Консультации, доклады, буклеты для педагогов
консультация

Шубарина Наталья Васильевна

                                                                          

                                                                                                                              

 

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность.К таким формам относятся: консультации, доклады, буклеты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИВ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Шубарина Наталья Васильевна

(Село Кичменгский Городок

БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка»)


воспитатель: Шубарина Наталья Васильевна

БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка».

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Задача дошкольного воспитания состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника. Данная установка регламентирована Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. № 665).
  Кейс как педагогическая технология
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. 
Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:
* метод ситуационного анализа
 (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-
иллюстрации);
* метод инцидента;

*метод ситуационно-ролевых игр;
*метод разбора деловой корреспонденции;

*игровое проектирование;

*метод дискуссии.

Кейс — это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. 
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

  • фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
  • текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;

текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:

сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, и осваиваются  в ходе изучения и анализа ситуаций;

обеспечивает интеллектуальное, нравственное развитие, активизирует чувственную сферу и переживания в процессе  принятия решений.

Концептуальные идеи кейс-технологий:
1. Использование кейс-технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, данная идея определяет результат работы с дошкольниками:

*умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»; 

*умение соотносить свои устремления с интересами других людей; 

*умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; 

*умение получать необходимую информацию в общении; 

*умение выслушать другого и прийти к общему решению; 

*умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; 

*умение отстаивать свою точку зрения в общении; 

*умение принимать помощь; 

*умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях. 

2. Возможность использования кейс-технологий в работе с детьми дошкольного возраста определяется тенденциями детского восприятия, выделенными Е.А. Флериной (М.М. Алексеева, В. И. Яшина):

*тяготение ребенка к яркой красочной иллюстрации 

*фиксирование внимания ребенка, поддержание эмоционально-чувственного опыта ребенка);

*желание видеть на иллюстрации все существующие признаки предмета  (предметы не вымышленные, а реальные);

*положительное отношение к построению (композиция) иллюстрации 

(взаимодействие в сюжете, в определенной последовательности, логике).

3. Кейс-технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка. Психологами (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) доказана взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь. Теоретические предпосылки при характеристике роли речи в психическом развитии ребенка сформулированы в рамках культурно-исторической концепции становления высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) - «развитие речи и мышления есть один и тот же процесс - процесс речевого (языкового) мышления»; «формируя свою речевую форму, мышление само формируется». 
Использование кейс- технологии в детском саду позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников.

Данная технология позволяет педагогу решать задачи:

* Личностного саморазвития;

* Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

* Функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

* Культуры речи: навыков аргументированной речи ;

социальной компетентности.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:

  1. Повысить мотивации обучения у дошкольников;
  2. Развить интеллектуальные навыки дошкольников, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении

Литература:

  1. Бордовский, Н.В. Современные образовательные технологи/Н.В. Бордовский.- Учебное пособие. М:2010.-389с.

Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения/ С.А. Мухина.- М,2008.-200с.

  1. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения/Т.С. Панина.- М.: Академия.2007.-200с.
  2. Руденко, И.В. Образовательные  технологии в вузе: учеб. пособие / И.В Руденко.- Тольятти: ТГУ, 2011. – 247с1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
  3. 2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  4. 3. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
  5. 4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Использование игрового пособия Геоборд для развития речи и мышления дошкольников"

Шубарина Н.В

БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка»

В настоящее время увеличивается количество детей недоразвитием мелкой моторики, плохой памяти, дефицитом внимания, снижением познавательной активности, слабо развитое воображение и т.д. Поэтому для педагогов несомненно важным является поиск универсальных средств, методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям развивающей работы. Одним из таких средств является Геоборд ("математический планшет").

Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска  с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек. Это приспособление стало известно ещё в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое "поле для рисования резиночками" с 25 штырьками.

Использование игрового пособия Геоборд в речевом развитии  дает несомненные преимущества:

- занятия полезны для развития мелкой моторики: растягивание, надевание резиночек на колышки - отличная сенсорная "зарядка" для пальчиков.

- развивается пространственная ориентировка (ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон).

- игры с геобордом развивают внимание и память ребенка, умение дошкольника сосредотачивать свое внимание на объекте, не отвлекаться, не отступать перед возникшими трудностями.

- различные способы складывания узоров способствуют когнитивному развитию, стимулируют воображение и развивают творческие способности ребенка.

- геоборд позволяет в конструктивной деятельности, используя игровые методы и приемы реализовывать задачи по развитию  языковых подсистем.

Игротека с использованием пособия Геоборд

  1. Развитие языковых подсистем:
  • Автоматизация поставленных звуков

Варианты заданий:

- " Поедем на машине"  

Просим ребенка построить дорожку из резиночек. Затем просим завести в машине мотор и провести её по дорожке , четко произнося звук [р].

- "Прокати мяч"

Просим ребенка построить лабиринт из резиночек. Затем просим прокатить по нему мяч, произнося при этом заданный звук.

- "Помоги зайке добраться до цветочка"

Просим ребенка "прыгать" по кнопочкам, четко произнося слоги с заданным звуком.

- "Построй домик"

Просим ребенка построить дом из резиночек. Но резиночки надо заработать, правильно произнеся слово с заданным звуком.  

- "Лесенка"

Просим ребенка построить из резиночек лесенку. Поднимаясь и спускаясь по лесенке ребенок повторяет слова или чистоговорки с заданным  звуком.

  • Формирование звукобуквенных связей

Варианты заданий:

- "Напиши букву" Конструирование букв из резиночек.

- "Почини букву" Реконструирование букв.

- "Буквы играют в прятки"

Ребенок должен найти лишние элементы в буквах и убрать их. Либо спрятать букву, добавив в нее лишние элементы. Либо найти и назвать наложенные изображения букв.

- "Составь слоги"

- Конструирование предметов с заданным звуком (на заданную букву).

  • Словарь

Варианты заданий:

- "Целое и части"

Просим ребенка построить из резиночек заданный объект, верно называя его части. Например: у чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.

- "Подбери словечко"

Просим ребенка подобрать признаки и (или) действия к сконструированному объекту. Например: Яблоко красное, круглое, спелое, сладкое, сочное; спеет, зреет, краснеет, поспевает.

- "Скажи наоборот"

Педагог "рисует" на планшете объект. Например: кривая дорожка. Просим ребенка подобрать слово, противоположное по значению и нарисовать соответствующий объект (прямая дорожка).

  • Грамматический строй речи

Варианты заданий:

- "Один - много" (образование множественного числа имён существительных). Предлагаем ребенку "нарисовать" на планшете и правильно назвать сначала один объект, а затем много таких же объектов. Например: гриб - грибы.

- "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Педагог "рисует" на планшете объект.

Например: дом. Просим ребенка изобразить рядом этот же объект, только маленький, и назвать его ласково (домик).

- Употребление предлогов.

Предлагаем ребенку сконструировать какой-либо объект (например, дерево) и расположить фигурки - помощники по заданию педагога (зайчик под деревом, солнце над деревом, гриб около дерева) и т.п.

  • Связная речь

Варианты заданий:

- Составление и распространение предложений по изображенным объектам. Например: Около дома растет елка. Около дома растет зеленая пушистая елка.

- Составление описательных рассказов к сконструированным картинкам.

- "Рисование" с помощью резиночек на планшете картинок - иллюстраций к небольшим стихотворениям и сказкам с последующим их пересказом. Например: "Заюшкина избушка".

  1.  Развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение) :

Варианты заданий:

- "Угадай, что это?"

Педагог "рисует" на планшете схематичное изображение какого-либо объекта. Ребенку предлагается угадать, что изобразил педагог.

- "Загадки"

Педагог загадывает загадку, а отгадку ребенок "рисует" резиночками на планшете. Например: Не птица, а с крыльями. Не пчела, а летает. Яркая, нарядная над цветами порхает (бабочка).

- "Продолжи узор"

Педагог "рисует" на планшете несложный узор из нескольких фигур и предлагает ребенку продолжить последовательность.

- "Будь внимателен"

Детям предлагается расположить геометрические фигуры на планшете под диктовку педагога. Например: в левом верхнем углу - желтый треугольник, в правом нижнем углу - красный квадрат, в правом верхнем углу - зеленый треугольник, в левом нижнем углу синий прямоугольник.

- "Чудесные превращения"

Педагог предлагает детям "оживить" геометрические фигуры, изображенные на планшете. Так квадрат можно превратить в домик, прямоугольник в чайник, а треугольник в самолет.

Это лишь примеры заданий и упражнений, в которые можно играть с помощью "математического планшета". Геоборд - это игра, которая является отличным пособием для обучения и развития. Игры с использованием Геоборда стимулируют мотивацию дошкольников и позволяют повысить эффективность коррекционной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация «Изготовление игр своими руками как средство развития речи» БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» Воспитатель: Шубарина Н.В .

Слайд 2

Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев

Слайд 3

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка . Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 4

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринужденной обстановки ; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Слайд 8

Квест игры 💥 КВЕСТ №1 "СОКРОВИЩА ПИРАТОВ" - https://vk.com/topic-187862147_47691338 💥 КВЕСТ №2 "В ПОИСКАХ ДИНОЗАВРОВ" - https://vk.com/topic-187862147_47696466 💥 КВЕСТ №3 "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ" - https://vk.com/topic-187862147_47717272 💥 КВЕСТ №4 = "ТУРНИР ВОЛШЕБНИКОВ" - https://vk.com/topic-187862147_47751271

Слайд 9

Игры с липучками «Новогодний синий трактор » «Снежинки- пирамидки» https://vk.com/portfoliovsem «Повар готовит»

Слайд 10

Игры с пробками «Составь словечко» Сюжетные картинки «Пробка с секретом»

Слайд 11

Игры со шнурками «Подбери эмоции солнышку» «Найди домик» «Найди пару»

Слайд 12

Игры с прищепками «Кто что ест» «Чья тень» «Профессии» « Подбери слог » «Кто где живет» «Найди пару»

Слайд 13

«цветик- семицветик» «Волшебная полянка»

Слайд 14

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников : * повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; * обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление ) И спользование развивающих речевых игр позволяет повысить эмоциональную заинтересованность каждого ребёнка в процессе обучения и воспитания.

Слайд 15

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Совместная деятельность воспитателя с детьми в обучении навыкам сотрудничества» БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» Воспитатель: Шубарина Н.В.

Слайд 2

Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа? » Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках».

Слайд 3

И сегодня каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Поэтому сотрудничество – это путь к успеху.

Слайд 4

Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди соответствуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Паритет - (от лат. paritas — равенство) — равенство двух или более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам. Может означать состояние относительного равновесия сил, равноценности целей, равенства прав и обязанностей и т. д Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе , а не просто что-то выполнять вместе!

Слайд 5

В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода , а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми. - Между какими субъектами может быть выстроено сотрудничество в воспитательно – образовательном процессе?

Слайд 6

Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Поскольку педагогическая технология развития у дошкольников навыков сотрудничества в программе отсутствует, я предлагаю использовать методические подходы Елены Михайловны Фадеевой. «РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (статья Е.М. Фадеевой) В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого. .

Слайд 7

Сотрудничество (этапы) 1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели. Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка Форма организации – совместно-индивидуальная. 2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля. По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек. 3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат. Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек. 4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, « открытии » нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Слайд 8

Образовательная деятельность, включающая технологию сотрудничества, имеет особую структуру 1 этап: детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?» Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет и может высказаться. 2 этап: определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом ( работа в парах, деятельность в микрогруппах) 3 этап: непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале. 4 этап: организация контроля и оценки.

Слайд 9

Из опыта работы ( подгот . Гр) Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям. Я предлагаю детям объединяться в малые группы по 3-6 человек по желанию (кто с кем хочет). Можно также объединяться по желанию, но при этом соблюдать некоторые условия: чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста; одного (или разного) цвета глаз (волос, бантиков, носочков, туфель, платьев и т.п.) Деление на подгруппы по слову, движению, действию . Для деления на команды по этому принципу предлагаю детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества) и собрать в группы по порядковому номеру: Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком). Я предлагаю каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. В качестве материала использую: - отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу; Объединение путем образования пар (троек, четверок, шестерок). Я предлагаю каждому ребенку какое-либо индивидуальное задание, и, после его выполнения, он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе еще пару или две, и, таким образом, создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Способ объединения детей на команды по считалке. Приглашаю детей встать в круг. Если предполагаю сформировать три команды, выбираю трех «капитанов». Они выходят в центр круга, тянут жребий и определяют, кто первый будет говорить считалку. Тот, на кого пал выбор считалки, становится членом команды рассчитавшего .

Слайд 10

Работа в группах Работа в парах

Слайд 11

Примеры игр Игра «Пчелы и змеи» 1. Я предлагаю всем участникам поделить на две группы. 2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи. 3. Командам необходимо выбрать своего короля. 4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать, когда вас позовут. 5. задача команды спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу. (Приглашаем королей) 6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу. 7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж … Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. 8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить. Вопросы: - Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)? - Ваши группы хорошо вам помогали? - Вы остались довольны вашими подданными? - Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом? - Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом? - Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать? 1 правило : Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно)

Слайд 12

Игра «Неожиданные картинки 1. Дорогие Друзья , я предлагаю всем встать в круг. 2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка) 3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась) 4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь. 5. Снова обменяемся рисунками. Вопросы: - Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать? - Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки? - А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях? Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.

Слайд 13

Игра «Рисунок в два этапа» 1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга. 2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза. 3. В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. 4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге. 5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом. 6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете. Вопросы: - Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами? - Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами? - Насколько Вы довольны своим рисунком? - Вам, сложно было придумать название вашей картины? Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.

Слайд 14

Результат использования. -Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков. -Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей. - Положительная динамика результатов усвоения программного материала. -Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

Слайд 15

Выводы. В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и -взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Слайд 16

Уважаемые коллеги, для более эффективного результата освоения консультации предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по организации сотрудничества детей в виде буклета и картотеки игр для практического использования в работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Аннотация программно-методического обеспечения модуля «Патриотическое воспитание во второй младшей группе» БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка». Воспитатель: Шубарина Наталья Васиьевна

Слайд 2

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. И нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачев.

Слайд 3

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» .Разработал авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой Патриотическое воспитание в программе осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделах программы «Ребенок входит в мир социальных отношений» (образовательная область «Социализация»), «Ребенок открывает мир природы» («Познание») осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, в образовательных областях «Художественное творчество» и «Музыка» даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов .

Слайд 4

Каковы задачи Программы «Детство»? * объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; * формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

Слайд 5

Каким принципам соответствует программа Детство? * приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; * учёта этнокультурной ситуации развития детей. Какие задачи развития и воспитания ребенка решает Программа «Детство»? * приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; * приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Слайд 6

Содержание работы с детьми. * Мой дом, моя семья * Мой любимый детский сад * Моя малая родина * Природа родного края * Родная страна

Слайд 7

Задачи образования младшего дошкольного возраста: Мой дом , моя семья: Формирование первичных гендерных представлений. Семья(знание всех членов своей семьи) Детский сад: знакомство с традициями детского сада, знакомство с правами и обязанностями детей в группе, узнавание взрослых, работающих в ДОУ Природа родного края: знакомство с природой и животным миром нашего края. воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе. Родная страна: знакомство с символикой России – флагом, гербом, гимном. знакомство с достопримечательностями родного села

Слайд 8

Организации предметно-развивающей среды. Альбомы, фотоальбомы: «Я дома», «Дома в моем селе», «Старинная одежда», «Эко- мода», «Коллекция военной техники», «Праздник встречает село» Иллюстрации с изображением старинной одежды, «Русской избы», о труде в поле, огороде, избе, хлеву; с изображением празднования Дня Победы Раскраски «Наше село», «Транспорт», «Предметы быта -старинные и современные» Народные игрушки: кукла в Кичменгско- городецком костюме, матрешки, филимоновская и дымковская игрушка. Народные инструменты Для с/р игр –колыбелька, люлька. Предметы обихода Фонотека музыкальных произведений для слушания

Слайд 9

Д/И «Мой дом» Д/И «Опасные предметы дома»

Слайд 10

Мой любимый детский сад.

Слайд 11

Природа родного края Альбом «Дикие животные» Папка- передвижка «Наши птицы» Альбом «дикие животные нашего леса» Д/И «Царстсво животных» Д/И «В гостях у леса»

Слайд 12

Родная страна. Д/И «Предметы быта русского народа» Папка- передвижка «Моя родина- Россия»

Слайд 13

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработана Князевой О.Л. , Маханевой М.Д. В программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» формирование патриотических чувств происходит посредством приобщения детей к культурному богатству русского народа.

Слайд 14

Программно - методическое обеспечение патриотического воспитания детей в ДОУ

Слайд 15

Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф Пособие предлагает материал по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технологию ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты.

Слайд 16

«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Любовь Кондрыкинская Пособие содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества".

Слайд 17

В книге представлены материалы бесед для организации внеситуативно-познавательного и личностного общения, дидактические игры по методике телефонного разговора, игры-путешествия в сценарном варианте, блок детских стихов, чтение которых следует сопровождать различными телодвижениями. Настоящее издание поможет педагогам обогатить воспитательно-образовательный процесс, пополнить знания детей об окружающем мире, развить у воспитанников речь, артистизм, культуру общения. Елена Алябьева - Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

Слайд 18

Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискарева Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Содержание программы систематизировано по тематическим блокам и представлено в возрастном аспекте: • «Мой родной дом – семья» (4-й год жизни); • «Мой родной дом – детский сад» (5-й год жизни); • «Мой родной дом – Нижегородский край, город, родной поселок» (6-й год жизни); • «Мой родной дом – Россия» (7-й год жизни)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Буклет консультация для родителей и педагогов "Что такое сказкотерапия?"

Буклет консультация для родителей и педагогов "Что такое сказкотерапия?"...

Буклет для педагогов "Здоровый педагог - здоровый ребёнок."

И так, что же такое здоровье?На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. Всемирная Организация Здравоохранения  дает следующее определение: «Здоро...

Доклад "ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"

Доклад"ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога"...

Консультации, памятки , буклеты для педагогов и родителей по здоровьесбережению.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: • приобщение детей к физической культуре • исп...

Консультация для родителей и педагогов . Буклет "Артикуляционная гимнастика."

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять у...

Доклад-презентация для педагогов на тему "Креативность, как один из компонентов профессиональной компетентности педагогам ДОУ"

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Что же означает поняти...