Познавательная активность воспитанников, реализуемая через игровую деятельность в средней группе.
статья (средняя группа)

Паламарчук Светлана Владимировна

Познавательное развитие у детей 4- 5 лет продолжает формирование  и расширение представлений об окружающем его пространстве, приобретение опыта взаимодействия с различными предметами, получение определенных знаний и овладение конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная активность воспитанников,  реализуемая через игровую деятельность в средней группе.

Познавательное развитие у детей 4- 5 лет продолжает формирование  и расширение представлений об окружающем его пространстве, приобретение опыта взаимодействия с различными предметами, получение определенных знаний и овладение конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. 

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы воспитанники не были пассивны, для поддержки их мы строим НОД и совместную деятельность так, чтобы воспитанники были заинтересованы в исследовании, были самостоятельны в своих познаниях и проявляли инициативу, т. к. при наличии познавательного интереса познавательная деятельность у детей, протекает более интенсивно, плодотворно.

               Дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами, и на этом строится работа нашей группы по познавательной деятельности. Формирование познавательной активности реализуем через разнообразные виды деятельности:

  • -игровую (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и спортивные, развивающие, театрализованные)
  • - коммуникативную
  • -трудовую
  • -исследовательскую
  • -продуктивную
  • -чтение
  • -знания о безопасности собственной жизнедеятельности.

             Познавательная  активность воспитанников  возможно при создании в группе необходимых условий образовательной среды: создание развивающей предметно – пространственной среды, системы отношении ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. В группе созданы условия для игровой, познавательной и творческой активности воспитанников: наличие сюжетных игр, игрушек, пособий и бытовых предметов.

            Игра в воспитательном процессе не подлежит жесткой регламентации – это самостоятельная деятельность детей.

Свобода и самостоятельность ребенка проявляется:

1.в выборе игры или ее содержании

2.в добровольности объединения с другими детьми

3.в свободе вхождения и выхода из игры

           Существует несколько классификаций игр для детей дошкольного возраста:

  • Игры, возникающие по инициативе детей:

Игра - экспериментирование (самостоятельная игра)

Целями игр-экспериментов служат развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитие словаря, ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Сюжетно-ролевая игра

Отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.

Театрализованные игры

Представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими.

Режиссерские

 Называются игры, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.

  • Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Дидактические игры

Это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

-настольно-печатные

-игры с предметами

-словесные игры

Досуговые игры

Учат ребенка правильно использовать свободное время, наполняя его различным содержанием. Разнообразная, полная положительных эмоций деятельность позволяет детям восстановить духовные и физические силы.

    Игры-развлечения

Могут носить разнообразный характер – музыкальные, спортивные, познавательные, носящие эстетическую направленность.

Народные или традиционные игры

 Идущие, от исторически сложившихся традиций. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Черты народных игр сохраняются и в современных играх.

Подвижные игры

Самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода — гиподинамии. Они являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Подвижные игры, помимо основных воспитательных функций, присущих другим видам игр, влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств, укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Игра – неповторимый, суверенный мир детства, живущий по своим вечным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность

Ведущей деятельностью дошкольника является игроваядеятельность.Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается ...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей"Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

«Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность»

laquo;Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность» Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие ...