Программа сотрудничества с родителями «Новые формы взаимодействия ДОУ и семьи»
рабочая программа

Воронцова Марина Владимировна

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка ………………….………………………………….3
  2. Цели и задачи реализации Программы……………………………….........3
  3. Содержание направлений работы с семьёй по образовательным

областям ……………………………………………………………………..4

  1. Содержательный  раздел
  1. Содержание программы………………………………………………...6
  1. Информационно – просветительский раздел………………………6
  2. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи………………………………………………………………….6
  3. Консультативно-профилактический……………………………….6

  1. Ожидаемые результаты реализации……………………………………7
  1. Практический раздел

          3.1. Перспективно-тематический план программы…………………………..8

Пояснительная записка

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения  культуры социально - педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в  воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна  и  практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-педагогической компетентности, повышается ответственность  и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации программы, для которых целевым ориентиром является  формирование социального портрета ребенка дошкольника 5 – 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации, которая ведет к продвижению имиджа детского сада

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

•        единый подход к процессу воспитания ребёнка;

•        открытость дошкольного учреждения для родителей;

•        взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

•        уважение и доброжелательность друг к другу;

Цель: взаимодействие ДОУ и семьи, для оптимизации процесса воспитания и развития детей.

Задачи:

- поиск новых форм сотрудничества воспитателя с родителями и родителей с детьми

- акцентирование внимания на сохранение взаимодействия между семьей и ДОУ в подходах к задач социально-коммуникативного воспитания детей

- содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

В работе с родителями (законными представителями) нахожусь в постоянном поиске новых форм, методов, способов взаимодействия, в том числе и введении в педагогическую практику нетрадиционных, дистанционных  форм работы

Основные формы взаимодействия с семьей

Среди часто используемых форм:

  • Социально-педагогическая диагностика, анкетирование
  • Оформление стендов, папок-передвижек: «Детские страхи», «Учите детей говорить правильно», «Капризы и упрямство», «Воспитан ли ваш ребенок», «Времена года», «Режим дня – залог здоровья», «Вечерние игры с малышом», «Выходной день» и др.

Из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (законными представителями):

  • Проведение открытых видеочатов с родительским комитетом, использование социальных мессенджеров для дистанционной работы с родителями.
  • Вернисаж детско-родительских рисунков «Моя семья», поделок «Осенние фантазии», «Подарок для ёлочки»
  • Помощь родителей в оформление предметно-развивающей среды группы поделками детей и родителей к праздникам.

Содержание направлений работы с семьей

по образовательным областям

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

Обратить внимание родителей на развитие коммуникативных способностей ребенка, умение взаимодействовать с взрослыми  и сверстниками.  

Рекомендовать родителям создать в семье доброжелательные взаимоотношения  для формирования у ребенка уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.  

 Ориентировать родителей в выборе  литературы, художественных и мультипликационных фильмов, направленных   на  нравственное и патриотическое воспитание.

Привлекать внимание родителей к разным формам совместно с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома. Давать детям посильные трудовые поручения. Проводить беседы о профессиях в семье. Поощрять навыки самообслуживания детей.

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице и дома. Проводить беседы, читать литературу, нацеленную на формирование основ безопасности  жизнедеятельности.

Образовательная область "Познавательное развитие"

Информировать родителей  о возрастных  особенностях  познавательных особенностях развития  детей.

Привлекать родителей  к  участию в исследовательской,  продуктивной деятельности детей, проводить беседы с детьми, читать им познавательную литературу развивать любознательность.

Ориентировать родителей на совместные информационно-развлекательные прогулки и экскурсии для ознакомления детей  с окружающей родной природой и социальным миром.

Образовательная область "Речевое развитие"

Рекомендовать родителям создать в семье благоприятные условия  для   речевого развития. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.  Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Ориентировать  родителей в выборе  произведений, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с  художественной  литературой.

Обращать внимание родителей  на развитие у ребенка диалогической речи: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить рассказывать и пересказывать.

Образовательная область " Художественно-эстетическое развитие"

Информировать родителей об основных целях и задачах формирования интереса к эстетической стороне окружающего мира.

Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Ориентировать родителей в выборе литературы , нацеленной на  формирование у детей элементарных представлений о видах  и жанрах искусства ( стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура). )

Рекомендовать родителям посещать с детьми театры, выставки, библиотеки, музеи. Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Заниматься совместно с детьми художественным творчеством. Организовывать в детском саду и дома творческие выставки.

Образовательная область "Физическое развитие"

Информировать родителей о возрастных особенностях  физического развития детей.  Объяснить о необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у детей  здорового образа жизни а также  представление о необходимых человеку веществах и витаминах.

Привлекать родителей к совместным с детьми спортивным праздникам и развлечениям в детском саду. Личным примером прививать детям любовь спорту.

Содержание программы включает 3 раздела:

I раздел. Информационно-просветительский

Цель: объяснение стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса и реализации основной общеобразовательной программы в условиях детского сада и семьи.

Основными задачами реализации раздела  являются: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.

Формы взаимодействия с родителями:

  • информационные стенды  с фотоматериалами различных планов,  раскрывающие содержание основных вопросов в развитии детей;
  • родительские собрания, направленные  на  ознакомление  родительской  общественности  с  содержанием образовательных областей программы ДОУ;
  • лекции,  консультации ориентированные на ознакомление родителей с  требованиями ФГОС к качеству воспитания и развития дошкольника;
  • опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности  эффективностью мероприятий.

II раздел. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.

Данный раздел ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках  взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного раздела выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равно ответственных  и равноправных за результат освоения программы детьми.

Инновационные  формы взаимодействия с родителями: круглый стол, диспуты, открытые мероприятия образовательной деятельности, тренинги,  совместные мероприятия родителей  с детьми, способствующие улучшению взаимопонимания в семье.

III раздел. Консультативно-профилактический

Содержание  раздела направлено  на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка, связанных с освоением содержания образовательных областей общеобразовательной программы и организации совместной деятельности родителей и детей  в условиях семейного воспитания.

Задача раздела: обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка и его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и темпов индивидуального развития в семье и детском саду.

Формы взаимодействия с родителями:  групповые консультации, круглый стол, газета для родителей «Успешный дошкольник», листок здоровья «Любимый ребенок», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты, тематические встречи специалистов с родителями, семинары-практикумы.

Реализация программы рассчитана на один учебный год, место реализации программы – детский сад (старшая группа «Ягодка»).

Ожидаемые результаты реализации программы:

Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт  с семьёй, знает  особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что в свою очередь ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Возможность родителям проявить самостоятельность, формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.

Укрепление внутрисемейных связей, что тоже является проблемным вопросом в педагогике и психологии.

Возможность наиболее эффективной реализации программы детского сада. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду  будет полна приятными впечатлениями и доверием к окружению.

Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы и педагогической компетенции  в вопросах детско-родительских отношений.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности  реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса  освоения детьми образовательных областей на конец учебного года.

Литература

1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

2.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. №4 - с 33-38

3. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.

4.Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с

5. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

6.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.

7. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

8. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.

9. Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.

10. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

11. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

12. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.

13.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Журфикс – новая форма взаимодействия детского сада и семьи».

ФГОС ДО определяет родителей как субъектов образовательного процесса. Как вовлечь семью в образовательный процесс ДОУ? Данная форма взаимодействия с семьями воспитанников поможет педагогам в решении д...

Партнерское сотрудничество с родителями с использованием новых форм взаимодействия

В статье представлен инновационный опыт по взаимодействию с семьей....

Программа по сотрудничеству с родителями «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи».

Программа по сотрудничеству с родителями «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»....

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Программа сотрудничества с родителями «Взаимодействие ДОУ и семьи»

    Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и...

Программа работы с родителями «Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников».

  Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольногообразовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба с...