Круглый стол для родителей ДОУ "Современный ребенок и гаджеты"
материал

Оксана Николаевна Леошкина

Круглый стол для родителей ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_v_sredney_gruppe.docx102.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад - 7

КРУГЛЫЙ СТОЛ

для родителей средней группы

на тему:

«Современный ребенок и гаджеты»

https://liwli.ru/upload/iblock/0c0/636830_original.jpg

г. Курганинск


Цель: создание условий для расширения и углубления знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.

Задачи:

  1. Выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами;
  2. Поиск альтернативных способов времяпрепровождения детей;
  3. Осознание родителями возможных проблем со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов.

Форма проведения: круглый стол.

Категория: родители средней группы.

Родительское собрание проводиться в соответствии с годовым планом педагога-психолога, совместно с воспитателем группы, с соблюдение дистанции и масочного режима.

 Подготовительный этап:

  • подготовка теоретической информации;
  • разработка анкеты для родителей;
  • анкетирование родителей;
  • разработка памяток для родителей.

План родительского собрания:

  1. Вступительное слово. (педагог-психолог)
  2. Результаты анкетирования. (педагог-психолог)
  3. Дискуссия: «Вред и польза гаджетов». (педагог-психолог)
  4. Мини-лекция: «Компьютерные игры» (воспитатель)
  5. Тест: «Определение зависимости от компьютерных игр» А.В. Котляров. (психолог)
  6. Мини-лекция: «Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости.» (воспитатель)
  7. Подведение итогов собрания. (педагог-психолог)
  8. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

  1. Повышена психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросе взаимодействия детей с современными гаджетами.
  2. Найдены альтернативные способы времяпрепровождения детей дома.
  3. Развиты представления родителей о возможных проблемах со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов.

Ход собрания

1.Вступительное слово педагога-психолога:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас!

Тему нашего собрания узнаете, когда отгадаете загадку:

                                                                    На столе стоит сундук

В сундуке окошко,

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

                                                    (компьютер)

- Тема собрания: «Современный ребенок и гаджеты».

В последнее время мы всё чаще слышим от детей слова: компьютер, телефон, планшет, компьютерные игры, ютуб, интернете.

Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

                   2.Выступление педагога-психолога:

- Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования: «Мой ребенок и гаджеты», которое проводилось в группе. (приложение 1)

3.Дискуссия на тему: «Вред и польза гаджетов»

Педагог-психолог: Уважаемы родители! Предлагаю Вам высказать свое мнение о вреде и пользе гаджетов.

1 группа – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка.
2 группа – называют отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.

Родители высказывают свое мнение.

Подведение итогов дискуссии:

- В результате нашей дискуссии можно сделать вывод:

Положительное влияние компьютера

Отрицательное влияние компьютера

Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

Большая нагрузка на глаза

Стеснённая поза

Познавательная мотивация

 Развитие остеохондроза

 Заболевания суставов кистей рук

Выработка усидчивости

Психическая нагрузка

Улучшение памяти, внимания

Компьютерная зависимость

Ориентирование в современных технологиях

Нервно-эмоциональное напряжение

Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

Синдром компьютерного стресса

Ребёнок забывает о реальном мире

Замена общения

- Как видите, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

4.Выступление воспитателя с мини-лекцией на тему: «Компьютерные игры»

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

    Адвентурные – иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

     Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

     Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

    Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

    Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т.д.

     Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

    Игры стимуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

    Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

    На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая!

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

  • В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.
  • Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.
  • Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.
  • Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.
  • В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  • Нежелательно применение системы оценок и баллов.
  • Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.    

Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

  • Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.
  • Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  • В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.
  • Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  • Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
  • Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  • В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.
  • После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
  • Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

   Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

5.Педагог-психолог: Уважаемые родители! Я предлагаю Вам ответить на вопросы теста: "Определение зависимости от компьютерных игр" А.В. Котлярова (приложение 2) и узнать, есть ли у вашего ребенка зависимость от компьютерных игр.

6. Выступление воспитателя с мини-лекцией на тему: «Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости».

Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение, например, компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость. Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
  2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.
  3. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время.
  4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).
  5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
  6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
    Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

7.Подведение итогов собрания.

Педагог-психолог: Заканчивая собрание, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка. Но родителям необходимо знать, что находится внутри их компьютера (т. е. какими программами пользуется ребёнок, какие страницы в Интернете он посещает, в какие компьютерные игры играет), и как ребёнок относится к вопросам организации рабочего места, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься.

8.Рефлексия.

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, которые у вас сложились после нашей работы. Что полезного для себя вы подчеркнули? (Ответы родителей)

- Закончить нашу встречу хочется словами Б. Шлимович:                                                        

                                                       «При правильном подходе к занятиям на компьютере

                                                                          можно извлечь максимум пользы для развития ребенка»

Анкета «Мой ребенок и гаджеты»

Инструкция: Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

  1. Ваше мнение: Компьютер – это: враг или друг (почеркните)
  2. Умеет ли ваш ребенок пользоваться гаджетами. Какими?
  3. Сколько времени проводит за гаджетами в день?
  4. Как ваш ребёнок проводит время за гаджетами: играет в игры, смотрит мультфильмы или фильмы, смотрит видео ролики в ютубе, другое____________?
  5. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за гаджетом?
  6. У вас есть беспокойство по поводу пользования ребенком гаджетов?
  7. Какие черты характера появились у ребёнка после начала использования гаджетов?
  8. Сколько времени вы сами проводите за гаджетами?
  9. Сколько времени вы уделяете ребёнку для совместных компьютерных игр?
  10. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
  • компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
  • ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
  • нет положительных моментов в использовании компьютера.

             

    Спасибо.


Приложение 2

                        Тест: "Определение зависимости от компьютерных игр" А.В. Котлярова

Инструкция: Уважаемы родители! Ответьте, пожалуйста на вопросы теста утверждением -  "да" или "нет".

1.Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру?
2.Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями? 
3.Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми? 
4.Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном? 
5.Игра за компьютером – главное средство для снятия стресса у ребенка? 
6.После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли? 
7.В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? 
8.При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы?
9.После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула? 
10.Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой, но он продолжает играть в нее?
11.Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием? 
12.Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени? 

13.Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной? 

14.Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры?
15.После компьютерной игры у ребенка возникает сухость слизистой оболочки глаз?

16.Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть?
17.Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка?
Обработка результата:

За каждый ответ "да" начисляется один балл.

Если сумма набранных ответов превышает 3 балла, то велика вероятность того, что увлечение Вашего ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость.