Творческие находки педагогов при создании развивающей среды.
консультация

Елена Николаевна Лазарева

Данная консультация рассказывает какие необходимы подходы при организации развивающей среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_nahodki_pedagogov_2_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                           муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 48

                                                 

Творческие находки педагогов при создании развивающей среды.

                                         Подготовила воспитатель Лазарева Е. Н..

Модернизация  дошкольного образования, утверждение новых нормативных  документов, регламентирующих  деятельность  дошкольного учреждения, запустили процессы пересмотра подходов к содержанию образовательного процесса, предметно-развивающей среды и профессиональной компетентности педагогов.

Перед педагогами встала  задача организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы  она была познавательной, продуктивной, информативной, развивающей, а  предметная  среда является одним из факторов, определяющих условия реализации развивающего компонента.  Учитывая тот факт, что ФГОС ДО выделяет  познавательное развитие в отдельную образовательную область, также входит в число приоритетов в работе нашего дошкольного учреждения, возникла   необходимость говорить о создании условий для реализации  образовательной программы по этому направлению развития  ребенка.

В содержательном смысле  образовательная среда включает в себя следующие компоненты, определяющие ее развивающий потенциал и эмоциональное благополучие всех участников образовательных отношений.

  • широта
  • интенсивность
  • осознаваемость
  • обобщенность
  • эмоциональность
  • доминантность
  • когерентность
  • социальная активность
  • мобильность
  • устойчивость

Широта как структурно содержательная характеристика обозначает, какие субъекты и явления включены в конкретную образовательную среду, достигается путем проведения местных экскурсий, мини-походов, приглашения гостей и организации меняющихся тематических экспозиций.

Интенсивность образовательной среды характеризуется с точки зрения насыщенности информационного воздействия, высокой активности и творчества детей.

Развивающая образовательная среда предполагает сознательную включенность всех участников в образовательный процесс, мотивированность и лояльность образовательной организации всех субъектов образовательного процесса, то есть осознанное, рефлексивное отношение к своей деятельности и ценностное восприятие организации.

Обобщенность среды задается согласованным, стратегическим взаимодействием всех участников образовательных отношений.

Образовательная среда характеризуется также соотношением рациональности и эмоциональности. Эмоциональная включенность педагогов, неформальные элементы воспитательно-образовательного процесса, условия для свободного выражения детьми эмоций, личностные отношения способствуют повышению развивающего потенциала образовательной среды.

Доминантность определяется степенью значимости образовательной среды для участников образовательных отношений по сравнению с другими источниками влияния. Важно понимать, что является ведущим потенциалом конкретной образовательной среды. Доминантная среда становится для воспитанников образом жизни и ценностным ориентиром общего развития.

Когерентность - критерий гармоничность - дисгармоничность" характеризует образовательную среду исходя из согласованности ее различных компонентов, локальных пространств и взаимосвязи с определенными социальными целями, например, когерентность патриотическим целям военно-патриотического клуба, где среда обеспечивает гармоничное присвоение социальных целей развития.

Показателями социально ориентированного потенциала образовательной среды, ее созидательных возможностей является социальная активность. Социально активная среда транслирует в общество свои базовые ценности, достижения, для нее характерны преимущества в определенной  области, выгодно отличающие ее от других организаций того же типа и реализации имеющегося потенциала, например, высокий уровень профессионализма педагогов или наличие выгодно отличающейся территории ДОО.

ориентация на изменения во внешнем окружении, гибкость в построении программ (наличие внутренней специфики огранизации), использование интегративных подходов и вариативных форм работы обеспечивают образовательной среде мобильность и направленность развития.

Еще одной характеристикой образовательной среды является устойчивость - стабильность во времени, низкая текучесть кадров, богатая история ДОУ, сформировавшиеся традиции.

Для   проведения образовательных тематических экскурсий по детскому саду  были созданы в каждой группе развивающие центры.

Одни из них возникли на базе существующих коллекций или мини-музеев, но в процессе работы их содержание было дополнено материалами и оборудованием для организации разноплановой деятельности детей, другие были созданы заново.

  • Мини – музей не привязан к определенному месту в группе. Оригинальная конструкция позволяет свободно перемещать его. Картонная труба вмонтирована в основание из толстого ламинированного  ДСП, на металлических спицах укрепленных перпендикулярно размещены экспонаты. На полочке, параллельной основанию, располагается картинный материал, аудио – материал. Венчает всю конструкцию макушечка в виде цветка колокольчика.

- воспитание уважительного отношения к народным традициям и исконно русским промыслам;

-приобщение детей дошкольного возраста  к ценностям музыкальной культуры;

-развитие у детей художественного вкуса;

-организация мероприятий способствующих приобщению родителей детей к миру культуры;

-привлечение семей воспитанников детского сада к музыкально- творческой деятельности;

-повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса работы с детьми.

  • Мини музей "Мир камней". Настенное панно состоит из   6  разделов и отражает историю возникновения и жизнь камня.
  • Музей времени "Тик - так". Здесь размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для музея. Часы различных форм, размеров, изготовленных на основе различных механизмов; механические, электронные, гиревые, песочные, дидактические. Различные виды календарей: отрывные, перекидные, карманные, настенные.
  • Мини музей "Русская народная вышивка"
  • Развивающий центр "Космос"

Формировать у детей представление о космосе, Вселенной, планетах, звездах, галактиках, космосе; расширять представление о строении солнечной системы, о естественных причинах природных явлений и их связях. Воспитывать интерес к наблюдению за звездным небом, расположением звезд и планет. Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев, частей суток. Развивать логическое мышление. Формировать бережное отношение к планете Земле 

  • Развивающий экологический центр "Зеленые ладошки" - центр  предназначен для формирования первичных представлений о  явлениях и объектах природы, для познавательного развития детей, для развития художественных, изобразительных навыков.

Для организации игрового пространства были изготовлены различные ширмы. При их изготовлении педагоги придерживались следующих критериев: полифункциональность, безопасность, эстетичность, оригинальность замысла. Главное их назначение развитие игровой и  театрализованной  деятельности дошкольников.

Маленькие дети очень любят рассматривать различные книжечки. Им очень интерессны красочные, яркие рисунки, а если еще можно и пощупать, потрогать руками, так это вообще замечательно. Так возникла идея сделать книгу своими руками.

Эта книга сделана из коробок от конфет, у которых крышка не снимается, а открывается. На страницах книги помещены рассказы о различных видах цветов, стихи о цветах, а также загадки. Сюрприз книги состоит в том, что на первой странице расположена загадка, а чтобы посмотреть отгадку следует открыть потайную страницу. Когда ребенок отгадал загадку, открывается потайная страница, а на ней, точнее в кармашке расположена отгадка - этот цветок. Цветок можно потрогать, пощупать, рассмотреть его строение, цвет листьев и лепестков.

Книга "Счет" -посчитал рыбок, открыл кармашек и увидел цифру.

Книга "Я сам" - научит ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговицы и др.

Игровой макет  "Времена года" -  позволит составить представление у ребенка о смене времен года об одежде людей

Игровые макеты:

  • весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой;
  • основные маркеры пространства наклеиваются прочно
  • все остальное (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия, хранятся в этой же коробке или в другой, маленькой, которая находится рядом.

При этом игра не доставляет хлопот при уборке. Занимает не много места, удобна в обращении, не портит интерьер.

Процесс макетирования позволяет экспериментировать с материалом, моделировать, дает возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы, помогает воспитывать стремление быть в гармонии с ней, удовлетворяет познавательный интерес к природным объектам и явлениям.

Макеты могут быть напольными, настольными, подиумными, настенными.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей, (так как работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом) активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. При изготовлении  макета дети описывают, сравнивают, рассуждают. Используются макеты как в организованной, так и в свободной игровой деятельности. Но особая роль макетов в жизни старших дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей большое место занимает новая форма сюжетно ролевой игры – режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь.

Развивающая пирамида

Методическое пособие «Развивающая пирамида» состоит из 4 сторон. Каждая сторона может быть использована для различных занятий и игр.

На одной из сторон, размещены пирамидки трех цветов. Рядом с пирамидками расположены три куклы такого же цвета как и пирамидки.

Дети собирают пирамиды по цвету, по размеру, на скорость, в зависимости от того какое задание было предложено воспитателем.

На второй стороне расположен лабиринт. Лабиринт состоит из трех дорог разного цвета, трех машинок  такого же цвета, и кармашков таких цветов как машинки и дороги .Воспитателем  могут быть предложены

следующие  задания : «Какая из трех машинок (красная, синяя, зеленая) попадет быстрее в свой гараж?» или «На какой из трех машин клоун доберется быстрее до своего дома?» и др.

Осьминог - пособие для развития мелкой моторики рук.

Напольная игра викторина "Дорожные уроки"

Игра способствует обучению детей правилам дорожного движения.

Цель:

- систематизация знаний дошкольников по вопросам безопасного поведения на дороге;

-формирование интереса детей к проблеме безопасности.

Правила игры:

        В игре принимают участие 3 команды. Очередность определяется жребием. Команда начинает игру ,выбрасывая кубик, число меток, выпавших на кубике, определяет число клеток, по которым передвигается фишка. Последняя клетка хода определяет раздел вопроса. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа предоставляется другой команде. За правильный ответ на внеочередной вопрос команда продвигается на 1 клетку вперед. Выигрывает команда, первой дошедшая до конца. 

Варианты использования:

- в качестве оборудования для проведения диагностической деятельности;

- как основа для проведения игры-викторины  для детей и родителей.

Огород на окне – традиционно присутствует в группе. Мы стараемся сделать его  эмоционально привлекательным для ребенка, оформить с виде сюжета.

Сказочное дерево используем как символ сезона года и для организации сказочного сюжета при проведении образовательной деятельности

Клумбы

Нетрадиционный подход к оформлению клумб на прогулочной площадке  развивает эстетическое восприятие и используется развитие игровых и речевых компетентностей. «Сюжетная клумба» помогает упражнять старших дошкольников в  сюжетосложении, сказкотворчестве, педагогами продумано ее разнообразное наполнение, которое моделируется в зависимости от ситуации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Статья "Создание развивающей среды совместными усилиями детей, родителей и педагогов"

Эта статья о том, как совместными усилиями педагогов, родителей и детей можно создавать развивающую среду в логопедической группе....

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Творческий проект по созданию развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста "Город детства".

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физическо...

Аналитическая справка участия педагога по созданию развивающей среды в группе.

Аналитическая справка личного участия педагога по созданию развивающей среды в младшей и средней групп."Дружная семейка"...