Проект "Моя малая Родина"
проект

интересно прочитать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Проект

для детей подготовительной логопедической

 группе

на тему: «Моя Малая Родина»

Руководитель проекта: Аллакина Н.А.

Проект«Моя малая Родина

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (Октябрь- 2020 г.)

Участники проекта: дети подготовительной  логопедической группы, воспитатели,   дети, родители, воспитатели и специалисты детского сада родители.

3 Опыт убеждает, что дошкольников необходимо, как можно раньше приобщать к истории родного края. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольников будут знать о своем городе             , тем больше будут его любить, разбираться в его истории, культуре, природном и социальном окружении.

Актуальность:

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Понятие «любовь к Родине» воспитывается примером близких людей, окружения. Поэтому проект поможет осознать значимость и важность семейного участия в процессе создания условий для становления основ патриотического сознания. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут родители.

Проблема:

-Недостаточная осведомлённость и заинтересованность родителей к данной теме.

Некоторые родители не знают, что такое «малая Родина», не могут раскрыть понятие, не знают, как сформировать чувство любви к дому, семье.

Другие, считают, что любовь к дому, семье – врожденное чувство и никаких усилий по его развитию не требуется. Они не задумывались ранее, зачем так важно научить ребенка любить малую Родину.

Цель:

Формирование любви к малой Родине.

Задачи:

-Расширить представление о культуре и истории родного края.

-Расширить представление о природном и животном мире родного края.

-Развивать речь, любознательность, внимание.

-Раскрыть воспитанникам смысловое значение понятий«Родина»«малая Родина»«семья».

-Пробудить интерес к патриотическому воспитанию в семье.

Организация деятельности над проектом.

1.Деятельность воспитателей и специалистов.

- подготовка методических и дидактических материалов, видеороликов, видеопрезентаций;

- проведение НОД, игр, бесед, организация выставок;

- доведение до родителей важного значения формирования интереса к патриотическому воспитанию в семье на улицах города, рекомендаций (размещение их в социальной сети Viber).

2. Деятельность детей.

- участие в различных видах деятельности, играх, беседах, мероприятиях

- чтение художественных произведений, отгадывание загадок,

- участие в коллективной работе (Рисование «Мой город», изготовление поделок).

3.Деятельность родителей.

- просмотр мультипликационных фильмов, видеороликов, чтение литературы совместно с детьми,  оформление фото выставок в детском саду.

Детям предлагается широкий спектр игр:

- дидактические игры,

- лото, домино,

- сюжетно-ролевые,

- спортивные игры.

Реализация проекта предполагает

- взаимодействие воспитателей и специалистов с детьми

- взаимодействие воспитателей и специалистов с родителями, включая дистанционный формат

- совместную деятельность родителей и детей

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги-дети-родители.

Участники

Формы взаимодействия

Воспитатели,

специалисты,

дети.

- непосредственно-образовательная деятельность

- организация патриотического уголка  в группе

- дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные игры

- беседы

- коллективная работа

- познавательно-физкультурный досуг

Воспитатели, родители.

- наглядное информирование

- консультации

Родители,

дети

- чтение художественной литературы

- изготовление поделок

Воспитатели, родители,

дети.

- выставка поделок

- участие в познавательно- физкультурном досуге

Ожидаемый результат:

- У детей появится исследовательский интерес, любознательность, зажжётся огонёк любви к родному городу, краю, появиться желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями.

- Ребёнок научится видеть и понимать красоту и величие родных мест, его малой Родины (это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России)

Этапы реализации проекта:

1 этап: Предварительная подготовка:

-Обсуждение мероприятий проекта с детьми: выбор и реализация проекта, согласование с родителями;

2 этап: Практическая часть:

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

-Наш город называется Шиханы (Настя)

- В нашем городе есть много улиц, домов, магазинов (Артем)

- Мои бабушка и дедушка здесь живут давно (Рома)

Что хотим узнать?

-Почему город так назвали? (Лиза)

- Как раньше называлось наш город? (Рома)

- Кто раньше здесь жил? (Егор)

-Как они жили без магазина? (Люда)

- Что они носили?

- Что ели? (Катя)

Где можно узнать?

-Спросить у бабушки (Ваня)

-Посмотреть в интернете (Кирилл)

-В библиотеке

- Почитать книги о нашем крае.

План мероприятий проекта:

-ИЗО -воспитатели,

Рисование«Мой дом»; «Достопримечательности нашего города»«Улицы нашего города»

Аппликация«Детский сад»«Мой друг»

- С/р игра«Дом»«Семья»«Экскурсия по городу»«Доставь письмо»

– Конструирования

-Строительство из строительного материала«Спортивный комплекс»«Улицы нашего города», «Д/с «Звездочка»«Больница» и др.

- НОД  -воспитатели

 «Я и моя семья»«Мой дом»«Мой лучший друг»«Детский сад – моя вторая семья»;

- Презентация  альбома «Мой город»«Достопримечательности и памятные места».

-Наблюдения, целевые прогулки по городу родителей с детьми.

Спорта - инструктор по физической культуре, воспитатели

-П/и «Ворон»«Охотники и зайцы»«Бездомный заяц»

-Физкультминутка «Здравствуй мир»

- Игры – эстафеты

Фотовыставка «Мы любим спорт»

– Математики -воспитатели

- Величина и размер (здания и др.)

-Сосчитай кто с вами живёт.

-Ориентация в пространстве (за, под, перед, возле, на)

Музыки -музыкальный руководитель

- Музыкальная игра«Дружба»

-«Песня о добре» (слова: П. Синявский, музыка: Ю. Чичкова)

Чтения и письма  - учитель логопед, воспитатели.

-Рассказы детей о своей семье с использованием схем – иллюстраций и фотографий.

-Знакомство с родным городом (из истории малой Родины, с творчеством поэтов-земляков.

-Пословицы о малой Родине; о семье.

-Беседы«Что такое семья?»«Для чего человеку семья?»«малая Родина»«Всякому мила своя сторона»«Город мой  родной»

-Заучивание стихов о Родине, о Волге,

 (беседы«Поэты нашего города»«Из истории родного города»)

-Экскурсия к памятникам:

-«Героям, павшим в годы ВОВ»

Формы работы с родителями

-Консультации, методический материал – старший воспитатель, воспитатели  

«Родительский дом-начало начал»;

«Что рассказывать детям о нашем городе»«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»; «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой».

- Рубрика для родителей 

«Это интересно» (из истории «малая Родина»).

-План –маршрут«От дома до детского сада».

-Альбом«Профессии моих родителей».

-Участие в экскурсиях.

- Сбор природного материала.

-Участие в выставках и мероприятиях ДОУ.

3 этап: Результат проектной деятельности:

- Полноправное участие родителей в комплексе мероприятий;

-Осознание важности и значимости семейного участия в развитии любви к Родине.

-Появление исследовательского интереса, любознательности, любви к родному дому, семейному окружению, городу, родному краю.

-Итоговое развлечение. «Моя малая Родина» -руководитель проекта, специалисты.

-Форма презентации: Конкурс чтецов «Моя Родина!»  чтения, тема«Нравственные ценности и будущее человечества»

Заключение

       На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)

     В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

    Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

     На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.

     Работа с детьми по ознакомлению с родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий). 

      Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.

Литература.

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
  4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Развлечение «Моя малая Родина»

-Ознакомление с родным городом как средство нравственно- патриотического воспитания.

Задачи:

-Закреплять представления детей о своём родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине.

-Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину.

-Формировать у детей понятия "Малая родина".

Воспитатель:

Жура – жура – журавель!

Облетел он сто земель!

Облетая, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей любимой Родине. Что же такое Родина? Свою Родину мы называем страной. Как называется страна, в которой мы все живем?

Дети: Россия

Воспитатель: Да, ребята мы с вами живем в России. У России есть свой герб, флаг, гимн. Государственному флагу, как святыне, отдают почести. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотно из 3-х горизонтальных полос: верхний – белого, средний – синего, нижний – красного цветов.

Белый цвет-березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Государственный герб России представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красный щит. Над орлом три короны, над головами две малые и над ними одна большого размера. В лапах орла—скипетр и держава. На груди орла—всадник—Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (это означает, что добро побеждает зло). Двуглавый орел—символ силы и мудрости.

У России величавой

На гербе – орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог,

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Гимн - хвалебная песнь. Гимн надо петь с гордостью за свою страну, народ. А слушать и петь его надо стоя.

1 ребенок:

Что такое Родина?

Маму я спросил

Улыбнулась мама

Повела рукой

Это наша Родина,

Милая Россия

Нет другой на свете

Родины такой.

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю.

2 ребенок:

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

3 ребенок:

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

Воспитатель: Правильно, ребята. Все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей: моя семья, мой дом, моя улица, мой город      .

Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Шиханы

Воспитатель: Как называют жителей нашего города?

Дети: Шиханцы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у нас есть герб нашего города Шихан. Ответы детей.

4 ребенок:

Родина – какое это слово дорогое!

Оно пронзает всякий слух

Роднее всех и всех дороже

Нужнее всех и всех милей,

На свете лучше быть не может

Шиханской земли моей!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что каждый город, как и каждый человек имеет свою историю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, люди каких профессий работают в нашем городе?

Дети: пекари, продавцы, парикмахеры, мед работники, и т. д.

Воспитатель: Наш город многонациональное. Живут в нем татары, русские, украинцы и люди других национальностей.

И сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас прогуляться по нашему родному и любимому городу Шихан. А помогут нам в этом загадки.

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы -

Отпускают лишь здоровых.

(амбулатория)

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

(школа)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это? (детский сад)

Отгадайте, что за дом?

Музыку услышишь в нем.

Фортепьяно, контрабас

И певцов там полный класс? (дом культуры)

Ты можешь здесь купить конверт.

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет.

Ведь это здание - … (почта)

Если холодильник пуст,

Закончились продукты.

Ты сюда входи скорее.

И бери корзину,

Покупай, что повкуснее.

В нашем… (магазине)

Началась игра в футбол,

Игроки забили гол.

На трибунах свист и звон.

Что за место? (стадион)

Воспитатель: А теперь, ребята, так как мы с вами оказались на стадионе я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Здравствуй, мир (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там леса! (поворот вправо)

А там – поля! (поворот влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья (поворот головы)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край, ты мой могучий!

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир! (руки наверх)

Встречай меня! (на грудь)

Рефлексия:

Воспитатель: Вы сегодня много узнали о нашей родине и с любовью и гордостью рассказывали о нашем родном городе.

- Что такое «малая родина»?

- Скажите, за что вы любите наш город?

- А что бы вы хотели пожелать нашему городу?

Игра-викторина «Моя малая Родина»

Цель: способствовать расширению кругозора детей, развитию внимания и сообразительности, умению работать в коллективе.

Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей, полученные о родном городе;

-развивать коммуникативные способности, мышление;

-воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине.

Оборудование: карта Саратовской области, аудио запись «Голос соловья», музыка Г. Свиридова «Время вперёд», классическая музыка, силуэты и вырезанные листья берёзы, листы формата А3, вырезанные из цветной бумаги дома, деревья, люди, цветы, машины различных видов, презентация о Красной книге Саратовской области, познавательный рассказ «Берегите природу.»

Звучит музыка «Время вперёд». Входят ведущие.

Вед. 1 Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на интеллектуальную игру –викторину «Моя малая Родина. У нас в гостях две команды. Встречайте! Команда «Шиханские соловьи» и команда «Химки».(команды представляют капитаны.)

ВЕД. 2 Послушайте правила игры. Ответы могут обсуждаться всей командой, но отвечает кто-то один. Возможны сразу индивидуальные ответы. Команда имеет право на одну подсказку болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает берёзовые листочки, которые понадобятся для создания вашего дерева.

ВЕД. 1 Чему будет посвящена наша игра – викторина, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Д/ ИГРА «Собери карту Саратовской области»

Вед. 1 Как вы думаете, чему будет посвящена наша викторина?

КОНКУРС «РАЗМИНКА»

1. Как называются жители города Шиханы?

2. От какой реки произошло название нашего города?

3. Назовите реку г.Шихан в Саратовской области.

4. Назовите три улицы г. Шихан.

5. Назовите главную площадь г. Шихан.

6. Назовите главную улицу г. Шихан.

ВЕД. Первый конкурс прошёл успешно и команды получают листочки.

КОНКУРС «КРАСНАЯ КНИГА Саратовской области»

ВЕД. Ребята, что такое Красная книга? В Саратовской области тоже есть Красная книга, в которую занесены исчезающие или исчезнувшие виды растений и животных Саратовской области.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Растения: ромашка, одуванчик, подорожник, ЛАНДЫШ.

Насекомые: божья коровка, муравей, кузнечик, ЖУК-ОЛЕНЬ.

Животные: медведь, лиса, заяц, ВЫДРА.

Птицы: грач, ворона, воробей, АИСТ.

ВЕД. Молодцы! С этим конкурсом вы справились и получаете листочки.

ВЕД. А сейчас мы для вас объявляем музыкальную паузу.

ПЕСНЯ О ДОБРОТЕ

ВЕД. Настало время третьего конкурса. Сядьте поудобнее, расправьте плечи, руки. Свободно их положите на колени, закройте глазки и представьте, что вы в городском парке. (ЗВУЧИТ АУДИО ЗАПИСЬ «ПЕНИЕ СОЛОВЬЯ»). Вы узнали голос этой птицы? Это поёт наш знаменитый соловей. О нём знают не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. А чем ещё знаменит наш саратовский край мы сейчас узнаем.

КОНКУРС «ЧЕМ ЗНАМЕНИТА ЗЕМЛЯ Шиханская?

1. Какому поставлены памятники в г. Шиханы?

А) Рыбакову

Б) Полещикову

В Иванову

2. Выберите писателя г. Шиханы.

А) Евгений Носов

Б) Александр Сергеевич Пушкин

В) Васильева Л.Ф.

3. Назовите именем кого названы улицы г. Шихан

А) Петров

Б) Рыбаков

В) Полещиков

ВЕД. Вы справились с конкурсом и получаете листочки берёзы.

ВЕД. А теперь игра со зрителями. Наша шиханская земля очень богата. И чтобы сохранить наше богатство нам надо его сберечь. Послушайте рассказ и найдите в нём ошибки.

«С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, сбивали палкой. Привал. Быстро наломали и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав пакеты и банки. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник. Решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими покрывать муравейник. Нам очень понравилась прогулка.

Ребята, правильно вели себя мальчики в лесу? А как надо себя вести?

ВЕД. Музыкальная пауза ТАНЕЦ В «БАНАНА-МАМА»

Вед. Последний конкурс викторин для команд и их болельщиков.

Во время игры команды заработали листочки и сейчас настало время создать свои деревья. А болельщикам команд мы предлагаем создать город будущего.

ЗВУЧИТ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ.

ВЕД. Вот и закончилась наша игра-викторина «Моя малая Родина». Мы убедились, что вы много знаете о своём родном городе, любите его. А теперь мы с вами продолжим озеленять территорию нашего детского сада. Приглашаем вас посадить второй ярус нашего леса- кустарники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...