Паспорт программы адаптации и социализации
рабочая программа

Якупова Гульнара Айтмухаметовна

Цель программы: Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «Адаптация и социализация детей мигрантов»

Программа является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Нефтеюганска специфично. Особенность данного учреждения заключается в том, что в силу места расположения школы в ней обучается 76 % детей, прибывших из бывших республик Закавказья и Средней Азии.  Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения детей и подростков как с педагогами, так и между собой. Дети при поступлении в школу не владеют русским языком, так как в семьях разговаривают на родном языке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» работает по теме «Адаптация детей мигрантов». В классных коллективах обучаются дети 28 национальностей с разным уровнем владения русским языком. При поступлении в школу дети испытывают большие затруднения в обучении по всем предметам учебного плана.

Работа по осуществлению социальной адаптации детей мигрантов начинается с диагностики уровня знания русского языка, проведения психологических тренингов, включения обучающегося в занятия в отделении дополнительного образования (школа имеет лицензию на ОДОД).

Особое внимание в школе уделяется:

- обучению русскому языку как неродному с использованием технологии «РКИ» (Русский как иностранный);

- знакомству с культурно – историческими особенностями нашей страны (реализация проекта «О, Русь, малиновое поле!»);

- психолого – педагогическому сопровождению детей (Клуб «Мир во всём мире – и я в этом мире», проект «WEB – сайт», Родительский клуб «Родник»;

- проведению уроков и тренингов толерантности; мониторинг индекса толерантности;

-организации мероприятий по сплочению коллектива, проведению национальных праздников (проект «Музей Мира»).

На изучение предмета «Русский язык» увеличено количество часов за счёт часов компонента образовательного учреждения, помимо традиционного обучения в вариативную часть учебного плана включены часы «Культура межличностного взаимодействия».

Много сил и времени уходит на выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Затрудняет обучение детей и тот факт, что 80 % детей мигрантов не посещали дошкольные образовательные учреждения, новые социально-экономические условия поставили школу перед необходимостью реагирования на вызовы времени и открыть группы кратковременного пребывания на своей базе. Работа 2 групп общеразвивающей направленности для детей 5-7 – летнего возраста позволяют подготовить детей к обучению в 1 классе, что в последующем облегчить работу учителя начальных классов.

В образовательном учреждении ведется работа по профилактике экстремизма.

Достижению поставленных целей способствует создание комплексной программы развития «Школа содружества», направленной на адаптацию и интеграцию детей мигрантов.

1. Нормативная база.

§ Конвенция о правах ребенка.

§ Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

§ Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14).

§ Статья 41 Типового положения об образовательном учреждении

§ (от 19.03.2001 г. № 196). § Приоритетный национальный проект «Образование».

§ Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа»

§ ФГОС

2.Цель программы: Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности детей мигрантов в русскоязычной школе.

3. Сроки и этапы реализации программы: 

Реализация программы рассчитана на период с сентября 2011 г. по сентябрь 2015г.

§ Первый этап (2011-2012г.) выполнения программы направлен на определение дальнейших путей развития школы в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование», «Адаптации детей мигрантов».

§ Основной этап (2012-2014г.) направлен на осуществление перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды и Национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа», адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе.

 § 2014-2015г.- завершение мероприятий по реализации программы, анализ полученных результатов.

4. Управление программой: Корректировка программы осуществляется Советом школы, педагогическим советом и методическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется председателем Совета школы, директором и заместителями директора школы.

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

В 2001–2005 годах была реализована Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая положила начало формированию в России новой, подлинно толерантной личности. Воспитание такого человека и есть задача поликультурного образования.

Соответственно выделенной цели были поставлены следующие задачи:

- создание программ психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации и интеграции детей мигрантов;

- разработка учебных методик для обучения таких детей русскому языку с учетом уровня владения им, психологических особенностей и закономерностей этнокультурной адаптации;

- создание программ социокультурной адаптации, направленных на установление позитивных связей детей мигрантов с новой средой, городом, страной;

-  апробация и социализация разработанных программ.

Программу адаптации детей мигрантов включает следующие направления:

-психолого-педагогическое;

-социокультурное;

-языковое адаптации детей мигрантов.

Языковая адаптация детей мигрантов.

Программа обучения детей мигрантов русскому языку как неродному.

Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.

Важно понимать, что работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.

Среди задач обучения важно выделить следующие:

1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;

2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;

3) в развивающем – работа по становлению и формированию.

Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.

На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.

Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения. Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком.

Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. Обучение русскому языку как неродному в основном должно опираться на разработанные в рамках программы «Обучение детей мигрантов» учебные пособия: И. А. Орехова «Русский мир» и Н. А. Маркина «Практический курс русского языка» и программа по русскому языку как иностранному для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6–7). Автор-составитель О.Н. Каленкова; и программа по русскому языку как иностранному для детей 8–12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Авторы-составители Т.В. Савченко и Е.В. Какорина.

Обе программы имеют практическую направленность на культурно-языковую адаптацию детей-мигрантов и позволяют организовать работу с детьми разных национальностей в различных образовательных учреждениях.

Программа для малышей рассчитана на 33 недели (по 4 часа занятий каждый день). Учебный материал вписывается в три концентра, каждый из которых включает 11 недель обучения. Ведущий аспект обучения – коммуникативный. Общая цель обучения – практическое владение русской речью.

Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок 

– начинает изучать русский язык с нуля;

– сначала учится говорить, а затем – читать и писать;

– в процессе обучения приобретает навыки корректного поведения в типичных ситуациях и представление об основных элементах русской культуры.

Лексический минимум всей программы составляет 1300–1500 единиц и позволяет продолжить обучение на основе стандартных учебников для первого класса российской школы при их минимальной адаптации.

• В 2000 году в рамках совместного проекта Департамента образования города Москвы, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ и Центра межнационального образования «Этносфера» был разработан учебно-методический комплект «Уроки русской речи» (автор О.Н. Каленкова) для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По содержанию и структуре это учебное пособие полностью отвечает представленной программе. Учебно-методический комплект делится на три части, каждая из которых соответствует первому, второму и третьему концентру программы и представляет собой книгу для учителя (сценарий уроков) и папку с иллюстративным материалом, с которым, собственно, и работают дети. Это набор красочных иллюстраций, которые помогут детям понять и усвоить материал уроков. В условиях, когда говорение и аудирование предшествуют чтению и письму, эти тематические листы являются основным рабочим материалом во время коллективной и индивидуальной деятельности обучаемых.

• Первая часть цикла – «Уроки русской речи» – вышла из печати в ноябре 2003 года и сейчас переиздается значительно большим тиражом. Вторая часть завершена и издается московским учебником. Третья часть находится в стадии завершения. Конечная цель учебного курса в целом – подготовка ребенка, не владеющего русским языком, к поступлению в первый класс общеобразовательной московской школы.

В настоящее время завершен и ищет своего издателя букварь «Русский язык для всех детей», авторы Т.С. Залманова, Н.Г. Крылова, Е.Г. Фомина.

Следует отметить, что это учебное пособие представляет безусловную методическую ценность, оно решает ряд наиболее актуальных проблем преподавания русского языка.

Программа для детей 8–12 лет рассчитана на детей-мигрантов, овладевших навыками чтения и письма и имеющих запас слов не менее 500–700 лексических единиц. Материал программы изучается в течение года и распределен по трем концентрам, каждый из которых имеет свои методические и образовательные задачи. В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала. В то же время все три этапа обучения теснейшим образом связаны между собой, так как каждый последующий концентр повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.

Психолого-педагогическая адаптация детей мигрантов.

Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужденных мигрантов – дело чести каждого цивилизованного общества.

Основной целью является обобщение накопленного материала по психологическим особенностям детей мигрантов для создания методического пособия для всех участников образовательного процесса (ученик, педагог-психолог, социальный работник, учитель, родитель, администрация).

Работа с детьми мигрантов включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению младших подростков, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. В школе внедряется проект «Web- сайт».

Целью системы работы педагога-психолога с учащимися многонационального коллектива в рамках общеобразовательной школы является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.

Работа педагога-психолога с учащимися многонационального коллектива в общеобразовательной школе как система взаимодействия развития личности в культурно-исторических условиях общества предполагает определенный характер таких контактов. В связи с вышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий с участниками образовательного процесса:

1) по межличностному общению младших подростков – формирование сплоченности коллектива;

2) по адаптации к новой социокультурной среде для младших подростков-мигрантов (недавно прибывших);

3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).

Психолого- педагогическое сопровождение включает три аспекта:

Во-первых, необходимо психолого-педагогическое сопровождение детей, которое обеспечит максимально комфортное вхождение в новую среду, поможет снизить тревожность детей, уровень агрессивности, раскрыть индивидуальные особенности.

Во-вторых, дети должны проходить языковую адаптацию, предусматривающую изучение русского языка в дополнение к обязательным урокам.

В-третьих, не обойтись без социокультурной адаптации. Это знакомство с людьми, средой проживания, социальными условиями, культурными нормами, культурно-историческими традициями, менталитетом, литературой.

Особенно важно не просто научить ребенка мигранта говорить на русском языке и познакомить его с культурой России, ее традициями и наследием, но и научить его мыслить на том языке, на котором он учится, общается, который помогает ему расти и развиваться. Кроме того, в рамках программы ученики знакомятся с национальными культурами тех стран, представители которых обучаются в классе.

В школе реализуется проект «Web-сайт как виртуальное средство оказании психологической помощи обучающихся», которые прошли экспертизу при ДО и Н ХМАО – Югры в 2011г.

Социокультурная адаптация.

  1. Адаптационный этап состоит из комплекса занятий, которые расположены в определенной последовательности:

А) Вначале проводятся занятия, целью которых является формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

Тема занятий

Проводимые упражнения

Занятие 1.формирование и развитие у детей доброжелательного отношения друг к другу

Разминка

«Назови ласковым именем»

Занятие 2-3. формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения

Разминка

«Царевна Несмеяна»

Занятие 4.повышение уровня общительности

Разминка

«Аборигены и инопланетяне»

Занятие 5-10. 1.показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; 2. показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности; 3. поддержать процесс формирования у детей позитивной самооценки; 4. дать возможность ребенку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; 5. показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

Разминка

Тренинг "Толерантность к другим и к себе"

Б) После того, как дети научились общаться в группе и между ними установились дружеские отношения, проводится цикл занятий, целью которых является - Повышение уровня культуры детей мигрантов путем знакомства с историей Нефтеюганска и Ханты-Мансийского округа.

Тема занятий

Содержание занятий

География города Нефтеюганска

1.Рассказ и просмотр изображений районов Нефтеюганска;

2.Рассказ и просмотр изображений населения

Атрибуты города Нефтеюганска

1.Рассказ и просмотр изображений герба, флага и щита Нефтеюганска;

Краткий обзор истории города Нефтеюганска

1.Занятия с лекциями и показами изображений города Нефтеюганска

Краткий рассказ и просмотр изображений русского искусства

1.Рассказ и просмотр изображений русского искусства

Социокультурная адаптация детей-мигрантов основывается на реализации проекта «Музей мира».

       В школе проводятся национальные праздники, организуются фестивали национальных культур и так далее.

Реализационные проекты.

Проект 1. Семейное воспитание.

                 Социальное партнерство.

Проект 2. Школа социального действия.

Проект 3. Школа № 7 – территория толерантности.

Под проект «Музей мира».

Под проект «Web-сайт как виртуальное средство оказания психологической помощи в условиях многонациональной школы».

 

Заключение

В условиях поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.

Практическая реализация поликультурного образования может быть осуществлена через следующие шаги:

- введение в учебный план (программу) материалов, связанных с этническими национальными особенностями школьника; 

-  обогащение базовых образовательных дисциплин национальной проблематикой; 

-  приоритет поликультурного образования как ценности, вхождение личности в мировую, региональную и национальную культуру посредством образования;

 -  обеспечение психолого-педагогической поддержки, помощи и защиты детей;

- выбор культурно-образовательных программ в соответствии с познавательными возможностями учеников;

-  организации медико-валеологической помощи;

-  обеспечения каждому ребенку индивидуальной траектории развития и обучения с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.

Таким образом, адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать  ценностное, бережное отношение к взрослому человеку, и к ребенку в частности, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности; возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования;  творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию.

Положительный результат может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью в области поликультурного образования всех видов служб региона, края, города, школы. Это является непременным условем для оказания эффективной помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов и их семей в конкретном социальном пространстве их адаптационной ориентации в новую поликультурную среду общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.

Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...

Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.

Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ГРУПП АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ВЕСНУШКИ»

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ГРУПП АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ВЕСНУШКИ» ...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-пси...