Эмоциональная компетентность – ресурс эффективной работы педагога.
статья

        Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:

1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.              

2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять сопереживание.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).                  4. Создание благоприятного эмоционального климата обучения, обеспечение которого возможно при условии реализации первых трех составляющих.

Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Остановимся на содержании таких составляющих эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия. Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. 

Чтобы осознать эмоции, которые вы переживаете в течение дня, недели, рекомендуется вести «Дневник эмоций» (Н. Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции и характер поведенческой реакции.                                                                            Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.                                                                               

Рекомендации для педагогов:

 В процессе совместной деятельности с детьми  рекомендуется использовать некоторые приемы, которые вы можете использовать в работе с детьми: 

 Создавайте положительный эмоциональный фон в группе.                                   

 · Обсуждайте с детьми ситуации, которые происходят в группе.

Спросите, почему он поступил именно так. Какие чувства он при этом испытывал. Как он мог поступить в этой ситуации по-другому.                                                                 

 · Будьте примером для детей, во всех ситуациях сохраняйте спокойствие и выдержку.                                                                                                                  

· Поощряйте совместную деятельность детей.                                                           

  · Не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают.                                 

   · В ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру)/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _krylova_tatyana_isaevna_2.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность – ресурс эффективной работы педагога.

        Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:

1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.                                                                                                                                  2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять сопереживание.                                                                                                        3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).                                                                      4. Создание благоприятного эмоционального климата обучения, обеспечение которого возможно при условии реализации первых трех составляющих.

     Эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны. Остановимся на содержании таких составляющих эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия. Проблема эмоциональной саморегуляции является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми. Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений. Остановимся на нескольких рекомендациях. Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно это актуально для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания.                                                                                                                 Чтобы осознать эмоции, которые вы переживаете в течение дня, недели, рекомендуется вести «Дневник эмоций» (Н. Козлов), в котором следует регулярно фиксировать следующие моменты: событие, вызвавшее эмоцию, проявления эмоции, название самой эмоции и характер поведенческой реакции.  Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.                                                                              

Рекомендации для педагогов:

 В процессе совместной деятельности с детьми  рекомендуется использовать некоторые приемы, которые вы можете использовать в работе с детьми:                                                                                                                                    Создавайте положительный эмоциональный фон в группе.                                      Обсуждайте с детьми ситуации, которые происходят в группе. Спросите, почему он поступил именно так. Какие чувства он при этом испытывал. Как он мог поступить в этой ситуации по-другому.                                                                     Будьте примером для детей, во всех ситуациях сохраняйте спокойствие и выдержку.                                                                                                                               Поощряйте совместную деятельность детей.                                                                  Не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают.                                                        В ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В МДОУ разработана индивидуальная карта эффективности работы педагога по бальной системе доплат стимулирующего характера .

В МДОУ разработана индивидуальная карта эффективности работы педагога по бальной системе доплат стимулирующего характера .    Така...

Выступление на педсовете: «Эффективность работы педагога в укреплении здоровья воспитанников»

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов и родителей. Потому воспитателю во время планирования и проведен...

Критерии эффективности работы педагогов с родителями

Взаимодействие детского сада с семьями сегодня одна из важнейших задач дошкольных организаций. Новые задачи, встающие перед дошкольным отделением предполагают его открытость и взаимосторудничество....

Электронные образовательные ресурсы в работе педагога.

Электронные образовательные ресурсы в работе педагога....

Интернет - ресурсы в работе педагога ДОУ при взаимодействии с родителями

Интернет - ресурсы в работе педагога ДОУ при взаимодействии с родителями...