Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка».
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Сергеева Наталья Александровна

 

  1. Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД 1.

  1. Старшая группа.
  2. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка».
  3. Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность - путешествие
  4. Цель: создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
  5. Задачи:

       Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов;
  • развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек;
  • развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи.

Образовательные:

  • знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки;
  • приобщать детей к истокам русской культуры;
  • закреплять знания детей о дымковской игрушке, истории ее возникновения, особенностях узоров и цвета узоров.
  1. Оборудование: ИКТ, краски, карандаши (по выбору детей), кисточки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки, шаблоны - силуэты дымковских игрушек, презентация «Дымковская игрушка», проектор, ноутбук, экран.  
  2. Интернет - источники:

Литература:

  • Крупин В.Н. В Дымковской слободе / В.Н.Крупин. - М.: Малыш., 1989. - 32 с.
  • Крупин В.Н. Дымка / В.Н.Крупин. - Русская Миссия., 2007. - 208 с.

Этапы/хронология

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

   ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(5 мин)

Словесный метод - беседа

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть!

Эмоциональный настрой.

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети становятся в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выполнение действий по задачам НОД

(20 мин)

«Открытие» детьми новых знаний

Беседа, рассказ педагога, метод наглядности (картинки с дымковскими игрушками, слайд с изображением села Дымково)

Воспитатель: - Дети, вы любите путешествовать?  Сегодня  я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. Хотите? А необычное оно потому, что отправимся мы на ковре самолете. Согласны? Тогда усаживайтесь  удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!  (Звучит русская народная  музыка, дети сидят   с закрытыми глазами).

-   А теперь откройте глаза, посмотрите на экран и догадайтесь, куда мы попали? (слайд с изображением села Дымково) - А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

 

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведет

Воспитатель: Ребята, какие цвета используют мастерицы для росписи игрушек? Молодцы ребята! Мне понравилось, как вы отвечали!

Дети внимательно слушают воспитателя и отвечают на вопросы

Дети знакомятся с помощью картинок с дымковскими игрушками и их особенностями

Дети отвечают

Беседа, рассказ педагога

Воспитатель: - Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой  долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера

Дед Тихон: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие? 

Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковской игрушки. Дедушка, а что ты такой грустный?

Дед Тихон: Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Я очень опечален по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками, подмастерьями. Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать  веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Дети вместе с воспитателем рассказывают, для чего они прилетели

Игровой прием (игра «Соберем нужные краски»), наглядный метод (слайд с образцами цветов дымковской росписи и элементов дымковской росписи)

Воспитатель: Для того, чтобы приступить к работе, нам необходимо подготовить фигурки для росписи, кисти, краски.

Дед Тихон: Ребятки, мы не можем начать работу, так как из-за своей болезни я стал не внимательным и рассыпал все баночки с красками. А так как я плохо вижу, то сам не могу собрать все баночки. Вы поможете собрать мне все краски?

Воспитатель: Ну, ты дедушка не печалься,  мы тебе поможем.  

Игра: «Соберём нужные краски».

Дед Тихон: Ну, ребятки молодцы. Какие вы внимательные и шустрые. Вы поможете мне раскрасить мои игрушки? (дети соглашаются).

Воспитатель: Ребята, у дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый из вас может  выбрать фигурку по своему усмотрению.

Садитесь  удобнее, начинаем работу!

Воспитатель: Ребята, краски, какого  цвета вы использовали при росписи дымковской игрушки? (ответы детей).

- Как, одним словом можно назвать эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные). Слайд с образцами цветов дымковской росписи.

Воспитатель: - Какие элементы вы использовали при росписи игрушки? (дети отвечают). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек. Слайд с элементами дымковской росписи.

Дети в парах выполняют задание

Самостоятельная деятельность детей

В ходе раскрашивания игрушки, дети закрепили полученные ранее знания

Дети называют основные цвета дымковской игрушки

Дети называют основные элементы дымковской игрушки

     Физкультминутка      

         «Матрешки»

Хлопают в ладошки    Хлопок в ладоши перед собой,

Дружные матрешки.   Повторить хлопки еще раз.

На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу

Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И.П.

Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.

Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища

Девчонки озорные,            Наклоны головы вправо-влево.

Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны          

В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам

Вы похожи словно сестры.                         

Ладушки, ладушки,   Хлопок в ладоши перед собой.

Веселые матрешки.                

Дед Тихон:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! До новых встреч!

Дети встают и выполняют упражнения под музыку

Дети прощаются с персонажем

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

(5 мин)

Беседа с детьми

Воспитатель: Ой, ребята, какие вы все молодцы, все справились с заданием и очень помогли Деду Тихону. Дедушка Тихон очень доволен, и благодарен вам, ребята, ему понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими  игрушками.

- Какая   из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- Теперь мастеру Тихону есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Рефлексия

Беседа с детьми

Воспитатель: Ребята, давайте с вами подведем итог нашего занятия. Где мы с вами сегодня побывали? Кому помогли? С какими игрушками познакомились? и т.д. (ответы детей)

 Ребята,  я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные магниты:

  • красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось;
  • зеленый – вам все равно;
  • синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Прикрепите магнитик, соответствующий вашему настроению, ниже ваших работ.

Воспитатель: Я рада, что у вас у всех хорошее настроение и путешествие вам понравилось!

Дети отвечают на вопросы

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов

        

Технологическая карта НОД 2.

  1. Старшая группа.
  2. Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Государственная символика России»
  3. Форма проведения: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность
  4. Цель: формировать представление детей о родной стране, начальные представления о назначении гимна, герба, флага, развитие патриотических и гражданских чувств.
  5. Задачи:

            Воспитательные:

  • воспитывать любовь и чувство гордости к Родине;
  • воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага;

            Развивающие:

  • развивать память, логику, мышление, речевую активность детей;

Образовательные:

  • формировать представление детей о флаге, гимне, гербе, как о государственных символах;
  • познакомить детей с историей происхождения государственной символики, со значением флага в современной жизни;
  • формировать эстетическое отношение к флагу России;
  • учить детей узнавать государственные символы
  1. Оборудование: ИКТ (проектор, экран, ноутбук),  изображение флага и герба России, портрет Президента России, аудиозапись гимна России, презентация «Государственные символы России».
  2. Литература и источники:
  • художественная литература: Я. Акима «Моя Родина – Россия»,
    В. Степанова «Что мы Родиной зовем»

Этапы/хронология

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(5 мин)

Словесный метод - беседа

Рассказ воспитателя

Воспитатель: Ребята, у каждого человека на Земле есть свое имя, фамилия,
отчество. Каждый человек гордиться своим именем, своей фамилией,
особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими
людьми гордиться вся страна, и даже весь мир. Есть свое имя и у нашей
Родины. А что такое Родина? Давайте послушаем несколько стихотворений о
Родине.

Что мы Родиной зовем?

 Дом, где мы с тобой живем

И березки вдоль, которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем.

(В.Степанов)

Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок…. и я.

(Т.Бокова)

Воспитатель: Ребята, а какое имя носит наша Родина?

Какая наша Россия?

Воспитатель: Россия – страна, в которой мы живем. Ее площадь занимает первое место по территории среди всех стран мира. Наша Родина – Россия, а мы кто? (ответы детей)

В: Какой город является столицей России? (ответы детей)

В:  В Москве, в Кремле работает наш Президент и наше правительство. А кто Президент России? (показать фото президента). Ребята, а в нашей стране живут только русские? (ответы детей)

В: Нет, наша Родина многонациональная страна ( читает стихотворение «Все ли русские в России?»)

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Начало выполнения действий по задачам НОД, «открытие» детьми новых знаний

(15 мин)

Рассказ воспитателя как словесный метод обучения

Наглядный метод (показ слайда с изображением российского флага)

Наглядный метод (показ слайда с изображением герба)

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали имя нашей Родины – Россия, но нашу страну можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.

Флаг, герб, гимн – это государственные символы. Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с ними (показать иллюстрацию с изображением флага России). Флаг символизирует нашу страну, он развивается над зданием Правительства, флаги вывешиваются во время праздников, флаги поднимают во время побед. Ребята, а как мы узнаем флаг России? (на флаге России три полосы). Каждая полоса имеет свое значение . Белый, синий, красный цвета отвечают народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

 Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей и защищает ее.

Красный цвет – это символ силы. Наша страна сильная и непобедимая! (слайд с изображением российского флага)

Воспитатель:

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.

Физкультминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели),

Степи широкие (руки в сторону),

Леса большие (руками описываем круг).

А мы – ребята вот такие!

Воспитатель: Ребята, я уже говорила, что символом страны также является герб. Герб – отличительный знак страны, эмблема государства. Изображение герба помещается на флагах, печатях, монетах, паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает Правительство. Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? (показ слайда с изображением герба)

У России величавой На гербе орел двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он - России дух свободный

Воспитатель: Следующий символ России – гимн. А что же такое гимн и почему его слушают стоя?

Гимн – это не просто музыка, это торжественное музыкально – поэтическое произведение. Гимн исполняется и слушается стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча или, тихо подпевая. Звучит он в праздники, на особенно торжественных мероприятиях. Гимн нашей страны был написан композитором А. В. Александровым и поэтом С. Михалковым. (звучит гимн России)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами попробуем нарисовать наш флаг

Флаг у нас прекрасный - Белый, синий, красный. Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага.

Вот цвета родного флага!

Дети повторяют за воспитателем упражнения

Дети отвечают на вопрос

Дети слушают гимн России

Самостоятельная работа детей – рисование флага России

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Заключительная часть

(5 мин)

Воспитатель: Сегодня, на занятии мы узнали о государственной символике России. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своим именем. Но, если вы не станете космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте, Россия всегда будет гордиться вами, вашими делами и поступками!

Рефлексия

Беседа с детьми

Воспитатель: что нового мы сегодня с вами узнали?

Как выглядит наш флаг?

Что изображено на нашем гербе?

Как исполняется гимн  России?

Дети отвечают на вопросы воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию детей второй младшей группы. Рисование. Тема "Знакомство с воронежской игрушкой"

Знакомство с традициями родного края возможно начинать с самых ранних лет.  Данный материал помогает познакомить детей второй младшей группы с традиционной воронежской игрушкой - барыней, ее особ...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в образовательной области рисование (использование нетрадиционных техник рисования) с детьми раннего возрас...