Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Куряева Ирина Юрьевна

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами.

Презентация лэпбука «Народные инструменты»

Принцип толерантности лежит в основании целостности нашей страны, а так же является фундаментом такого многогранного явления как культура. Именно культура – важнейший компонент социальной стабильности в наше время, который должен активно восстанавливать уважение, сотрудничество и толерантность.

Исторически сложилось, что жителями нашей страны являются многочисленные народности со своими яркими индивидуальными традициями. История каждого региона безгранично интересна.

Формирование интереса к традициям и культуре разных народов и национальностей особенно значимо в дошкольные годы

Музыкальная культура, связанная с историей народа. Практическая возможность прикоснуться к музыке и культуре разных народов вызывает у дошкольников неподдельный интерес, яркие эмоциональные впечатления, расширяет кругозор, а главное – формирует толерантную гражданскую позицию. Песни, танцы, игра на народных инструментах – все это вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей.

Я хотела бы представить вашему вниманию лэпбук «Народные инструменты»

Интерактивная папка предназначена  для детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

Цель: Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями.

Задачи: Развивать умение определять тембровую окраску инструмента, узнавать его звучание 

Различать группы народных инструментов: струнные, духовые, ударные.

Развивать музыкальную память.

Расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей.

Прививать интерес к  народной музыке.

Формировать у детей национальное самосознание.

Прежде чем начать знакомство с лэпбуком «Народные инструменты», я рассказываю детям сказку «Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами», эта сказка о том, как бытовые вещи, которые использовались в быту стали музыкальным инструментом.

1. Соответственно,  вся сказка сопровождается звучанием инструментов и показом слайдов с их изображением. Аудио и видео материал находится в лэпбуке. На этом же занятии знакомлю кратко с историей и устройством инструментов, разгадываем загадки, обучаемся приемам игры (ложках, рубеле, трещетке и др.)

На последующих занятиях начинаю знакомить детей с народными инструментами той или иной национальности.

2. В этом нам помогает игра «Разложи инструменты по национальностям». В данном пособии представлены инструменты четырех национальностей (русские, татары, мордва и чуваши).

Берется иллюстрация людей какой-либо национальности, детям раздаются картинки с изображением инструментов, играющие должны назвать и  разложить инструменты, которые данный народ используют.

3. Игра  "Определи по звуку".

Цель данной игры: определить по звуку звучание того или иного музыкального инструмента.

Жетоны  раздаются между всеми участниками игры, педагог включает музыку, дети должны на слух определить, какой инструмент в данный момент звучит, у кого оказался жетон с этим инструментом-поднимает ее вверх и называет его.

4. Игра: «Найди пару».- представлена в двух вариантах – разрезные картинки и круг  Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

5. Познакомив детей с народными инструментами, я знакомлю их с видами: щипковые, струнные, ударные, шумовые, духовые

6. Для самостоятельной деятельности детей использую раскраски, которые постоянно пополняются и обновляются.

В заключение каждого занятия предлагаю детям организовать оркестр и сыграть под народную музыку.

С помощью донного пособия дошкольники учатся  слушать  и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению  друг к другу.

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

 Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе, до поры  до времени.

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли и балалайка.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.                                                                                                        

 «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Тут в разговор вступили гусли: «За песни,  да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы  своей музыкой  людям радость приносим».

«Ой!»  - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром народных музыкальных  инструментов.

Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении  народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через кубанские народные игры.

Кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

          Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне...

«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»

В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г. Джумалиева, А. Х. Формирование п...