«Математика в движении как средство развития математических представлений дошкольников»
материал

Косенкова Светлана Николаевна

учебный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Математика в движении как средство развития математических представлений дошкольников»

Приводя ребёнка в детский сад, родители хотят видеть его не только здоровым, но и умным. Занятия же требуют у детей большого умственного напряжения, сидение за столом способствует перегрузке мышц-разгибателей, которые у дошкольников ещё недостаточно развиты. Как же быстрее научить ребёнка читать и считать, не нанося ущерба его здоровью?

Движение – это врождённая потребность каждого человека. Полное удовлетворение её особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может вырасти здоровым, так как движение- это преграда любой болезни.

Двигательный дефицит приводит к нарушениям деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой вызывает изменение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит также к обменным нарушениям и избыточному отложению жира. Следствием всего этого у детей являются частые простуды, вялость, раздражительность. При недостатке движений вместе с ростом ребёнка закрепляются недостатки его физического развития. Это, в свою очередь, тормозит развитие психологических процессов – внимания, памяти, мышления. Умственное развитие ребёнка будет наиболее совершенным, если взрослые возьмут себе в помощники движение. Поэтому, работая над математическим развитием детей, я стараюсь формировать у них математические представления через движения.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием играют в подвижные игры. Эти игры не только восполняют недостаток движения у детей, но и способствуют их эмоциональному подъёму, развитию внимания, организуют и сплачивают  детский коллектив. Играя с детьми в подвижные игры, можно формировать и закреплять у них многие математические понятия.

Так, у младших дошкольников в процессе подвижных игр формируются такие представления, как  «один-много» (например, в игре «Лиса и зайцы» лиса одна, а зайцев много, в игре «Медведь и пчёлы» медведь один, а пчёлок много и т.д.) Организуя детей на эти и другие игры, мы всегда обговариваем с малышами, кто один, а кого много. В дальнейшем при формировании счётных навыков считаем с детьми, сколько зайчиков поймала лиса, сколько пчёлок поймал медведь. Навыки счёта дети также приобретают, используя различные считалки, произнося тексты пальчиковых игр и физминуток с использованием счёта.

При формировании представлений о равенстве и неравенстве групп предметов также большую помощь оказывают подвижные игры и игровые упражнения. В играх «Жуки и цветы», «Цветы и пчёлы», «Птички в гнёздышках» дети сравнивают предметы по количеству с опорой на наглядную основу, определяя, всем ли пчёлкам или жукам хватило цветов, всем ли птичкам досталось гнёздышко и если не всем, то почему. Делая выводы, дети определяют, чего больше, а чего меньше и как сделать, чтобы стало поровну.

При знакомстве детей с размерами предметами в игровых упражнениях «Через ручеёк», «Пройди по дорожке», «Короткие и длинные шаги», «Допрыгни до предмета», «Карлики и великаны» и других дети осваивают такие понятия, как высокий – низкий, короткий – длинный, широкий – узкий, далеко – близко.  

Формируя у малышей понятие о форме предметов и геометрических фигур, можно использовать такие игры, как «Самолёты», «Поезд», «Цветные автомобили», наполнив их математическим содержанием. Так, место посадки самолёта можно обозначить символами геометрических фигур, а сделав маски самолётов, наклеить на них геометрические фигуры. В этих играх также можно закрепить не только форму, но и цвет.

Развивая у детей представления о времени, можно использовать такие игры, как «День и ночь». «Разноцветные фонарики», «Огоньки», «Неделька, стройся!», «Месяцы, по-порядку!» и другие.

В развитии пространственных представлений помогут как подвижные игры и игровые упражнения («Где звенит колокольчик», «Куда пойдёшь, что найдёшь» и т.д.) , так и пальчиковые игры, так как многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево». «вверх». «вниз».

Многие игры и упражнения по измерительной деятельности, по ориентировке в пространстве и во времени целесообразно проводить на прогулке, где дети учатся ориентироваться по схемам, измерять расстояние шагами и условными мерками, ориентироваться в таких понятиях, как «выше-ниже», «налево-направо», «вперёд-назад», «тяжелее-легче».

Таким образом, используя различные формы работы по развитию у детей двигательной активности,  можно сформировать у детей многие математические представления.

В образовательной деятельности, режимных моментах и на прогулках одной из групп проводились следующие подвижные игры с математическим содержанием, например:

«Живые числа»

Задачи: совершенствовать познавательные умения: прямой и обратный счет в пределах 10, развивать активность, самостоятельность.

Материал: карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали

на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается

«Неделя, стройся»

Задачи: формирование первичных представлений о пространстве и времени, закрепление представления детей о последовательности, дней недели, пространственных отношениях. Развивать память, внимание.

Содержание.

Детям раздают ободки, на которых разное количество кругов (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели).

По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

«Найди свой домик»

Задачи: развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и

величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, в этом все квадраты, а этом все

треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»:

побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик,

сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра

повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики

местами.

«Гаражи»

Задачи: развивать умения различать геометрические фигуры.

Содержание. Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» круг,

квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы

расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником,

квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины

могут заезжать только в свой гараж, т.е. в тот, который соответствует номеру

машины. Правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет

различать геометрические фигуры.

«Кто больше принесет?»

Задачи: развитие представлений о форме предмета, умение выделить предмет заданной формы.

Содержание.

Дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной

стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы.

По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его остальным участникам, то есть положить на стул, который стоит с ним рядом.

«Путешествие»

Задачи: познавательное развитие: способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление.

Содержание. Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Встань на свое место»

Задачи: закрепить порядковый счет до десяти по осязанию; развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 1 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из

играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

 Через игровую задачу, игровые действия, правила эти игры способствуют у детей дошкольного возраста развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В.В.Юртайкина. М.: Просвещение, 1984. – 64 с.  

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н. И. Касабуцкий, Г. Н Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.: ил.

4. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артёмова и др.; Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.-.286 с.: ил.

5. Корнеева Г, Родина Н. Современные подходы к обучению дошкольников математике//Дошкольное воспитание. – 2000. - №3.

6. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Усова А. П. Обучение в детском саду \ Под ред. А. В. Запорожца. - №-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с., ил.

8. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной.-М.,1965.

9. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей на тему "Дидактическая игра как средство развития математических представлений дошкольников"

Памятка адресована воспитателям ДОУ. В ней представлена классификация игр математического содержания, даны примеры дидактических игр для развития математических представлений дошкольников....

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

«Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр .  Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ре...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка – это широкоуниверсальный инструмент обучения. Каждый слушающий её ребенок переживает описанные в ней сюжеты. В сказке объектом описания являются необычные, удивительные, а порой и таинст...

Презентация "Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников"

Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольниковв младшей и средней группах....