастную) по фактуре. Вначале дети подбирают на ощупь, опираясь на тактильные ощущения. Подбор картинок может сопровождаться описанием ощущений, закреплением основных свойств бумаги (гладкая, шершавая, мягкая и т. д.)  в игре представлены картинки, изготовленные из следующих видов бумаги: салфетки, наждачная бумага, цветная бумага для творчества (матовая, цветной ламинированный (глянцевый) картон, обойная бумага. Дети выполняют задание на скорость: кто быстрее соберёт все картинки. Педагог контролирует и оценивает результат. 

«Чудесный мешочек»

Задача: Определение различных качеств бумаги на ощупь.

Материал: набор бумаги.

Ход игры: на столе находится набор  бумаги. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать бумагу и разложить её


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...