Работа с одарёнными детьми в ДОУ
методическая разработка

Горецкая Ольга Петровна

Проект по работе одарёнными детьми в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_dou.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

в детском саду

показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к

дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают

потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в

подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их

привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются

ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Музыкальный руководитель

детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается

перед рядом проблем:

Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же

обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками

образовательного процесса - родителями и педагогами образовательного

учреждения.

Объект проектирования - педагогическое сопровождение музыкально одаренных

детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития

творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного

возраста.

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала

музыкально-одаренных дошкольников.

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена

музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе

воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной

музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам

взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных

дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого

потенциала.

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:

- Работа с детьми,

- Работа с педагогами и родителями.

Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста

По Н.А.Ветлугиной:

воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений

детей;

знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков

музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;

содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса,

формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;

развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной

деятельности

По О. П. Радыновой:

развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных

видов музыкальной деятельности;

формирование начала музыкальной культуры; формирование общей духовной

культуры

По Ю.Б.Алиеву:

формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;

приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной

деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования;

развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование

эмоциональной сферы ребенка

По А. Н. Зиминой:

развитие музыкальности ребенка;

обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;

воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

развитие художественно-творческих способностей

накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством

общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная

комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов

деятельности; эстетическое воспитание личности ребенка

становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения

задач, для чего необходимо:

помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по

содержанию, т.е. научить его общаться с искусством;

помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства,

используя различные средства художественной выразительности

раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их

выражения в музыке; воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной

культуры;

учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его

эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационноречевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;

развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и

состояния другого человека средствами музыки;

познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в

музыке

Музыкальность и музыкальные способности

Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом

проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым

относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря

тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей.

А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в

контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных

способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой

другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более

закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от

рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.

Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности

рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности,

свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и

определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности.

При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки

человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков

определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих

отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру

выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии

освоения и реализации деятельности .

Три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции

звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно

пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное

движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно)

переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального

ритма и точно воспроизводить его.

Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б. М. Тепловым

способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление,

исполнительские, творческие способности и др. К общим музыкальным

способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:

· эмоциональную отзывчивость на музыку;

· познавательные музыкальные способности -- сенсорные (мелодический,

тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и

чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его

репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и

музыкальную память.

Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности

ребенка -- это, прежде всего способность переживать музыку, способность

создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами

музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной

деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных

способностей может оказать влияние любая художественная деятельность.

Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником,

отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его

познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие

адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих

способностей ребенка, а значит, и музыкальных.

Методические принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание

непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,

раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать

возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и

пляски, музицирование;

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских и мордовских

народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)

3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных

задач по всем разделам музыкального воспитания

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным,

светским, и частично историческим календарем.

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип

партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо,

доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и

музыкальный руководитель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе

переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

6. Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует

более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и

желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:

· Музыкальное занятие

· Развлечения

· Вечера досуга

· Самостоятельная игровая деятельность

Музыкальное занятие проводится в подгруппе по следующей структуре:

1. Музыкально-ритмическое движение;

2. Развитие чувства ритма, музицирование;

3. Пальчиковая гимнастика;

4. Слушание музыки;

5. Распевание, пение;

6. Пляски, игры, хороводы

Особенности взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально

организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по

тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать

в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.

Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для

них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального

творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное,

без специально организованных процедур педагогической диагностики

музыкальный руководитель все же не может обойтись. В непрограмированном

наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из

виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе

диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической

практики:

Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей.

Выявить детей с скрытой одаренностью.

Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального

воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является

одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного

процесса.

Заключение

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим

условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и

культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя

психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о

том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска

педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на

сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает,

что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной

работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации

своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого

потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие

педагогические условия:

Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной

музыкальностью;

Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает

процесс музыкального воспитания детей;

Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь

их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных

участников и партнеров.

В результате реализации данного проекта ожидаем результаты:

1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности

реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные

программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду, на

муниципальном и областном уровнях.

2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах

и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их

творческого потенциала. Для оценки эффективности реализации

проекта необходимо на протяжении межатестационного периода вести

мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных

движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же

мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников. Итоговые

результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут

представлены педагогическому сообществу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК» Программа работы с одарёнными детьми дошкольного возраста

laquo;ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК»Программа работы с одарёнными детьмидошкольного возраста...